Хочу ответить Павлу Тихомирову на его заметку-коммент.
И обратил бы внимание вот на что:
1. Фанар именно объявляет войну Русской Церкви, так как:
а) аргументы про несанкционированный перенос кафедры в Москву 700 лет назад, плюс некая вынужденность признания подчинения Киева Москве и все подробности этого понуждения аж из 1685 г. - смотрятся крайне натянуто. Есть сложившееся за 300 (!!!) лет положение вещей, никем не оспаривавшееся, в т.ч. Константинополем, в т.ч. в последние годы. Более того, с многократным подтверждением патриархом Варфоломеем того, что на Украине есть только одна каноническая Церковь - УПЦ МП, а все остальные «церкви» не пойми кто.
И вдруг - бац, вы перед нами 700 лет назад провинились, мы прозрели, будем гуртовать в «автокефалию» раскольников и самосвятов, мнение Русской Церкви нам больше не важно...
б)
при желании патриарх Варфоломей мог бы сделать все аккуратнее и в конечном итоге
эффективнее. Например, начать с постановки вопроса, что де пора что-то делать с
расколом на Украине, беру вопрос под свой контроль, приглашаю к диалогу всех, и В ПЕРВУЮ
очередь возлюбленных братьев из РПЦ и УПЦ МП. Дальше постепенно выводить дело
в нужное Фанару русло. И в этом контексте «русское упрямство» смотрелось бы иначе - не хотят уврачевания, диалога и пр.
Но нет, все делается
максимально грубо, с упором на невнятные обстоятельства 300 и даже 700-летней давности.
2. Неканоничность действий Константинопольского патриархата и их политизированность
очевидна всем, в т.ч. всем Поместным Церквям. Другое дело, что никто не захочет
наживать себе проблем, выступая резко против Константинополя, но от этого действия Фанара весомее не станут и Московский патриархат сможет обращатся к «антипапистскому» настрою и каноническому сознанию православных людей, утверждаясь в роли реального центра Православия. А Фанар будет либо оправдываться, либо
давить на несогласных, вилять...
Из чего неизбежно вытекает следующее:
3. Лиха беда начало... Раз встав на скользкий путь Фанар будет в этом «прогрессировать», как «прогрессировал» после раскола анафематствованный Филарет (он вел себя вначале с оглядкой, стыдливо, я бы сказал, отморозился уже в процессе). Константинополь будет все сильнее «тонуть в тине» церковных нарушений и папистской риторики, что будет становится все более очевидно и неприглядно. Но закономерно.
4. Давить на УПЦ МП конечно будут (захваты храмов, законодательное педалирование ее «иностранного» статуса и пр.), но делать это системно и результативно не так-то просто, не так сильна киевская власть. Скорее это сценарий разогрева гражданского противостояния на Украине, и в чью пользу - большой вопрос, так как за раскольниками-самостийниками стоят политизированные свидомые, безрелигиозные в своей массе, а за УПЦ МП люди верующие, к тому же их на Украине физически подавляющее большинство (пока, по крайней мере).
5. Для Константинопольского патриархата разрыв отношений с Русской Церковью, т.е. большей частью Православного мира, это подрыв статуса «вселенского», в т.ч. в глазах таких его любезных партнёров как Ватикан. Разве что Госдеп подставит плечо...
6. Исходя из всего этого - не знаю хуже ситуация, чем казалось или лучше? Но явно, как мне кажется, далеко не безнадежная.