Свет рубцовского слова

Александр Сергеевич Пушкин 
0
358
Время на чтение 7 минут
Совсем немного времени остается до полувековой годовщины трагической гибели на праздник Святого Крещения в 1971 году в Вологде великого русского поэта Николая Михайловича Рубцова. Память о нем жива не только в сердцах миллионов людей и не только в одной России, но и выражается в том, что в русской провинции создается все больше и больше памятных мест, хранящих светлую память о гениальном поэте Святой Руси. В частности, Рубцовский музей создается в родном городе Бабаево Вологодской области, где неоднократно бывал Николай Рубцов. К сожалению, утрачен московский музей великого поэта, и на его родине, в Николе Тотемского района Вологодской области, до сих пор не создан достойный государственный музей-заповедник.
  
О Николае Рубцове, особенно о его жизни и гибели, написано немало книг как добрых, так, увы, и злых. Гораздо меньше исследовано и объяснено живое рубцовское слово, что и понятно. Объяснить духовное, гениальное не всем под силу, в том числе и считающим себя «специалистами» в области поэзии и прозы. Сам Рубцов говорил, что он пишет не для настоящего, советского, а для будущего, видимо, имея в виду, что ситуация в России переменится от безбожия к религиозности, и тогда люди на основе Евангелия больше поймут, что он хотел им сказать.
   
Великий поэт не имел никакого тщеславия и с виду был простым, естественным обычным русским человеком, прошедшим через горнило испытаний военного времени и послевоенного лихолетья, когда он и сам оказался в детском доме под далекой Тотьмой и вынужден был сам, без чьей-то помощи, жить и творить. Рано умершая мать вложила в Николеньку глубокие религиозные чувства. Она пела на клиросе в церкви. Рубцова видели читающим Библию, он, по воспоминаниям современников, причащался в храме. Вот откуда этот молитвенный, сердечный строй рубцовских шедевров, которые под простотой образов прячут невероятные глубины русского духа. Так о России до Рубцова еще не говорил никто!
  
Ключ к открытию рубцовских духовных глубин доступен тому, кто не мыслит себя вне Церкви и держится одного незлобия. Важно не то, где ты родился и пригодился, но человек ты или нелюдь. Личные и общественные страдания рано выковали в Рубцове тот самый русский характер, который находит успокоение лишь в Боге и в следовании за Христом. Такой характер не позарится ни на что самое красивое внешнее и даже богословское, если они противоречат Божественной Любви. Николай Рубцов совсем по-другому осознал нашу историю и остался верен Святому и Нетленному в ней. Слово Рубцова в то советское время продолжало хранить верность Богу не нарочито, как сейчас, а всем внутренним содержанием стихов. Проистекало это от личности самого великого поэта, который писал: «До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста!» Только чистые сердцем узрят Бога, и Рубцов имел эту чистоту, поэтому и смог написать гениальное, уникальное, неповторимое, несмотря ни на что. Только чистота души может рождать свет, тот самый Божественный огонек любви, о котором писал Николай Рубцов:
   
   «Спасибо, скромный русский огонек,
   За то, что ты в предчувствии
   тревожном,
   Горишь для тех, кто в поле
   бездорожном...»
   
Душа Николая Рубцова и была вот таким прекрасным добрым огоньком Божественного Духа, который «с доброй верою дружа» (речь идет о православной вере), «среди тревог великих и разбоя, горит во мгле» - и нет ей покоя... И горит, и пламенеет до сих пор и уже навсегда! Хоть тьма и приняла меры для насильственного угашения Рубцовского светильника, свет Рубцовских добрых слов не пропал, он распространяется все дальше и радует всех нас неизреченно. Победителем над силами зла и тьмы стал незлобивый поэт, принявший мученический венец не от своих преследователей и убийцы, но от Самого Господа, и когда - в самый праздник Богоявления или Победоносного Явления Пресвятой Троицы! Господь тем самым показывает всем нам, что крестная мученическая смерть на праздник Крещения - это не что иное, как увенчание поэта Рубцова им, Богом, а не людьми, которые сегодня кричат: «Осанна!», а завтра уже «Распни!» Мученическая кончина великого поэта более чем другое, свидетельствует о триумфальном восшествии его на Небо в Божии селения. Поэт Николай Михайлович Рубцов - это поэт Русского Крещения, совершивший трудный, мучительный путь на земле, но тем более радостный, что только такой крестный путь и мог принести невиданные духовные плоды в виде прекрасных стихотворных притчей - самых настоящих небесных откровений.
  
«Поверьте мне - я чист душою!» - признавался поэт Николай Рубцов, небесным покровителем которого был сам Святитель Николай Чудотворец. Оттого и слово у нашего поэта чудотворно и светоносно. Но современники Рубцова не сразу разобрались в существе его гения, видя больше внешнее, чем внутреннее, и только удивляясь тому, как можно писать такие стихи, когда люди строят коммунизм. «Слово мое верное прозвенит», - признавался Рубцов. Он-то более других осознавал важность и необходимость для будущего России именно такого боговдохновенного слова, которое не может умереть и будет обличать врагов России на Страшном Суде. Звенящее слово Николая Рубцова перекликается не с земными красотами, а со всеми сердцами в мире, еще способными верить и чувствовать по совести и изменяться к лучшему. Гений Рубцова выходит за рамки русскости и все более становится уникальной фигурой всемирно-исторического масштаба, потому что поэт любит не одно родное и самобытное, как, например, писатель В. Белов, но все самое святое, что есть на земле.
  
Непросвященный Святым Духом, человек не способен воспринять рубцовские притчи и откровения, потому что он далек от Любви Крестной, Божией. Поэтому до сих пор так много врагов у рубцовской поэзии, которые «не ведают, что творят», потому что они противятся Небесному и Божественному и примут осуждение. Стихи Николая Рубцова вводят человека в молитвенное созерцание, «чтоб удивительно светлое утро встретить, как светлую весть!» Рубцовское слово не просто показывает красоты и раскрывает жизнь - оно благовествует! Ощущение такое, что поэт молится за тебя и за всю Россию, горячо переживает за все наши беды и радости. Ведь желание одного добра Родине и человеку и есть самая лучшая молитва!
  
Рубцовское слово посетило наш народ-мученик, как Божественный привет и улыбка. Раненное в горниле земных страданий, чуткое сердце поэта писало строки кровью. Рубцовское слово стало милостью Небес к нам грешным и не стремящимся к совершенству людям. Рубцовские строки летят в Небе, как прекрасные журавли, - их полет невозможно забыть!
  
По Пушкину можно и нужно изучать Россию и ушедшее от нас Царское время Императорской Руси, русскую жизнь. По Рубцову мы обязаны изучать саму душу России, сам русский характер в его героических проявлениях, особенно же в незлобии и терпении всех находящих скорбей. Рубцов - поэт мученической России, противостоящей миру злобы и ненависти одной любовью и стоянием в вере до конца. И снова мы возвращаемся к мысли о всемирно-историческом значении рубцовского доброго слова, способного преодолевать человеческие временные различия ради Вечности, ради Царства Небесного.
  
Николай Рубцов, подобно нежной няньке, несет на своих руках обездоленный наш нищий и униженный народ, желая помочь ему, поддержать его духовно в грядущих испытаниях. Такое было под силу только ему, Николаю Рубцову. По сути дела, поэт собирает в одну радостную и любящую семью многие тысячи и даже миллионы людей, особенно уже и не надеющихся на земное «успешное» развитие. «Всегда радуйтесь, за все благодарите - даже за скорби - все это для воспитания внутри нас христоподобной кротости и смирения - не отвечать злобой на зло, противопоставить человеконенавистничеству одну любовь», - вот призыв Н.М. Рубцова. Присутствие одной такой любви в человеке - это уже победа! Рубцов выдвигает основополагающий духовно-нравственный принцип «За все добро расплатимся добром, За всю любовь расплатимся любовью». Это не пресловутое «Ты - мне, я - тебе!», но мощный духовный призыв к добру и любви не в отвлеченной форме, а вполне конкретно означающий, что на всю любовь и добро Бога к нам мы должны отвечать любовью к Богу и к ближнему, и никак иначе. Только так мы сохраним себя и будем достойны России - Дома Пресвятой Богородицы. Святая Русь существует вот уже второе тысячелетие, и «врата адовы ее не одолеют». Блаженны те, кто кается и обретает прощение от Бога - он и свят, и достоин, как покаявшийся на Кресте разбойник, небесного рая.
  
Откуда в таком, казалось бы, ничем особо не примечательном с виду человеке, детдомовце, обитала такая сила духа, что она излилась на весь белый свет в виде прекраснейших песнопений по подобию псалмопевца Давида?! Известно, что Рубцов много читал другим, пел и играл. Это была открытая русская христианская душа, искреннее благожелательная ко всем и ни перед кем не превозносящаяся. Дар Божий, которого он был удостоен, Николай Рубцов в невероятной степени умножил и развил до уровня гения народа. Сама Народная Россия заговорила его устами и высказала все самое важное для нашего и всеобщего спасения. У Рубцова мы учимся видеть в жизни все самое важное и лучшее, чтобы и нам не предаваться печали и унынию, но подвизаться в духовной борьбе, доставляя радость другим.
  
Народ сразу признал в Рубцове своего защитника и Божественного вестника. Воспитанный в Православии веками, наш многострадальный народ увидел в поэте бессмертное и величавое. Он узрел в нем восстановителя порядком забытой и оболганной Святости. Отрешенный от личной жизни и житейских попечений, Николай Рубцов возымел силу быть в гуще русской жизни, томящейся под безбожным игом и искренне стремящейся к Правде Божией. Святая Русь, идущая к Святой Троице, и сделала Рубцова выразителем Ее души, ее неискаженным зеркалом. Ни на шаг не отступил поэт от Правды Бога и народной набожности и одним этим обессилил старания партийной литературщины быть идеологическим рупором «нового советского народа». И если бы лучшие советские литераторы поддержали Николая Рубцова, то он, вполне вероятно, был бы жив до сего дня. Но случилось другое: его убийцей стала как раз доморощенная «поэтесса» со звериным, паталогическим мышлением. Столкнулись два мира - христианский мир любви, прощения и языческий, звериный, лютый, не оставляющий шансов для своих жертв. И в этом противостоянии победа осталась за светлым и добрым поэтом Николаем Рубцовым! Пламенное, молитвенное слово не может умереть. Рубцовское слово дороже нам всех земных временных преимуществ и сокровищ, потому что с ним мы не умираем, а воскресаем к жизни будущего века. В задыхающемся от лжи и несправедливости мире рубцовское слово звучит для всех не только как «шепот ив у омутной воды», но «набожно и свято». И слыша его, тьма и злоба бегут, зная о своем неизбежном, бесславном конце.  

А. БАШКИРОВ

Руссский вестник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Башкиров
Добрый Филя
Глава из книги «Непобеждённая любовь. Николай Рубцов»
28.03.2013
«И я опять страдаю и люблю»
Глава из книги «Непобеждённая любовь. Николай Рубцов»
14.03.2013
Душа России
Пушкин и Рубцов: православный взгляд
04.03.2013
Все статьи Андрей Башкиров
Александр Сергеевич Пушкин
«А ныне только лишь слова»
Печалит, что государство и общество не откликается на запрос народа, выбравшего «Словом года» – Пушкина
23.11.2024
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06