Источник: сайт Владикавказской Епархии РПЦ
(Представленная в материале информация собрана Владимиром Николаевым, подполковником юстиции в отставке, племянником фамилии Габуевых, во время его визита в Осетию в сентябре 2019 г.)
«Аз есмь пастырь добрый: пастырь добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10:11)
3 октября 2019 года в г. Алагире Республики Северная –Осетия Алания отмечается печальный юбилей. Ровно 90 лет назад в своем доме был застрелен священнослужитель Русской Православной Церкви, иерей Иосиф Гагкаев.
Выстрелы в этого замечательного пастыря потрясли жителей Алагира настолько, что не забыты до сих пор в воспоминаниях его правнуков и старожилов города.
В сети интернет и печатных публикациях о расстрелянном отце Иосифе Гагкаеве практически ничего не пишется и не говорится.
А ведь это был, со слов его ныне живущих потомков, один из самых уважаемых православных священников Алагира 20-ых годов. Жизнь и кончина отца Иосифа - яркий пример ревностного служения Христу Богу, Православной Церкви и народу Божьему.
Не случайно, по промыслу Божьему, отцу Иосифу было доверено в 1906 году отпеть великого сына осетинского народа, основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова.
Что известно нам о личности и жизни отца Иосифа Гагкаева? Данные сведения даны его правнуками и сопредельными родственниками по линии супруги Нины, урожденной Дзгоевой, а также взяты из книг Вадима Баскаева, исследователя жизни и творчества Коста Хетагурова. Особенно нам важны устные и письменные сведения, предоставленные ныне здравствующей прямой правнучкой отца Иосифа—Земфирой Сопоевой, внучкой одной из дочерей батюшки, Ксении Сопоевой, с которой Земфира проживала постоянно, до смерти Ксении Иосифовны в 1981 году.
Отец Иосиф (до крещения --Шамиль) родился в начале 60-ых годах 19 века в селе Георгиевско-Осетинское (Лабе) Карачаево-Черкессии (ныне – село Коста-Хетагурово) в селе крестьянина. Рано остался сиротой. Сиротство воспитало в нем в будущем пастырское смирение и невозмутимость. Он вырос в семье Колиевых.
Видимо не случайно Господь привел юного Шамиля Мациевича Гагкаева (в крещении—Иосифа) в православное духовное заведение—Ставропольскую духовную семинарию. После окончания семинарии и рукоположения в иерейский сан, отец Иосиф был направлен на пастырское служение на родину, в село Георгиевско-Осетинское.
По имеющимся устным и печатным сведениям, отец Иосиф в Лабе был самым уважаемым священником, настоятелем храма святого великомученика и Победоносца Георгия, в котором он прослужил 23 года.
«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16)
Служение Христу по Святому Евангелию позволили отцу Иосифу долгое время священствовать в селе Георгиевско-Осетинское Карачаево-Черкессии, до 1906 года.
Отдельно необходимо отметить теплые дружеские отношения отца Иосифа и его семьи с великим просветителем Осетии Коста Левановичем Хетагуровым.
Эти крепчайшие нити с основоположником осетинской литературы были настолько искренними и доверительными, что по настоятельной просьбе родни Коста Хетагурова, отцу Иосифу было доверено почетнейшая и святая миссия совершить чин отпевания поэта, отошедшего ко Господу 1 апреля (19 марта по ст. ст.) 1906г. в с. Георгиевско-Осетинское. Семья отца Иосифа постоянно заботилась и навещала великого поэта Осетии-Алании в период его физической и душевной немощи. Матушка отца Иосифа-Нина(Дзгон) регулярно готовила для Коста его любимый уалибах.
Фото: отпевание Коста Хетагурова.
Со слов Земфиры Сопоевой, по рассказам ее бабушки Ксении, дочери отца Иосифа, батюшка Иосиф и его семья как могли помогали Коста в его болезнях, причащал его регулярно, служил молебны о его здравии.
В знак особого уважения Коста к отцу Иосифу, великий певчий Осетии подарил ему свой деревянный посох, который ныне, как большая ценность, хранится в Доме-музее Коста Хетагурова во Владикавказе.
После смерти своего большого друга, Коста, отец Иосиф, приблизительно в 1906 г. переводится в село Ольгинское, приграничное с пунктами, населенными ингушами. Здесь отец Иосиф также проявил себя как ревностный добрый пастырь, но его священническая деятельность была страшно омрачаема убийствами осетин, совершаемых ингушами на приграничных зонах. Как вспоминает Земфира Сопоева, каждый раз, когда осетины спускались к реке вместе с лошадями, с другого ингушского берега звучали выстрелы. Много прихожан отца Иосифа было убито тогда. И он это воспринимал как страшную личную трагедию. Все это не могло не сказаться на решении отца Иосифа переехать вместе с семьей в Алагирский район, в село Салугардан, примерно в 1908 году. Здесь, в Алагире, отец Иосиф был настоятелем храма пророка Божия Илии до его закрытия большевиками в 20-ых годах.
«Будьте совершенны, как Отец ваш совершенен есть». (Мф.19:10).
Со слов потомков отца Иосифа, священник был очень образованным и постарался дать классическое образование всем своим детям. В семье было 13 детей, из которых выжили и дожили до почтенного старческого возраста семеро. Некоторые из детей отца Иосифа имели по два высших образования.
Дочь Ксения, бабушка Земфиры Сопоевой, была заслуженным человеком в Алагире, заведующей Алагирского РОНО и многолетним завучем 1 –ой Алагирской школы. Земфира воспоминает, что ее так любили ученики, что в обязательном порядке поздравляли и посещали ее лично, даже если оказывались в дальних регионах СССР. Другие дочери, Серафима и Анна, также стали педагогами и очень уважаемыми людьми.
Сыновья отца Иосифа—Гавриил (Габу) и Александр (Шура) стали юристами. Гавриил, окончивший Казанский университет, работал в прокурорских органах СОАССР, а потом в Москве. Занимал важные государственные должности. Его прах захоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Его дети и внуки стали учеными, внуки профессорами работали в МГУ. Александр (Шура) участник Великой Отечественной войны, вернулся с войны почти слепым, проживал с матушкой отца Иосифа Ниной во Владикавказе.
Будучи главой большой семьи, отец Иосиф являл собой само смирение и кротость. Земфира вспоминает, что ее бабушка Ксения всегда говорила, что никогда, за все время семейной жизни, ее отец, иерей Иосиф, никогда не позволил повысить голос на своих детей и вообще, на любого человека. Эту смиренность и тихость батюшка передал своим детям. Только одна дочь не способна была воспринять эти святые качества своего отца. И речь о ее страшном деянии пойдет дальше.
«Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:28)
Отец Иосиф, проживая в Алагире, на ул. Льва Толстого являл собой Евангельский пример редкой доброты, благотворительности и постоянной помощи бедным, голодным и нуждающимся. После 1917 года, когда по Российской Империи прокатилось гибельное большевистское красное колесо террора, насилия и разрушения, в стране, где экономика была полностью разрушена, появились толпы голодных и нищих. Устроенный большевиками голод 20-ых годов унес жизни миллионов россиян. Голодные и нищие блуждали по всей стране в поисках какой-то пищи. Появились они и в Северной Осетии. Приходя в Алагир, они спрашивали у первого встречного – где можно перекусить хлебной крошки?! И почти все алагирцы отвечали пришлым – ИДИТЕ К ПОПУ ИОСИФУ! И толпы голодных шли к батюшке Иосифу Гагкаеву хоть как-то поесть, чтобы избежать голодной смерти. Его дом на ул. Льва Толстого в Алагире с большим приусадебным земельным участком кормил всех приходящих! Когда действовал храм Пророка Божия Илии, где священствовал отец Иосиф, батюшка кормил голодных хлебом из церковной муки, которая должна была идти на просфоры.
Со слов ныне здравствующей 91-летней Лемы Баскаевой, снохи дочери батюшки, Анны Иосифовны, ее свекровь постоянно рассказывала, что батюшка Иосиф был очень и очень добрым и хлебосольным. В голодные 20-ы годы, он чудом изыскивал возможности накормить всякого ближнего. Правнучка священника Земфира вспоминает характерный случай в своей жизни. В 1978 году, когда ей было 15 лет, она вместе с мамой Эммой, внучкой отца Иосифа, ехали в автобусе до Алагира, и в момент, когда в автобус вошли старшие мужчины, они с матерью встали и уступили им место. Старшие осетины-алагирцы сразу спросили—кто они, из какого рода? И внучка, и правнучка батюшки Иосифа представились. После того, как старшие и все другие пассажиры узнали, что женщины-прямые потомки отца Иосифа Гагкаева - выразили им свое глубокое почтение и подтвердили, что отец Иосиф Гагкаев был достойным и уважаемым человеком и священником в Алагире.
«И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18)
Батюшка Иосиф был до конца предан служению Христу Богу, Русской Православной Церкви и народу Божьему. В семье, по воспоминаниям родни, он всегда говорил, что без Бога и Церкви нельзя прожить России. Без Бога и Церкви Россия погибнет. Батюшка никогда не был контрреволюционером, не призывал открыто бороться с советской властью и большевиками, не подстрекал народ к бунтам и восстаниям, но он никогда не шел на сделки со своей пастырской совестью, никогда не позволил себе усомниться в своем священническом статусе и выбранном священническом пути, не отрекался ни от Бога, ни от Церкви, ни от священного сана. Поклонения большевикам отец Иосиф не приносил.
Поскольку все без исключения дети отца Иосифа были крайне образованы, его любимая дочь Софья, также получила высшее юридическое образование, жила во Владикавказе и поступила на службу в Северо-Осетинскую областную прокуратуру. Была она и членом ВКП(б). И не только членом партии, но также и агентом Северо-Осетинской ОГПУ, то есть чекисткой. Видимо, не случайно, дьявол через своих земных бесов-большевиков и чекистов, выбрал для расправы с воином Христовым одного из самых дорогих и любимых пастырем человека, родную дочь, чтобы сделать ее отцеубийцей. Как Иуда предал своего Учителя и Отца, Христа Спасителя, так и родная дочь православного священника предала своего отца и решилась на его убийство. Со слов, Залины Демуровой, внучатой племянницы мамы убийцы Нины Гагкаевой, руководство прокуратуры, орган ВКП(б) и ОГПУ Алагира и Осетии, потребовали от Софьи Гагкаевой убедить своего отца публично отречься от веры, церкви и сана, либо перейти на службу к чекистским обновленцам. В случае, если отец Иосиф откажется выполнить все вышеуказанные требования, то Софья лишается работы и выгоняется из партии, и на ее карьере ставится крест. Причем у Софьи имелось право на ношение огнестрельного оружия, браунинга.
Правнучка отца Иосифа Земфира утверждает, что большевики и чекисты не случайно выбрали именно Софью для убийства своего отца. Ведь в прокурорских органах Осетии служил и сын священнника Гавриил (Габу) Гагкаев, также проживающий во Владикавказе. Но, видимо, большевики и чекисты даже боялись намекнуть Гавриилу на угрозы и способ расправы с родным отцом-священником. И последующие действия Гавриила доказывают его преданность родному отцу.
О том, что Софья служила в ОГПУ агентом, она подтвердила Земфире сама, в 70-е годы. «Ты знаешь, Зифиля, кем я раньше была? А ведь я была ярой чекисткой, со мною шутки плохи» - ядовито шипела Софья малой своей внучатой племяннице. Со слов, Земфиры, Софья была очень ярым коммунистическим человеком, властным, озлобленным, решительным на самые резкие поступки.
Не добившись от родного отца отречения от Бога, Церкви и сана, Софья, повинуясь зову сатаны, вечером 03 октября 1929 года, находясь в доме отца Иосифа Гагкаева в Алагире, выстрелила в него, лежащего на кровати, в голову из браунинга. Смерть отца Иосифа наступила мгновенно, и вызвала шок и потрясение у всех родных и жителей Алагира. В агонии озлобления Софья также попыталась убить прибежавшую на выстрел мать, Нину Борисовну Гагкаеву, но находившаяся рядом сестра Анна Гагкаева (в замужестве Баскаева) резко оттолкнула убийцу, и пуля пролетела мимо родной матери.
После совершенного сатанинского злодеяния, секретарь Северо-Осетинского обкома ВКП(б) Питковский в духе отчетности об уничтожении классовых врагов, дал в Москву радостную шифрограмму о том, что следователь республиканской прокуратуры Софья Гагкаева, якобы в состоянии аффекта убила из имеющегося браунинга отца-священника Иосифа Гагкаева. О том, что Софья Гагкаева умышленно и целеустремленно убила своего отца-священника из политических антицерковных убеждений, по политическим мотивам, по политическому большевистскому заказу, после безуспешных попыток заставить отца публично отречься от Бога, Церкви и Веры, свидетельствуют слова ныне здравствующей 87 летней другой внучатой племянницы жены священника, Тамары Дзгоевой. Убежден, что можно верить словам бывшего Председателя Арбитражного Суда СОАССР, члена обкома СОАССР, заслуженного юриста РФ Тамары Дзгоевой, поведавшей, что в конце 60-ых годов ей пришлось ночевать 1 ночь в квартире Софьи Гагкаевой во Владикавказе. В ходе ночной беседы с тетей, та поведала своей свояченице, что она убила своего отца по политическим мотивам, как врага народа и партии, как служителя Церкви, как представителя старого режима. При этом, Тамаре Дзгоевой на всю жизнь запомнились слова отцеубийцы: «Я шла после того, как застрелила отца с глубоким чувством выполненного партийного и личного долга!». Надлежащего раскаяния и покаяния за совершенное страшное злодейство, как свидетельствует Земфира Сопоева, Софья Гагкаева в будущем так и не принесла.
Отца Иосифа похоронили в облачении на старом Алагирском кладбище. Его серебряный иерейский крест сохранили. Могилу сначала хотели забетонировать, но родные не дали этого сделать. Старожилы могут указать на место захоронения убитого священника. Необходимо полностью восстановить могилу убиенного православного пастыря - мученика за Бога и веру.
Чтобы выгородить отцеубийцу от правосудия, ОГПУ временно спрятало Софью Гагкаеву в психбольницу. Государственно-уголовного и партийного наказания убийца отца-священника не понесла, но зато понесла серьезное Божье возмездие.
Убийство дочерью своего отца-священника повлекло для убийцы неотвратимые наказания от Господа. Два рожденных Софьей здоровых ребенка внезапно умерли, она также потеряла двоих мужей. Под старость ее поразила страшная слепота, она стала беспомощной. Опасаясь, что ее никто не будет хоронить из родных за совершенное злодеяние, Софья при жизни выкопала себе могилу возле могилы матери, которая стояла пустая с насыпанным холмом. Действительно, близкая родня, братья и сестры, отказывались общаться с убийцей своего знаменитого и прекрасного во всех отношениях отца. Родной брат Софьи, образованнейший юрист, Гавриил, отказался даже проживать в одном городе со своей сестрой –убийцей и ходить с ней по одной земле, и уехал из Владикавказа.
После смерти Софии в начале 80-ых годов прошлого века, ее хоронила не прямая родня, а свояки и знакомые, причем при опускании гроба с телом убийцы в могилу, не хватило земли, чтобы скрыть гроб, и пришлось привозить землю, чтобы полностью скрыть этот гроб. Земля не принимала убийцу священника!
Со слов свояков, в последнее время не было возможности даже подойти к могиле Софьи Гагкаевой на кладбище Владикавказа, так как на могилу упало мощное дерево, и перегородило этот доступ. Воистину – МНЕ ОТМЩЕНИЕ И АЗ ВОЗДАМ!
Светлая память об отце Иосифе Гагкаеве сохранилась до нашего времени. Промыслительно, что в начале 2000-ых гг. в Осетии появился второй отец Иосиф Гагкаев, настоятель храма святителя Николая в селе Верхний Бирагзанг, недалеко от Алагира. Являясь дальним родственником отца Иосифа с общего осетинского древа Гагкаевых, нынешний отец Иосиф (в миру Сослан) Гагкаев бережно хранит добрую память о своем славном предке. Чудом является еще один факт. Иерейский серебряный крест отца Иосифа Гагкаева 1896 года чудесным образом сохранился и благоговейно был передан Земфирой Сопоевой своему духовнику - протоиерею Владимиру Колесникову, а от него – отцу Иосифу Гагкаеву. Причем, покойный священник сам указал во сне своей правнучке Земфире кому отдать его иерейский крест—ТОЛЬКО СВЯЩЕННИКУ! Так оно и произошло.
Фото: наперстный крест иерея Иосифа Гагкаева
Со слов настоятеля храма святителя Николая иерея Иосифа Гагкаева, он постоянно ощущает в своей жизни заступничество своего славного предка. Иначе бы, никогда Сослан Гагкаев не стал бы священником, никогда бы не служил родной Матери-Церкви Православной, смиренно преодолевая вся тяготы и трудности нашей грешной земной жизни.
Для прославления в лике святых иерея Иосифа Гагкаева, как пострадашего за веру, необходимо начать сбор соответствующих документов, подтверждающих биографию и воспоминания родственников.
Источник: сайт Владикавказской Епархии РПЦ