При этом возникает закономерный вопрос об авторитетности нового Катехизиса.
Вероучительные сочинения XVII-XIX веков, иногда называемые «символическими книгами», обладают авторитетом в той мере, в какой они соответствуют учению святых отцов и учителей Древней Церкви.
К числу авторитетных для Православной Церкви документов относятся, в частности, «Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (1662 год), «Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» (1723 год), «Окружное послание Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам» (1848 год) и некоторые другие сочинения на догматические темы, появившиеся в XVII-XIX веках. Православные вероучительные документы этого периода главным образом имели полемический характер и были направлены против католических или протестантских вероучительных положений. К символическим книгам также относят «Пространный Катехизис» святителя Филарета Московского.
Сказанное вызывает ряд вопросов.
1. Каков предполагается статус нового Катехизиса?
2. Будет ли в его отношении действовать правило: Катехизис обладает авторитетом только в той мере, в какой он соответствует учению святых отцов и учителей Древней Церкви?
3. Если - нет, то на каком основании он полагается более авторитетным, чем «вероучительные сочинения XVII-XIX веков»?
4. Если же - да, то должен ли православный христианин сам решать, в какой мере он соответствует учению святых отцов и учителей Древней Церкви?
Киприан Шахбазян
Истчоник: Благодатный огонь