itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Добрый Филя

Глава из книги «Непобеждённая любовь. Николай Рубцов»

0
778
Время на чтение 5 минут

В народе нашем есть своего рода неписаный закон или правило, которое в последние времена стало, к сожалению, часто нарушаться: «Об умерших говорить следует хорошо, либо ничего не говорить». Давая нелестную оценку другому человеку, а особенно такому выдающемуся поэту, как Николай Михайлович Рубцов, не отыщется ли и на нашей совести пятен, о которых мы, разумеется, молчим и стараемся не распространяться. Представим, что мы должны прилюдно огласить все свое внутреннее худшее и грешное без всякой пощады... Многие ли из нас решились бы на такое? Пристрастие к чужим несовершенствам и недостаткам, тем более, в ущерб явным достоинствам, есть признак малолюбящей души. Клеймили позором поэта Рубцова, выискивая соринку в глазу, не видя в своем собственном бревна, и что же - Рубцов прославлен, а его недоброжелатели посрамлены. Изживание своих грехов неминуемо приведет к спасению, тогда как пристальное внимание к чужим порокам, грехам и недостаткам, особенно усопших братьев наших и сестер, что означает забвение своих прегрешений, обязательно доведет до беды. Благодарное, любящее сердце не помнит дрязг, пересудов, а ценит одну простоту и доброту.

Вот добрый стих, написанный поэтом Николаем Рубцовым еще в далеком 1960 году. Ему более полвека! Но рубцовские строки вновь и вновь оповещают наше сердце о «тихом и безмолвном житие во всяком благочестии и чистоте»:

Я запомнил как диво,

Тот лесной хуторок,

Задремавший счастливо

Меж звериных дорог...

У Рубцова, по словам поэта С.А.Есенина, правда, относившимся к А.С.Пушкину, «свой стиль словесной походки», который еще надо разгадывать и разгадывать. Писать в годину свершений советских пятилеток, когда кругом все коллективное и почти ничего своего, о каком-то затерявшемся лесном хуторке, да еще и счастливом!..

Поэт остается верным не общепринятому, а своему выбору - он любит уединенность и предпочитает ее всякой шумихе и суматохе. Не заморское с небоскребами и рекламами (теперь и у нас) диво, не «осчастливленная» колхозная жизнь (ныне упраздненная), а жизнь простая, обычная, более внутренняя, чем вовне, жизнь в простосердечном единении со всем сущим, живым, вечным, вот чем богат наш поэт сполна и не только он дин, но и добрый, простодушный Филя. По некоторым чертам, он чем-то напоминает святого отшельника и пустынножителя, уединившегося от всего многожитейского и многопопечительного. В этом, с современной точки зрения затерянном мире, никто ни с кем не спорит, не воюет, не гордиться, не надмевается, не расталкивает никого локтями, не ждет и манны с неба. Наверняка и по отношению к диким зверям здесь нет никаких проблем, раз пролегли рядом звериные тропы...

Там в избе деревянной,

Без претензий и льгот,

Так, без газа, без ванной,

Добрый Филя живет.

Добрый, потому что смиренный, довольствующийся тем, что есть. Дадут льготы - хорошо, отнимут - проживем. Нет газа, хотя трубопровод рядом, - подождем. Хоть и безденежье, Бог поможет. Не бежит в суды, никого не клянет, всем желает только добра. Не имея много нужного, действительно потребного, Филя не злобствует, не становится хуже, не злорадствует. Добрый Филя по примеру евангельского нищего Лазаря любит, то есть желает добра всем, а где любовь, там и мир, там «и в шалаше рай», то есть в смиренном сердце.

Филя любит скотину,

Ест любую еду,

Филя ходит в долину,

Филя дует в дуду!

Странный этот Филя! Кругом только и речи, что о «неуклонном повышении благосостояния человека» и окончательном «разрешении социальных вопросов», а ему все нипочем! Не рационалист, не прагматик, не сторонник «крутиться», чтобы выжить любой ценой, чужд ему сам дух накопительства, многостяжания, известности. Не силен он, судя по всему, в сногсшибательных теориях, обязательно научных, и передовых преобразовательных концепциях. Свое положение он не поменяет ни на какое другое. Филя любит, а любит можно и нужно везде, на всяком месте и там лучше и легче любить, где меньше мешают этому самому радостному и плодотворному делу на земле.

Есть одна притча о том, как пришедшие в православный монастырь, спросили старого монаха о том, чем они здесь в монастыре занимаются. Ответ был таков: «Падаем и встаем», а еще «Поем Богу». Добрый Филя «ходит в долину», то есть спускается с некой горы или холма, что тоже много говорит православному сердцу, и «дует в дуду». Любителей дуть в дуду всегда много, но вот из дуды извлекать звуки ясные, волнующие, чистые, божественные могут далеко не все. Может, дуда-то есть у всех, да у кого она молчит, у кого спрятана, а кто-то страшно фальшивит и портит своей дудой игру прекрасного, хорошо организованного и сыгранного оркестра. И уж божественная дуда Николая Михайловича Рубцова не для того ли и явлена в мир, чтобы настроить душу всякого человека, настроить на добро против всякого зла...

- Филя, опомнись, посмотри, мир-то не такой, какой ты поешь и каким представляешь!

- Филя, что ты дуешь в свою дуду, чего ходишь, шляешься в долину, оно тебе надо, бери от жизни все, будь как все!

- Филя, что тебе дала твоя доброта, кроме нищеты и убогости, мир несправедлив, надо бороться за место под солнцем, прекрати самоуправство, что это за жизнь, не смей так жить!

- Филя, не будь простофилей!

- Филя, ну, что же ты молчишь, скажи чего-нибудь!

«А о чем говорить?»

«Никого не осуждать, никому не досаждать и всем почтение» (слова святого преподобного Амвросия Оптинского) - вот жизненное кредо доброго Фили, кредо во всех отношениях богоугодное и святое. Один из православных подвижников говорил о наступлении такого времени, когда люди будут говорить ни о чем, то есть о чем угодно, только не о Боге, свойствах и чудесах Божиих. Празднословием угашается всякая добродетель. За каждое слово человек в ответе перед Богом и людьми, ибо слово есть не что иное, как орудие живущего в нас духа, либо уклоненного на злое, греховное, либо на доброе. Слово есть меч духовный, которым человек либо поражается, либо исцеляется. Слава Богу, у поэта Николая Рубцова нет ни одного не то что злого, даже лишнего слова. Как вел бы себя поэт, будь он жив, сегодня?.. Наверняка многому он был бы не рад, поэтому опять бы взялся за хорошие помогающие стихи.

Возблагодарим Бога за то, что Он подарил нам чудо Николая Рубцова, что мы имеем теперь возможность не только слышать чудесную его дуду, но и попытаться из дарованной нам Богом дуды, по примеру поэта и его героя - доброго Фили, извлечь звуки нежные, добрые, всебожественнейшие, чтобы любить, смиряться, надеяться, страдать и верить во что бы то ни стало. Это непросто, но с Божией помощью все возможно и достижимо.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Башкиров
«И я опять страдаю и люблю»
Глава из книги «Непобеждённая любовь. Николай Рубцов»
14.03.2013
Душа России
Пушкин и Рубцов: православный взгляд
04.03.2013
Все статьи Андрей Башкиров
Последние комментарии
Иван Грозный придёт на Сербскую землю
Новый комментарий от Кожухевич
04.03.2024 11:28
Ментальные войны по-японски
Новый комментарий от Кожухевич
04.03.2024 11:23
Не хотелось бы платить дважды
Новый комментарий от Кожухевич
04.03.2024 11:20
Сталин: не симпатия, но эмпатия
Новый комментарий от Vladislav
04.03.2024 11:11
Антивакцинщица
Новый комментарий от Фиалка
04.03.2024 11:02
Расколотая страна и смысл человеческой жизни
Новый комментарий от prot
04.03.2024 10:36