В конце февраля, знакомясь с разработками, выдвинутыми в 2016 году на соискание Государственной премии в области науки и техники, президент Белоруссии Александр Лукашенко обратил внимание на цикл научных работ «Истоки белорусской государственности: Полоцкая и Витебская земли в IX - XVIII веках». Заведующая центром археологии и древней истории Белоруссии Института истории НАН Ольга Левко рассказала президенту, что «белорусская государственность начала формироваться в середине IX века - с созданием Полоцкого княжества и даже в последующем Полоцкие земли, входя в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, развивались автономно». Лукашенко, в свою очередь, заявил, что сегодня идет работа над новыми учебниками, и указанные моменты становления белорусского государства в них обязательно надо отразить. «Надо прописать и внедрить в умы наших людей правду. Здесь если и есть какой-то национализм, то это национализм здравый», - подчеркнул белорусский лидер.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что скоро в белорусских учебниках истории появятся элементы националистической трактовки прошлого Белоруссии. В чём же состоит эта трактовка? Разберём по пунктам.
1) Проводится этногенетическое дистанцирование белорусов от великорусов при помощи теории балтского происхождения белорусского этноса, в рамках которой белорусы объявляются либо балтами, либо славянами, имеющими «балтский субстрат». Как пишет «свядомый» историк-любитель Вадим Деружинский, «белорусы - западные балты, а русские и восточные украинцы - славянизированные финны».
2) Полоцкое княжество позиционируется как полностью независимое от Киева государство, а не часть Древней Руси. Популярный у местечковых националистов историк Владимир Орлов называет общерусскую святую Евфросинию Полоцкую «знаменем борьбы полочан за независимость», а изготовленный по её заказу напрестольный крест - «символом древней государственности белорусов».
3) Великое княжество Литовское объявляется исключительно (или преимущественно) белорусским государством. Соответственно, войны между Литвой и Москвой в националистической историографии рассматриваются как межэтнические (или даже цивилизационные) конфликты великорусов (московитов) и белорусов (литвинов). Главной победой белорусского оружия считается победа объединённых войск ВКЛ и Королевства Польского над русским войском в битве под Оршей 8 сентября 1514 года.
4) Если Оршанская битва является своего рода «белорусским Конотопом», то на роль «белорусского Голодомора» претендует «Кровавый потоп» - так белорусские националисты называют события Русско-польской войны 1654-1667 годов, происходившие на территории современной Белоруссии. В 1995 году вышла книга историка Геннадия Сагановича «Неизвестная война 1654-1667», в которой автор описал якобы устроенный «московитами» геноцид белорусского населения.
5) Возвращение белорусских земель в состав Российского государства в конце XVIII века трактуется как «оккупация». Пытаясь изобразить Россию извечным врагом белорусов, местечковые националисты особое внимание уделяют польским мятежам 1794, 1830-31, 1863 годов, которые, по их мнению, были национально-освободительными восстаниями белорусов против «кровавого царизма».
6) Фетишизируется Белорусская народная республика, провозглашённая в 1918 году на оккупированной немцами территории Белоруссии. БНР воспринимается в качестве формы государственного самоопределения белорусского народа, хотя она не имела ни собственной армии, ни органов власти на местах, ни финансовой и судебной системы. По сути, эта «республика» существовала лишь в воображении узкой группки «свядомых дзеячаў».
7) Оправдываются белорусские коллаборационисты времён Великой Отечественной войны. Так, в составленной Владимиром Орловым книге «Iмёны свабоды», где собраны краткие биографии людей, чьи имена «будут жить, пока живёт Белоруссия», нашлось место руководителю белорусского антисоветского сопротивления в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период Михаилу Витушко, лидеру сотрудничавшей с Абвером Белорусской независимой партии Винценту Годлевскому, командующему коллаборационистским формированием «Белорусская краевая оборона» Францу Кушелю и бургомистру Борисова Станиславу Станкевичу. О последнем автор книги написал так: «В годы Второй мировой войны Станислав был среди тех, кто стремился использовать новые исторические обстоятельства в интересах белорусского дела, что и обусловило прощание с родной землёй - навсегда». При этом о сотрудничестве Станкевича с нацистами и его участии в массовом уничтожении борисовских евреев в книге скромно умалчивается.
Все эти мифологемы подробно разобраны и опровергнуты в недавно вышедшей книге Всеслава Зинькевича «Несвядомая» история Белой Руси". Мы не будем останавливаться на этом вопросе. Отметим лишь, что индоктринация граждан Белоруссии в националистическом духе может очень неприятно аукнуться сегодняшним белорусским властям.
Проиллюстрируем это конкретным примером. В прошлом году папа пятилетнего мальчика обратился в редакцию крупнейшего в Белоруссии информационного агентства TUT.BY со следующей жалобой: ребёнок ходит в один из гомельских детских садов, и там ему регулярно предлагают сфотографироваться в русской военной форме. Вот слова возмущённого отца: «Такое ощущение, что из детей готовят защитников России, а не Белоруссии. Но история Белоруссии богата своими героями. Вместо московских витязей можно сфотографировать детей в образе воинов ВКЛ (доспехи отличаются), вместо российских гусар использовать изображения крылатых гусар ВКЛ и Речи Посполитой, которые долгое время были самой сильной армией Европы. Сейчас Белоруссия - суверенное государство со своей армией. Зачем же детям прививать любовь к истории чужой страны, а не к своей?»
Понятно, да? Белоруссия - суверенное государство, поэтому в форму польских гусар одеваться можно, а в форму русских гусар - нет.
Обратим внимание, что у правителей ВКЛ и Речи Посполитой были имена типа Миндовг и Казимир, а у русских императоров - Александр и Николай. При этом «своими» местечковые националисты считают Миндовга и Казимира. Мы бы на месте Александра Лукашенко крепко задумались - нужен ли нам такой «здравый национализм»?
Кирилл Аверьянов-Минский