«Мой дед пережил пять арестов»

Бывший СССР 
0
1539
Время на чтение 6 минут

В июне, в канун празднования Собора всех святых, в земле Российской просиявших, Саратов посетила внучка протоиерея Владимира Воробьева Ольга Алексеевна Дурбажева.

Отец Владимир — один из лучших проповедников слова Божия на Саратовской земле в ХХ веке — был расстрелян по приговору «тройки» УНКВД СССР в 1937 году. В настоящее время в Саратове ведется работа над книгой, посвященной его жизни и трудам. Ольга Алексеевна, являясь хранительницей семейного архива, активно помогает ученым-краеведам.

Внучка мученика за веру рассказала нашему корреспонденту Екатерине Ивановой о том, как жила семья репрессированного священника в советское время.

«Они скоро приедут»

 

Сколько я себя помню — с четырех лет — мне рассказывали всю историю нашей семьи, ничего не скрывая. Я с самого раннего возраста знала, что мой дедушка — священник. Рассказы о деде были естественной частью нашей жизни. У нас центром семьи были дедушка и бабушка, которых тогда уже не было в живых, потом шли папа и мама, а потом уже мы. Нам, детям, казалось, что отец Владимир и его супруга — наши бабушка и дедушка — живут где-то рядом, в соседнем городе, и что они скоро приедут. Мы чувствовали их участие во всем, что в нашей жизни происходило.

Мне рассказывали о том, каким человеком был отец Владимир: каким он был отцом, каким он был мужем, каким он был пастырем. Помню, как меня поразил тот факт, что когда священнослужитель принимает сан, он снимает обручальное кольцо и оставляет его в алтаре. Получается, что священник должен быть готов отречься от всего, что ему дорого, ради Христа. А потом мне рассказали, как людей в нашей стране притесняли за веру. С первого класса я знала, что мой дед пережил пять арестов.

Никому не говори

 

Меня никогда не заставляли молчать, но я почему-то знала, что рассказывать о том, что я слышала в семье, никому нельзя. Тут, видимо, сказалось воспитание бабушки — сестры отца Владимира Варвары Ивановны Воробьевой, которая меня воспитала. Я очень рано научилась читать, мне не было еще и пяти лет. Бабушка давала мне читать газеты — не всё подряд, конечно, отмечала какие-то статьи и говорила: «Почитай мне». И по ходу чтения ненавязчиво объясняла мне, какая ситуация у нас в стране.

Помню, мы с бабушкой ходили на выборы, я тогда еще не училась в школе. Весна. Талый снег под ногами. Бабушка уже старенькая, идет с палочкой. Мы заходим в кабинку, она берет ручку и говорит: «Вычеркивай всё». Я с наслаждением выполняю это важное задание — и знаю, что никому об этом не расскажу.

Свидетели чуда

 

Грешным делом я была пионеркой, но комсомол и КПСС меня не затронули. Особой идеологической обработки в пионерской организации у нас не было: нам повязали красные галстуки и на этом успокоились. Не было в нашей школе и особой атеистической пропаганды. Да и кому было ее вести? Мы жили в институтском поселке — 40 километров от города Куйбышева, как тогда называли Самару. Это было райское место: пойменный лес, заливные луга, река. Там жили студенты, поселок был не очень большой. Через шоссейную дорогу было расположено учебное хозяйство.

Церкви там не было. Чтобы попасть в храм, моя бабушка Варвара Ивановна ездила в Самару. Этот приход был один-единственный на весь областной город, и, конечно, мы не могли там часто бывать. Кстати, с этим храмом было связано знаменитое «стояние Зои» в 1957 году. Именно там служил священник, который сумел взять у нее из рук икону святого Николая Чудотворца, после чего она пришла в себя. Старшая дочь отца Владимира и трое ее детей жили недалеко от места, где окаменела девушка, попытавшаяся танцевать с иконой Николая Чудотворца в руках. И дети, и родители своими глазами видели большую толпу и конную милицию, окружавшую этот дом. Зоя простояла в таком состоянии четыре месяца.

Более того, моего папу, как и всех медиков области, вызывали на конференцию, посвященную этому феномену. Была выдвинута официальная версия — кататонический ступор, состояние полного окаменения всего тела. Но этот диагноз не объяснял, почему при попытках инъекций иглы ломались, не входили в тело. Такого больного можно перемещать, а Зоя как бы приросла к полу. При попытках рубить доски пола выступала кровь. Медикам настоятельно рекомендовали ни с кем не обсуждать этот вопрос.

В том году, я помню, Пасха была поздно. Мы со всеми родственниками собрались вместе, и бабушка Варвара Ивановна хранила такое напряженное молчание, как будто чего-то ожидала. Зоя очнулась именно на Пасху. Есть версия, что ей полностью поменяли имя, отчество, фамилию и выдали новый паспорт, чтобы никто ее не нашел.

«Это был измученный больной человек»

 

Мы долго не знали, что нашего деда расстреляли. Одна из его дочерей, Клавдия Владимировна, пыталась узнать правду. Она писала и Вышинскому, и Молотову, и к кому только не обращалась… Письменного ответа ей не дали. Вместо этого к ней домой пришли два милиционера и сказали, что отец Владимир скончался в заключении в 1948 году от склероза сердца. Но она не успокоилась и продолжила поиски. Страшная правда открылась только в 1965 году, когда Клавдия Владимировна написала прокурору Семипалатинской области. От него пришел официальный ответ о том, что дедушку расстреляли в 1937 году. У меня хранятся решение суда и справка, в которой написано, что причина смерти — расстрел.

Из восьмерых детей именно Клавдия Владимировна и мама наиболее истово переживали за судьбу отца. Где то в 1992-93 году мы втроем — мама, мой сын и я — отправились на Лубянку. Мама написала заявление, и месяца через три в местном отделении милиции ее ознакомили с тремя следственными делами отца. У меня такая возможность появилась позже, и это стало самым большим потрясением в моей жизни. Когда я их читала, меня бил озноб, я несколько дней потом не могла спать. Больше всего меня поразила фотография деда. Это был измученный, старый, больной человек, видеть это изможденное лицо и спокойно спать было просто невозможно.

В 2015 году я созвонилась с дочерью Клавдии Владимировны, своей двоюродной сестрой, и она мне говорит: «У меня есть книга, в которой упоминается наш дедушка». Это была книга Василия Ивановича Соколова, доктора технических наук, сына протоиерея Иоанна Соколова, который был в ссылке с отцом Владимиром и также был осужден и расстрелян «тройкой».

«Мягкие» репрессии

 

Удивительно, но нашу семью репрессии коснулись относительно мало. Это касалось, в основном, возможности получить образование детям семьи Воробьевых. Не говоря уже о голодном существовании. Часто мать большого семейства оказывалась перед выбором — купить кусок хлеба для детей или кусок мыла. Этому способствовало то, что отец Владимир постарался отправить своих детей подальше от Саратова — туда, где их никто не знал. На Саратовской земле остался только старший сын — Иван Владимирович. Его не тронули — видимо, потому, что у него были серьезные проблемы со здоровьем. Но происхождение все-таки испортило ему жизнь.

У Ивана были блестящие математические способности. Честно говоря, его готовили в семинарию, но он родился в 1908 году, и ко времени, когда он вырос, никакой семинарии в Саратове уже и в помине не было. Он мечтал поступить в Саратовский университет и поступил. Проучился он ровно два дня. Его вышвырнули на третий день, узнав о его семейных корнях. Потом мамин брат уехал во Владивосток, поступил там в вуз, но ему приходилось учиться и работать. В конце второго курса он заболел от переутомления, и ему пришлось вернуться в Саратов.

Болезнь страны

 

Притеснения верующих людей мы воспринимали как болезнь страны, которую рано или поздно возможно будет преодолеть. При этом мы — молодое поколение — любили свою страну, мы были патриотами. У нас не было желания ни уехать, ни уйти в какое-то подполье. Примером для нас был опять же отец Владимир. Понимаете, он ведь мог эмигрировать. Но я помню, как мама мне сказала: об этом не могло быть и речи, он просто не смог бы этого сделать, никогда.

Когда началась Великая Отечественная война, мои папа и мама сражались за Родину. Мама как раз закончила институт, и в это время от папы, который уже воевал, перестали приходить письма. Мама места себе не находила и в конце концов отправилась на фронт добровольцем. Она служила в женском полку Московского военного округа, который нес боевое охранение столицы. В то время наиболее боеспособные части были перемещены на Курскую дугу.

Папа вернулся в звании капитана. Он получил тяжелые ранения. У него неправильно срослась нога, ему ломали кость уже в госпитале. В результате сильная хромота осталась на всю жизнь.

Мои родители поженились сразу после войны. Позже, в 1959 году, они обвенчались в Саратове. По просьбе мамы священник не сделал запись о венчании. Мама уже преподавала в институте, и в то время исполнение церковных таинств могло стоить ей увольнения с работы без права преподавания в дальнейшем. Точно так же венчались мы с мужем в 1980 году.

Тогда трудно было представить, что когда-нибудь наступит время открытого исповедания веры, время памяти и почитания мучеников православной веры. А теперь это наша реальность. Саратовские краеведы готовят к изданию книгу о жизни и служении протоиерея Владимира Воробьева. Это главное событие в жизни нашей семьи.

Фото из личного архива О.А. Дурбажевой

Газета «Православная вера» № 14 (610)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Бывший СССР
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 22:01
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52