Памятник русской дипломатии


Древний Свято-Успенский Низкиничский мужской монастырь, расположенный на холме в одном из живописнейших уголков Волыни, создан в XVII  веке православным сенатором Речи Посполитой (Польши), киевским воеводой (статус, сопоставимый в Российской империи с должностью военного губернатора) Адамом Григорьевичем Киселем.

Родовое поместье Киселей на Волыни отдаленно напоминает несохранившийся замок киевского воеводы на горе Киселевке в столице нынешней Украины. В киевском замке у Адама Григорьевича бывал гетман Богдан Хмельницкий. Оба способствовали воссоединению защитников православия на территории польского государства  -
Запорожского казачества  - с каноническим православием, сохранившимся в Российской империи.

После падения в 1453 году под натиском агарян христианская Византийская империя, основанная святым равноапостольным Константином Великим в 324 году и просущество-вавшая более 1000 лет, оправиться уже не сумела...

Насильственная уния Константинополя с папством нарушала незыблемую апостольскую традицию. В то время как Русская Православная Церковь сохранила ее со времен святого равноапостольного князя Владимира.

В Смутное время уния подобралась и к Москве, когда юный польский королевич Владислав IV, представитель шведской династии Ваза, был наречен государем московским. Заслугой Адама Киселя считается добровольный отказ Владислава  - через год после коронования в Речи Посполитой - от титула Московского царя! Впоследствии Адам Григорьевич был принят в Москве в качестве посла Речи Посполитой. Его связывала обширная дружеская переписка с московскими боярами и князем Юрием Долгоруким. Имения Адама Григорьевича граничили с поместьями князя. Заслуга восстановления дружеских отношений между Речью Посполитой и Московским Царством целиком принадлежит дипломатическим усилиям Адама Григорьевича. Именно он выхлопотал возвращение в Москву мраморного надгробья, где хранилась рака со святыми мощами благоверного князя Михаила Черниговского, увезенными в Смутное время в Варшаву.

Воссоединение православного казачества с Русским государством состоялось в 1654 году - через год после кончины Киселя и спустя 200 лет после падения Константинополя. Ныне родовая усыпальница Адама Григорьевича, ставшая по завету монастырем, возвышается словно цитадель в одной из древнейших православных епархий - Владимир-Волынской.

Усыпальница русского дипломата не имеет аналогов. Воевода Киевский оказался единственным после кончины князя Константина Острожского защитником православия в польском государстве, которому достался опустевший Киевский престол Рюриковичей. Древнерусская правящая династия великих князей переместилась в Москву после опустошения Киева монголо-татарским нашествием. По мнению историков, если бы не это обстоятельство, скорее Киеву, а не Москве предстояло быть столицей Российской империи, включившей позднее в свои пределы и Царство Польское на правах широчайшей автономии с сохранением аутентичного
названия государства (в отличие от иных двух империй, присоединивших к своим территориям земли бывшей Речи Посполитой).

В обители Киселей крипта в левой части храма предназначена для усыпальницы супруги киевского воеводы Анастасии Григорьевны. Именно она и установила выдающемуся дипломату столь уникальный, не свойственный ни православной, ни католической традиции посмертный скульптурный портрет! Имеем все основания предположить, что мастер, выполнивший из камня фигуру воеводы-дипломата и вписавший ее в характерное для того времени обрамление, опирался на образцы из часовни окатоличенного венгерского рода Боимов во Львове, сооруженной на полвека раньше. Искусствоведы нарекли скульптуру «Джокондой в камне», поскольку соотнести ее с традиционным надгробьем можно с большим трудом, а для привычной европейской скульптуры фигура чересчур статична и лишена экспрессии, привнесенной в камень (даже в надгробья!) гением Микеланджело. Каменное изваяние воеводы настолько схематично и умозрительно, словно изображение на иконе.

В отрыве от храма-усыпальницы своих художественных достоинств не теряет. Подумалось, что величественный, словно купольный православный храм, витязь в доспехах, но вылитый в металле  - мог бы стать памятником успешной русской дипломатии переломного XVII  века и украсить столицы сразу трех славянских государств, ныне существующих на землях Российской империи  - Москву, Варшаву и Киев.

Видимо, супруга Адама Григорьевича отличалась безупречным эстетическим не только вкусом, но и чутьем. Она решилась на создание скульптурного посмертного портрета, который и вне православного храма-усыпальницы, не имея сакрального смысла, не теряет своей эстетической значимости и не превращается в каменную глыбу!

Летописный боярин Светольд, родоначальник Киселей, возглавлял дружину святого равноапостольного князя Владимира и проявил себя в защите Белгорода во время его осады печенегами в 997 году, всего десятилетие спустя после принятия древнерусским государством христианской религии.

Во времена Киево-Новгородской Руси закваску для теста, называли кисель. Прозвище Кисель боярин Светольд получил, применив кисель, т.е. закваску, в военном искусстве! Преподобному Нестору, насельнику Киево-Печерской Лавры, сто лет спустя (уже после ответвления в 1054 г. Западной христианской традиции) история с киселем показалась важной, потому и записал ее инок в своей «Повести временных лет». Когда истощались уже у осажденных съестные припасы, научил их один старец вырыть два колодца. В один поставили кадь с «цежею» (жидким сырым тестом), а в другой  - с медовой сытью. Пригласили 10 предста вителей печенегов в город и сказали им: «Что можете сотворити нам? Имеем бо кормлю от земле: еще ли не веруете, да узрите своими очима». Затем при них черпали из колодцев цежь и сыту, готовили кисель, угостили им приглашенных, отослали еще через них «корчагу цежи и сыты» печенежским князьям. Это убедило их в бесплодности осады Белгорода, от которого они отступили. Так тысячам русских людей была спасена жизнь, согласно христианскому учению - самая большая ценность, дарованная Творцом человеку.

Род Киселей не носил княжеский титул Рюриковичей, в отличие от
князей Черниговской или Владимир-Волынской ветви. Но это обстоятельство никак не является препятствием считать Киселей потомством Рюрика, поскольку летописный старейшина Светольд (Густынская летопись), боярин великого князя Владимира, мог вступить в брак с дочерью одного из князей Рюриковичей. Потомки такого брака не имели княжеского титула, но считались потомством Рюрика. Эти сведения, наряду с летописными свидетельствами, передавались из поколения в поколение, покуда не стали фиксироваться в родословных книгах. Впрочем, древнейшая русская родословная книга, т.н. «Бархатная», род Киселей не включает. Но это свидетельствует лишь о том, что Кисели присягнули Московским правителям позднее, во времена династии Романовых. Что и отражено в новейшей, начала ХХ века, справочной родословной книге «Потомство Рюрика».

В этом году каменная фигура дипломата впервые за 350 лет демонтирована и увезена на консервацию и реставрацию польским Фондом культурного наследия. Скульптурный посмертный портрет выполнен из мрамора и алебастра, не поддающихся воздействию копоти свечей и каждения - привычным условиям православного храма.

«Скульптурная эпитафия» для православной церковной традиции, безусловно, несколько чужда. Ибо, как мы знаем, «скульптура в храме есть кумир», и поэтому в православии принято иконопочитание. Икона - это окно в мир горний. К примеру, каменное надгробье, выполненное в традиционной манере широко распространенных
католических надгробий единственного на Правобережье
православного князя-Рюриковича Константина Острожского, не сохранилось. А вот святые мощи дедушки князя - преп. Феодора князя
Острожского, в схиме Феодосия,  - почивают в дальних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Позднее в Российской империи возродилась дохристианская традиция посмертных барельефов и горельефов.

Отдавая дань выдающимся историческим заслугам русской дипломатии и родилась  идея воссоздать уникальную скульптуру XVII  века уже как современный памятник.

"Русская мысль", ноябрь 2017

Неонилла Пасичник

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Неонилла Пасичник:
Воины-афганцы жертвуют на крест генералу Келлеру
Пришло время восстановить крест в Киеве на месте погребения генерала, преданного Святой Семье Государя
15.07.2019
Владимир Трубецкой: «Я всегда знал, что мое будущее принадлежит России»
Князь Владимир Александрович Трубецкой ответил на вопросы Неониллы Пасичник
20.07.2017
Все статьи автора
Последние комментарии
Если православный, должен проголосовать за поправки!
Новый комментарий от Агафон
2020-07-01 23:25
Что мог сказать Бог товарищу Сталину?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
2020-07-01 21:33
«Covid меняет мир»
Новый комментарий от Vik
2020-07-01 17:31
Ускорение прогресса или приближение заката?
Новый комментарий от Виктор
2020-07-01 16:04
15-летию трагической гибели спецназовцев отряда «Русь»
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-01 15:57
Россия в Болонском процессе: был ли внешний диктат?
Новый комментарий от Леонид
2020-07-01 14:12
Сергей Хрущев покончил жизнь самоубийством
Новый комментарий от Андрей Козлов
2020-07-01 10:33