Владимир Иванович Даль известен прежде всего как составитель «Толкового словаря живого великорусского языка» и «Пословиц русского народа». Как избирательна человеческая память! Лишь историки литературы и биографы Даля знают: это был удивительно разносторонний и своеобычный человек. Датчанин по происхождению, он отдал свой талант и жизненные силы служению России, укреплению ее государственного могущества и познанию души ее народа. Судите сами: морской офицер, служивший на Черноморском и Балтийском флотах, известный врач-окулист и хирург, присутствовавший у одра болезни Пушкина, участник Хивинского похода, инженер и географ, один из основателей Русского географического общества, высокопоставленный государственный чиновник, служивший секретарем при знаменитом реформаторе Николаевского царствования Льве Александровиче Перовском, которому Даль после высочайшего дарования последнему графского достоинства придумал девиз для герба «Не слыть, а быть».
И конечно, Даль был популярным писателем. Именно популярным! «Писатель этот более других угодил личности моих собственных требований: каждая его строка меня учит и вразумляет, придвигая ближе к познанию русского быта и нашей народной жизни» - так сказал о В.И. Дале Николай Гоголь. Только если мы будем искать в справочниках и книжных указателях прошлого века литератора по фамилии Даль, то нас постигнет неудача: такого автора читающая публика в 1830-1840-е гг. не знала. Зато она зачитывалась Казаком Луганским. Под таким псевдонимом выступал Даль в печати. И дата рождения литературного Казака известна - 1832 год, когда вышел первый пяток его русских сказок. За ними последовали «Солдатские досуги» и повести из русского быта, а также «физиологические» очерки «Уральский казак», «Чухонцы в Питере», «Петербургский двор», «Денщик» и др.
Словарь Владимира Даля
Заметим, кстати, что Владимир Иванович был плодовитым сочинителем: его полное собрание сочинений, изданное посмертно в 1897-1898 гг., состоит из десяти томов. И это не считая знаменитого словаря!
Даль сразу зарекомендовал себя увлекательным и осведомленным рассказчиком. И недаром! Перед его взором прошла вся тогдашняя Россия - Белоруссия, Малороссия, Новороссия, Урал, Средняя Азия, Поволжье... Он и в столице живал, бывал и в губернском городе, и в уездном городишке, и в селе, и в деревеньке, в матросском кубрике и в солдатской палатке. И больше всего - на бесконечных, изрытых колдобинами российских дорогах, где чувствовал себя бывалым человеком, из тех, кому, по его словам, «не в диковинку, о чем идет речь». Слово-то какое точное и весомое - «бывалый». Здесь и ключ к пониманию далевского творчества и литературного стиля: влюбленность в русскую речь, в которой живет и дышит душа народа и ощутим склад русского характера - тоска по Царству Божию и мучительные поиски высшей правды.
«Не сказки сами по себе мне важны, - говорил Даль, - а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя показаться в люди без особого предлога и повода... Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором...»
По вероисповеданию Даль был лютеранином. Но перед смертью, осенью 1871 г., он принял православие. Священник Преображенский даровал ему радость приобщения Святых Христовых Таин. Даль был погребен на Ваганьковском кладбище в Москве по православному обряду. К православной вере привел его русский язык: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью той или другой народности. Дух, душа человека - вот где надо искать принадлежности его к тому или другому народу. Чем же можно определить принадлежность духа? Конечно, проявлением духа - мыслью. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».
Алексей Савельев
Источник: Покров.Ru