Пушкин Н.Д. Лобанова-Ростовского
Все мы двулики. Уж такова человеческая
природа: божественная душа и физическое тело. Эту мысль выразил и
развил в своём эссе о Пушкине «С
робостью его портрет рисую» Никита Дмитриевич Лобанов-Ростовский -
не пушкинист, не литературный критик, не историк и, казалось бы, по
своему роду деятельности весьма далекий от литературы человек -
бизнесмен. Причем не просто представитель этой самой популярной ныне
профессии. А талантливый, успешный, мыслящий. С весьма редким
свойством - умеющий вслушиваться в зов души. Это «вслушивание» и родило
одно из её прозрений - личности Пушкина и его места в судьбах
России. Процитирую всего лишь один, вводящий, пассаж из этих
откровений:
«Пять столетий люди ломали голову над загадочной улыбкой Моны
Лизы. Каких только гипотез не выдвигали! Сколько пыла растратила
ученая братия! К моему счастью, её улыбка и по сей день остаётся
загадкой. Когда я вхожу в прохладные залы Лувра, я спешу увидеть
именно эту улыбку и это чудо искусства, а не некую мистерию.
Открывая книгу Александра Сергеевича, будь то «Евгений Онегин» или
лицейские стихи, я встречаю ту же магическую улыбку гения. И я
радуюсь, что живу на этой земле. Наследие Пушкина необъятно. На мой
взгляд (и к моему большому сожалению) это наследие уже вышло за
пределы русской иконографии и в каком-то смысле стало архетипом,
если хотите - клише России. Но Пушкин - не клише. Он входит в каждый
русский дом истинным посланцем Муз. И он не должен становиться
заезженной и многократно используемой в пропагандистских и
политических целях эмблемой России. «Кесарево - кесарю», как
говорили древние. А творчество Кесаря-Пушкина отнюдь не
общеизвестные строчки из «Руслана и Людмилы» или милая, всем
понятная музыкальная фраза из Евгения Онегина. Для нас, любящих
Россию, Пушкин существует совершенно отдельно от банальных и
затёртых цитат. Он уникум, он гений и слава огромной и талантливой
страны».
Чтобы осознать всю глубину откровений Никиты Дмитриевича о Пушкине,
нужно прочитать эссе целиком:
http://www.pushkin-book.ru/id=182.html
Это уникальное прозрение можно по праву считать существенным вкладом в Катехизис нового
российского пушкиноведения.
Житие
Однако позволю себе ещё одну цитату из него - как позицию для
понимании собственного жития Н.Д. Лобанова-Ростовского,
исповедующего свободолюбивый дух великого русского поэта-гражданина
Александра Сергеевича Пушкина. Как и расплату за это мировоззрение
со всеми вытекающими из него последствиями:
«Ведь человек, даже самый великий, живет не в истории, а в
конкретном времени, в окружении конкретных людей - и, как правило, в
социальных тисках. И в этом - неизбывный парадокс. Великий человек,
понимая своё величие, все же
чувствует себя униженным житейскими обстоятельствами, из которых нет
выхода».
Пушкин, оказавшийся в социальных тисках нашёл выход для себя -
преждевременный УХОД из земного бытия. Попавший в них Н.Д.
Лобанов-Ростовский тоже нашёл выход - но как человек нового века
иной, под стать своему времени: БОРЬБА! Не за свою защиту, а за
СПРАВЕДЛИВОСТЬ! За выношенное всем своим трудным житием право
отстаивать её.
О его житие рассказывалось и до сих пор рассказывается в сотнях
журналистских статей, интервью, репортажах, его собственных
выступлениях, собранных им в 2-х объёмистых тома: «Рюрикович в
эмиграции» и недавно вышедшем «Рюрикович в XXI веке».1
А также в его книгах «Эпоха. Судьба . Коллекция», 2-х каталогах
«Собрание Никиты и Нины Лобановых. Художники русского театра 1880-
1930».2
Этот не иссякающий интерес к личности нашего соотечественника
начался с очерка - первой публикации о нём в советской прессе.3
А жизнь его - убедительная иллюстрация борьбы - за элементарное
выживание, за возращение к сословному пути, прерванному Революцией и
вынужденной эмиграцией его семьи, - пути Восхождения к вершинам духа.
Вот всего лишь одна вешка из тех многих, помечавших эту
дорогу. Семья его, сравнительно благополучно проживавшая в Болгарии
до превращения её в 1944 г. в социалистическую республику, решила
снова бежать от произвола её новых хозяев. Побег был устроен через
Грецию. Но беглецы были пойманы в нейтральной межграничной полосе.
Тюремное заключение для всех троих - отца, матери и
несовершеннолетнего Никиты. Полуголодный рацион, который мальчик
дополнял головками лука, припрятываемого им во время принудительной
работы в тюремной овощной кладовой. Дистрофия от недоедания. По этой
причине мальчишку, наконец, выпустили на «свободу». В никуда.
Одного, без родителей. Никто из знакомых не хотел приютить у себя
сына «врагов народа». Пригрела сердобольная няня. В то время
судомойка в софийском русском ресторане. Не желая быть нахлебником у
своей бедной няни, по утрам с ящиком для щёток и ваксы отправлялся
маленький принц на заветное местечко на софийской ул. Царь Иван
Шишман - чистить обувь у прохожих. Право же, куда лучше - ободрял он
сам сeбя, - чем быть нищим с протянутой
рукой «у врат обители святой»...
Реальная сущность спровоцированного музеем скандала
Теперь и подошло время для отрывка (3,5 мин.) из 20-минутного
июльского интервью Никиты Дмитриевича для «РЕН ТВ - российского
федерального телевизионного канала. Беседа эта, урезанная по тайным
соображениям «мадридского двора», - всего лишь одна из нескольких,
которыми Н.Д. Лобанов-Ростовский удовлетворял любопытство СМИ,
налетевших на него саранчой после разразившего скандала с якобы
поддельными дарениями князя Государственному музею-заповеднику
«Ростовский Кремль». Однако я выбрала именно это интервью, пусть и
обкорнанное, но демонстрирующее бодрое, закаленноё
в жизненной борьбе настроение и даже иронию по поводу искусно
созданного "мирового скандала", и что немаловажно - достойную манеру
поведения незаслуженно оболганного «потерпевшего», его сдержанную,
без паники и излишних эмоций трезвость мысли и подчеркнутую
непоколебимую уверенность в своей правоте. Впрочем, судите сами.
Замечу только: подлинными причинами травли всемирно известного
коллекционера искусства и дарителя стали срыв сроков сдачи в
эксплуатацию Дома Шлякова, предназначенного между прочим и под
дарения Лобанова-Ростовского музею, а также неспособность
его нынешнего руководства подготовить
к открытию нового помещения соответствующую экспозицию.
Всё остальное,
последовавшее за этим провалом, - не более как изощрённые
методы казуистики для прикрытия своей беспомощности, а
следовательно и непригодности возглавлять одно из значительнейших
Федеральных государственных учреждений культуры.
Предлагаю посмотреть доступную для
читателей ссылку на отрывок из вышеупомянутого интервью:
http://ren.tv/novosti/2017-07-27/patovaya-situaciya-podarennye-rostovskomu-kremlyu-kartiny-okazalis-poddelkami
|
Кадр из интервью князя каналу РЕН ТВ |
|
Кадр из того же
интервью каналу РЕН ТВ
|
|
Директор музея Н.С. Каровская в августе 2014 г.вручает Н.Д. Лобанову
символический ключ
от будущего фамильного музея
Лобановых-Ростовских в бывшем
доме купца
Шлякова |
Примечания и комментарии
1
«Рюрикович в эмиграции. Никита Лобанов-Ростовский».
Москва, 2015. - 656 с.
«Рюрикович в XXI веке. Князь Никита
Дм.Лобанов-Ростовский». Москва, 2017.. 660 с.
2
Никита Д.Лобанов-Ростовский «Эпоха. Судьба .
Коллекция», Москва, "Русский путь",
2010; «Собрание Никиты и Нины Лобановых.
Художники русского театра 1880- 1930.
Текст Джона Боулта». Составление иллюстрации,
перевод с английского из-во
"Искусство",1990 г.; «Собрание Никиты и Нины
Лобановых. Художники русского театра
1880- 1930. Джона Боулт. Каталог-резоне.
Статьи. Князь Н.Д. Лобанов-Ростовский.
«Об истории коллекции», Москва, "Искусство", 1994 г.
3
Светлана Балашова «Русский дом в Лондоне», статья
опубликована в 1990 г. на целой
полосе в газете
«Советская культура».Источник: http://www.pushkin-book.ru |