Свет рубцовского слова

Александр Сергеевич Пушкин 
0
358
Время на чтение 7 минут
Совсем немного времени остается до полувековой годовщины трагической гибели на праздник Святого Крещения в 1971 году в Вологде великого русского поэта Николая Михайловича Рубцова. Память о нем жива не только в сердцах миллионов людей и не только в одной России, но и выражается в том, что в русской провинции создается все больше и больше памятных мест, хранящих светлую память о гениальном поэте Святой Руси. В частности, Рубцовский музей создается в родном городе Бабаево Вологодской области, где неоднократно бывал Николай Рубцов. К сожалению, утрачен московский музей великого поэта, и на его родине, в Николе Тотемского района Вологодской области, до сих пор не создан достойный государственный музей-заповедник.
  
О Николае Рубцове, особенно о его жизни и гибели, написано немало книг как добрых, так, увы, и злых. Гораздо меньше исследовано и объяснено живое рубцовское слово, что и понятно. Объяснить духовное, гениальное не всем под силу, в том числе и считающим себя «специалистами» в области поэзии и прозы. Сам Рубцов говорил, что он пишет не для настоящего, советского, а для будущего, видимо, имея в виду, что ситуация в России переменится от безбожия к религиозности, и тогда люди на основе Евангелия больше поймут, что он хотел им сказать.
   
Великий поэт не имел никакого тщеславия и с виду был простым, естественным обычным русским человеком, прошедшим через горнило испытаний военного времени и послевоенного лихолетья, когда он и сам оказался в детском доме под далекой Тотьмой и вынужден был сам, без чьей-то помощи, жить и творить. Рано умершая мать вложила в Николеньку глубокие религиозные чувства. Она пела на клиросе в церкви. Рубцова видели читающим Библию, он, по воспоминаниям современников, причащался в храме. Вот откуда этот молитвенный, сердечный строй рубцовских шедевров, которые под простотой образов прячут невероятные глубины русского духа. Так о России до Рубцова еще не говорил никто!
  
Ключ к открытию рубцовских духовных глубин доступен тому, кто не мыслит себя вне Церкви и держится одного незлобия. Важно не то, где ты родился и пригодился, но человек ты или нелюдь. Личные и общественные страдания рано выковали в Рубцове тот самый русский характер, который находит успокоение лишь в Боге и в следовании за Христом. Такой характер не позарится ни на что самое красивое внешнее и даже богословское, если они противоречат Божественной Любви. Николай Рубцов совсем по-другому осознал нашу историю и остался верен Святому и Нетленному в ней. Слово Рубцова в то советское время продолжало хранить верность Богу не нарочито, как сейчас, а всем внутренним содержанием стихов. Проистекало это от личности самого великого поэта, который писал: «До конца, до тихого креста пусть душа останется чиста!» Только чистые сердцем узрят Бога, и Рубцов имел эту чистоту, поэтому и смог написать гениальное, уникальное, неповторимое, несмотря ни на что. Только чистота души может рождать свет, тот самый Божественный огонек любви, о котором писал Николай Рубцов:
   
   «Спасибо, скромный русский огонек,
   За то, что ты в предчувствии
   тревожном,
   Горишь для тех, кто в поле
   бездорожном...»
   
Душа Николая Рубцова и была вот таким прекрасным добрым огоньком Божественного Духа, который «с доброй верою дружа» (речь идет о православной вере), «среди тревог великих и разбоя, горит во мгле» - и нет ей покоя... И горит, и пламенеет до сих пор и уже навсегда! Хоть тьма и приняла меры для насильственного угашения Рубцовского светильника, свет Рубцовских добрых слов не пропал, он распространяется все дальше и радует всех нас неизреченно. Победителем над силами зла и тьмы стал незлобивый поэт, принявший мученический венец не от своих преследователей и убийцы, но от Самого Господа, и когда - в самый праздник Богоявления или Победоносного Явления Пресвятой Троицы! Господь тем самым показывает всем нам, что крестная мученическая смерть на праздник Крещения - это не что иное, как увенчание поэта Рубцова им, Богом, а не людьми, которые сегодня кричат: «Осанна!», а завтра уже «Распни!» Мученическая кончина великого поэта более чем другое, свидетельствует о триумфальном восшествии его на Небо в Божии селения. Поэт Николай Михайлович Рубцов - это поэт Русского Крещения, совершивший трудный, мучительный путь на земле, но тем более радостный, что только такой крестный путь и мог принести невиданные духовные плоды в виде прекрасных стихотворных притчей - самых настоящих небесных откровений.
  
«Поверьте мне - я чист душою!» - признавался поэт Николай Рубцов, небесным покровителем которого был сам Святитель Николай Чудотворец. Оттого и слово у нашего поэта чудотворно и светоносно. Но современники Рубцова не сразу разобрались в существе его гения, видя больше внешнее, чем внутреннее, и только удивляясь тому, как можно писать такие стихи, когда люди строят коммунизм. «Слово мое верное прозвенит», - признавался Рубцов. Он-то более других осознавал важность и необходимость для будущего России именно такого боговдохновенного слова, которое не может умереть и будет обличать врагов России на Страшном Суде. Звенящее слово Николая Рубцова перекликается не с земными красотами, а со всеми сердцами в мире, еще способными верить и чувствовать по совести и изменяться к лучшему. Гений Рубцова выходит за рамки русскости и все более становится уникальной фигурой всемирно-исторического масштаба, потому что поэт любит не одно родное и самобытное, как, например, писатель В. Белов, но все самое святое, что есть на земле.
  
Непросвященный Святым Духом, человек не способен воспринять рубцовские притчи и откровения, потому что он далек от Любви Крестной, Божией. Поэтому до сих пор так много врагов у рубцовской поэзии, которые «не ведают, что творят», потому что они противятся Небесному и Божественному и примут осуждение. Стихи Николая Рубцова вводят человека в молитвенное созерцание, «чтоб удивительно светлое утро встретить, как светлую весть!» Рубцовское слово не просто показывает красоты и раскрывает жизнь - оно благовествует! Ощущение такое, что поэт молится за тебя и за всю Россию, горячо переживает за все наши беды и радости. Ведь желание одного добра Родине и человеку и есть самая лучшая молитва!
  
Рубцовское слово посетило наш народ-мученик, как Божественный привет и улыбка. Раненное в горниле земных страданий, чуткое сердце поэта писало строки кровью. Рубцовское слово стало милостью Небес к нам грешным и не стремящимся к совершенству людям. Рубцовские строки летят в Небе, как прекрасные журавли, - их полет невозможно забыть!
  
По Пушкину можно и нужно изучать Россию и ушедшее от нас Царское время Императорской Руси, русскую жизнь. По Рубцову мы обязаны изучать саму душу России, сам русский характер в его героических проявлениях, особенно же в незлобии и терпении всех находящих скорбей. Рубцов - поэт мученической России, противостоящей миру злобы и ненависти одной любовью и стоянием в вере до конца. И снова мы возвращаемся к мысли о всемирно-историческом значении рубцовского доброго слова, способного преодолевать человеческие временные различия ради Вечности, ради Царства Небесного.
  
Николай Рубцов, подобно нежной няньке, несет на своих руках обездоленный наш нищий и униженный народ, желая помочь ему, поддержать его духовно в грядущих испытаниях. Такое было под силу только ему, Николаю Рубцову. По сути дела, поэт собирает в одну радостную и любящую семью многие тысячи и даже миллионы людей, особенно уже и не надеющихся на земное «успешное» развитие. «Всегда радуйтесь, за все благодарите - даже за скорби - все это для воспитания внутри нас христоподобной кротости и смирения - не отвечать злобой на зло, противопоставить человеконенавистничеству одну любовь», - вот призыв Н.М. Рубцова. Присутствие одной такой любви в человеке - это уже победа! Рубцов выдвигает основополагающий духовно-нравственный принцип «За все добро расплатимся добром, За всю любовь расплатимся любовью». Это не пресловутое «Ты - мне, я - тебе!», но мощный духовный призыв к добру и любви не в отвлеченной форме, а вполне конкретно означающий, что на всю любовь и добро Бога к нам мы должны отвечать любовью к Богу и к ближнему, и никак иначе. Только так мы сохраним себя и будем достойны России - Дома Пресвятой Богородицы. Святая Русь существует вот уже второе тысячелетие, и «врата адовы ее не одолеют». Блаженны те, кто кается и обретает прощение от Бога - он и свят, и достоин, как покаявшийся на Кресте разбойник, небесного рая.
  
Откуда в таком, казалось бы, ничем особо не примечательном с виду человеке, детдомовце, обитала такая сила духа, что она излилась на весь белый свет в виде прекраснейших песнопений по подобию псалмопевца Давида?! Известно, что Рубцов много читал другим, пел и играл. Это была открытая русская христианская душа, искреннее благожелательная ко всем и ни перед кем не превозносящаяся. Дар Божий, которого он был удостоен, Николай Рубцов в невероятной степени умножил и развил до уровня гения народа. Сама Народная Россия заговорила его устами и высказала все самое важное для нашего и всеобщего спасения. У Рубцова мы учимся видеть в жизни все самое важное и лучшее, чтобы и нам не предаваться печали и унынию, но подвизаться в духовной борьбе, доставляя радость другим.
  
Народ сразу признал в Рубцове своего защитника и Божественного вестника. Воспитанный в Православии веками, наш многострадальный народ увидел в поэте бессмертное и величавое. Он узрел в нем восстановителя порядком забытой и оболганной Святости. Отрешенный от личной жизни и житейских попечений, Николай Рубцов возымел силу быть в гуще русской жизни, томящейся под безбожным игом и искренне стремящейся к Правде Божией. Святая Русь, идущая к Святой Троице, и сделала Рубцова выразителем Ее души, ее неискаженным зеркалом. Ни на шаг не отступил поэт от Правды Бога и народной набожности и одним этим обессилил старания партийной литературщины быть идеологическим рупором «нового советского народа». И если бы лучшие советские литераторы поддержали Николая Рубцова, то он, вполне вероятно, был бы жив до сего дня. Но случилось другое: его убийцей стала как раз доморощенная «поэтесса» со звериным, паталогическим мышлением. Столкнулись два мира - христианский мир любви, прощения и языческий, звериный, лютый, не оставляющий шансов для своих жертв. И в этом противостоянии победа осталась за светлым и добрым поэтом Николаем Рубцовым! Пламенное, молитвенное слово не может умереть. Рубцовское слово дороже нам всех земных временных преимуществ и сокровищ, потому что с ним мы не умираем, а воскресаем к жизни будущего века. В задыхающемся от лжи и несправедливости мире рубцовское слово звучит для всех не только как «шепот ив у омутной воды», но «набожно и свято». И слыша его, тьма и злоба бегут, зная о своем неизбежном, бесславном конце.  

А. БАШКИРОВ

Руссский вестник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Башкиров
Добрый Филя
Глава из книги «Непобеждённая любовь. Николай Рубцов»
28.03.2013
«И я опять страдаю и люблю»
Глава из книги «Непобеждённая любовь. Николай Рубцов»
14.03.2013
Душа России
Пушкин и Рубцов: православный взгляд
04.03.2013
Все статьи Андрей Башкиров
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Последние комментарии
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
05.02.2025 10:57
Божия Матерь остаётся Державной Владычицей нашей Русской земли
Новый комментарий от Александр Волков
05.02.2025 10:54
Конец экуменизма
Новый комментарий от Александр Волков
05.02.2025 10:34
«За Руиной приходит большая и сильная Россия»
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 10:32
ТРАМПлин для Америки и освобождение Новороссии
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 10:28
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от учитель
05.02.2025 10:05
«Нас заставляют совершить каноническое преступление»
Новый комментарий от Владимир Николаев
05.02.2025 09:59