Как помочь душевнобольному, и как избежать «лечения от религии»

0
1535
Время на чтение 11 минут

Источник: Прихожанин

20 мая 2021 года в рамках XXIX Международных образовательных чтений в Отделе внешних церковных связей Московской Патриархии, который расположен на территории Данилова монастыря, работала секция «Попечение Церкви о душевнобольных».

Тема эта очень сложная, она требует самого пристального внимания и дальнейшего глубокого изучения. Как правильно организовать помощь душевнобольным? Как наладить действенное сотрудничество между Церковью и медициной? Что может сделать священник, чтобы помочь больному прихожанину воспользоваться квалифицированной помощью специалистов? Как убедить неверующего психиатра не лечить больного «от религии»? Эти и другие вопросы обсуждались на встрече.

Проблемы психического здоровья человека с разных сторон рассматривали люди, которые Господом призваны их решать: священнослужители, именитые врачи-психиатры, ученые, работающие в этой сфере. А поскольку тема душевного здоровья человека в последние годы всё больше и больше выходит на передний план, то неудивительно, что в работе секции приняли участие такие священники и ученые, как: протоиерей Владимир Воробьев, настоятель храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, профессор; протоиерей Павел Хондзинский, декан Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доцент и заведующий кафедрой практического богословия, доктор богословия; Василий Глебович Каледа, заместитель директора Научного центра психического здоровья РАН, доктор медицинских наук, профессор, Григорий Иванович Копейко, заместитель директора Научного центра психического здоровья РАН, профессор.

Возглавил работу секции «Попечение Церкви о душевнобольных» митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. Поприветствовав собравшихся участников и гостей, владыка представил свое слово «Пастырская психиатрия: психическое здоровье и приходская жизнь». Митрополит Сергий отметил, что самое печальное то, что психически нездоровый человек в результате своей болезни оказывается в изоляции: от него отворачивается и семья, и общество. При этом зачастую душевнобольной человек не обращается к врачу, стараясь подменить психиатра священником, что создает определенные трудности в лечении таких больных.

Как заметил владыка Сергий, на протяжении уже нескольких (более 12) лет велась большая и активная работа по налаживанию взаимодействия между Церковью и психиатрией. В результате этой совместной деятельности уже многое достигнуто. Скажем, в этом году было издано первое практическое руководство для священнослужителей «Основы пастырской психиатрии», в котором описывались различные психические расстройства. И вот теперь, к началу работы нынешней секции, отметил Его Высокопреосвященство, подготовлен важный документ — «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных». Он утвержден Межсоборным присутствием для использования в пастырской работе и при подготовке духовенства. «Основная цель этого документа – организация жизни христианской общины таким образом, чтобы она стала местом, где душевнобольной человек не будет сталкиваться с предрассудками и мифами о психических болезнях, где такой человек ощутит свою социальную ценность и любовь окружающих, — сказал митрополит Воронежский и Лискинский Сергий. — Где у него будет возможность посильно и беспрепятственно участвовать в образовании, общении, трудовой реабилитации, молитве, развивать свои способности и возможности, а его родственники смогут получить необходимую эмоциональную, материальную и информационную помощь».

В этом документе, по словам владыки, рассматриваются основные принципы пастырской работы с психически больными и членами их семей, а также даются практические рекомендации для церковного попечения о психически больных.

Другие участники встречи с самых разных сторон разбирали треугольник «душевнобольной — священник — психиатр». Так, в своем докладе «Психические заболевания и их классификация с позиции современной медицины» профессор Василий Каледа указал на то, что существует очень широкий спектр психических состояний — от легких до весьма тяжелых, и священнику, к которому обратился человек с душевными проблемами, важно понять, с чем он имеет дело — с духовно-нравственными проблемами, в которых он может помочь, или с настоящими психическими отклонениями. Если речь идет о психической патологии, то ставить конкретный диагноз — это задача не священника, а психиатра.

Василий Глебович в своем выступлении дал подробный анализ (с цифрами и фактами) основного спектра психических заболеваний, начиная от легких невротических состояний и заканчивая шизофренией и биполярным расстройством. Профессор Каледа остановился на природе и причинах этих заболеваний, и отметил, что в последнее время ученые говорят о биопсихосоциодуховной модели развития психических расстройств, когда различные болезни и нервные состояния вызываются не только генетической предрасположенностью, но также психологическими и социальными причинами. При этом Василий Глебович сделал акцент на тех задачах, которые стоят перед Церковью. Он привел слова австрийского психолога, философа и психиатра Виктора Франкла, что «религия дает человеку духовный якорь спасения с таким чувством уверенности, которое он не может найти нигде больше». Каледа добавил, что врачи не претендуют на то, чтобы медициной замещать лечение души, которым занимаются священники: «Цель психотерапии — лечить душу, сделать ее здоровой, цель религии — спасать душу».

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, профессор в своем докладе «Основные принципы пастырской работы с психически больными людьми и членами их семей» напомнил, что до революции 1917 года в нашем обществе было ясное понимание, что науки о душе без религии невозможны, однако за время советской власти психология и психиатрия стали другими. Многими психиатрами вера человека в Бога зачастую воспринималась как психопатология, и врачи любого верующего больного рассматривали как жертву культа и начинали лечить от религии. Нечто подобное встречается и в наши дни, и поэтому требуются совместные усилия Церкви и православных специалистов в области психиатрии для того, чтобы преодолеть эту ситуацию. Отец Владимир рассказал, что в его пастырской практике был случай, когда врач-психиатр, не понимая, что такое духовная жизнь, спровоцировал трагедию в жизни своего пациента, который был верующим человеком.

С грустью священник заметил, что психически больных сейчас очень много: «Мы даже себя иногда так и называем«филиалом психиатрической больницы». Стоишь на амвоне, даешь крест и видишь, как подходят один за другим». Он добавил, что очень правильно поступают врачи, когда направляют людей с психическими расстройствами в церковь. Но что делать священнику с душевнобольным прихожанином? Главное, по мнению, протоиерея Владимира, надо включить такого больного в жизнь общины, чтобы другие члены общины принимали этого человека, пусть и как больного, но как своего. Чтобы было как в настоящих семьях: когда больного ребенка поддерживают и родители, и старшие братья и сестры. И возможно помочь ему, дав несложную работу в храме.

Кроме того, по мнению отца Владимира, очень важны правильные и естественные отношения между священником и больным прихожанином. «Не должно быть никакой надуманности, не надо ничего изображать, — подчеркнул протоиерей Владимир. — Всё пусть будет просто, ясно. «Ну и что, что ты болен? Мы все, так или иначе, больны». Он также заметил, что священнику крайне важно установить правильные отношения с родными больного, которые нередко продолжают отрицать, что их родственник — не здоров психически. Священнику необходимо убедить родных больного смириться с существующей ситуацией, не отрицать ее, не бороться с ней, не бояться ее, а принять, как данное Господом попущение.

Протоиерей Владимир Воробьев отметил еще один момент: большая сложность, по его мнению, заключается в том, что священник часто сам избегает общения с психически больными прихожанами, так как такое общение требует больше внимания, заботы, времени и сил. Но именно к этому надо призывать священнослужителей, подчеркнул отец Владимир, и в качестве примера рассказал о клириках, которые регулярно, как на работу, ходят окормлять больных в психиатрических лечебницах.

Теме «Участия душевнобольных в богослужениях, церковных таинствах и обрядах» посвятил свое выступление протоиерей Павел Хондзинский, заведующий кафедрой практического богословия ПСТГУ, декан богословского факультета, доктор богословия. Он заметил, что в подготовленном и рассматриваемом документе «Пастырское попечение в Русской Православной Церкви о психически больных» подробно и хорошо изложены основные моменты, связанные с участием душевно нездоровых прихожан в церковных таинствах и богослужениях: как душевнобольному человеку поститься, вести себя в храме, причащаться... Но что делать, если психическая болезнь омрачила душу самого священнослужителя? Не может ли это стать препятствием к рукоположению? Ведь известно, рассуждал отец Павел, что священник в своем служении испытывает колоссальные нагрузки, и во многих случаях временные легкие невротические состояния могут перерасти в тяжелое психическое заболевание. А ведь случаются и такие моменты, заметил священник, когда психическое расстройство маскируется под грех или, напротив, под добродетель. И тогда вспышки гнева могут свидетельствовать о болезненном изменении, а, к примеру, депрессия будет выдаваться за глубину покаяния. Сам протоиерей Павел Хондзинский в своем выступлении не дал ответ на поставленные им же самим вопросы, но призвал участников встречи изучить и обсудить эти проблемы.

С очень интересным докладом на тему «Практические рекомендации для церковного попечения о психически больных» выступил Григорий Иванович Копейко, заместитель директора Научного центра психического здоровья РАН, профессор. Он подробно и доходчиво рассказал участникам встречи о самых разных проявлениях психических заболеваний. Когда, скажем, при депрессии средней или тяжелой степени у обычного человека появляются бредовые идеи самообвинения, греховности, обнищания или слуховые галлюцинации, а у человека верующего — ощущения Богооставленности, «окамененного бесчувствия», потери надежды на милосердие Божие. Такого рода состояния требуют совместных действий священника и врача. Священник, послушав психически нездорового прихожанина должен во время исповеди осторожно побудить этого человека обратиться к врачу или поговорить с его родственниками и убедить их, что близкому им человеку нужна помощь психиатра.

Психиатрическая помощь необходима и тем людям, которые вдруг начинают слышать какие-то «голоса». Больным может казаться, что с ними разговаривают ангелы или, наоборот, бесы. И эти голоса «ангелов» и «бесов» могут отдавать больным приказы, типа «выпрыгни из окна» или «возьми нож и вонзи себе в сердце». Такой бред, по словам Григория Ивановича, нельзя исцелить никаким образом, как только специальными препаратами, и подобное лечение может потребовать длительного времени. Нередки случаи, отметил профессор Копейко, когда у больных начинается бред преследования, или им кажется, что в них вселился бес. Такие больные прихожане, оказавшись в храме, нередко пугают священников, и те пытаются «лечить» их с помощью отчиток и святой воды.

Бывает, что подобные психические состояния возникают и у насельников монастырей. «У нас лежал инок из северного монастыря, — рассказал Григорий Иванович, — который был убежден, что внутри него сидит бес, который его душит изнутри. Эта история закончилась плохо, инок погиб, несмотря на проведенный курс лечения. По неустановленной причине он вдруг перестал принимать лекарства».

Рассказал профессор Копейко и о таких состояниях, которые психиатры называнию маниакальными. У таких больных они проявляются по-разному: одни не спят по ночам или совсем мало едят, другие чувствуют себя сверхлюдьми и могут проводить время в постоянных кутежах или, придумывая бесконечные трудно реализуемые проекты. А бывает, что примерный семьянин, впадая в маниакальное состояние, начинает искать внебрачные связи.

Психические болезни не имеют возраста, они могут поражать и стариков, и подростков. В пожилом возрасте у людей часто развивается деменция или болезнь Альцгеймера, и в подобных случаях, заметил Григорий Иванович, медицина бессильна, и психиатры могут лишь на время оттянуть болезнь, но не остановить ее.

Свои особенности имеют душевные болезни и у подростков. К примеру, девушкам с психическим расстройством может казаться, что они уродливы, и тогда они доводят себя до полного истощения. Бывает, что школьники, страдая от депрессии, убегают из семьи, начинает бродяжничать, пить, воровать. Если подростка, заметил профессор, вылечить от детской депрессии, то вместе с ней пройдет и тяга к алкоголизму и бродяжничеству.

В заключение Григорий Иванович Копейко прокомментировал некоторые мысли и предложения других участников встречи. Так, с идеей протоиерея Владимира Воробьева предоставлять душевнобольным людям место и работу в храме, к примеру, в качестве уборщицы или сотрудника, профессор Копейко не согласился. Он, подчеркнув, что ни храмы, ни монастыри не приспособлены к тому, чтобы принимать душевнобольных, заверил, что нездоровых людей надо направлять в центры реабилитации, где есть лекарственные препараты и специально подготовленный персонал. В противном случае это может вылиться в трагедию.

Дал Григорий Иванович и свой комментарий по поводу слов протоиерея Павла Хондзинского о священниках, у которых могут быть выявлены душевные расстройства. По мнению профессора, каждая подобная ситуация должна рассматриваться в индивидуальном порядке и добавил, что у себя в центре им приходилось лечить священнослужителей самого разного иерархического уровня, и эти священники ныне продолжают свое активное пастырское служение. «Не надо бояться самого заболевания, — подчеркнул Григорий Иванович, — и не надо бояться обращаться к врачам-психиатрам. При необходимости надо просто быть с ними в контакте».

Как и все предыдущие встречи, посвященные теме «Попечение Церкви о душевнобольных», так и встреча, описанная выше, была весьма полезной и содержательной. Хочется верить, что одобренный Межсоборным присутствием документ о помощи психически нездоровым людям найдет понимание и отклик у священнослужителей и прихожан нашей Церкви.

Подготовил Петр Селинов

Фото: Александр Ерофеев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Селинов
Все статьи Петр Селинов
Последние комментарии
К этому можно относиться как к мерзости
Новый комментарий от С. Югов
22.01.2025 09:20
Церковный «собор» в Киеве 1918-1919 годов
Новый комментарий от Vladislav
22.01.2025 01:33
Воспользуется ли Россия расколом Запада?
Новый комментарий от учитель
22.01.2025 01:11
Русский Гомер
Новый комментарий от Бузина Олесь
21.01.2025 22:17
Валите из России, поклонники Трампа!
Новый комментарий от Русский Иван
21.01.2025 22:15
Нехарактерный миграционный случай
Новый комментарий от Русский Иван
21.01.2025 22:09
Энергия заблуждения
Новый комментарий от РомКа
21.01.2025 21:40