Жизнь начинается тогда, когда перестаешь жить для себя

0
865
Время на чтение 6 минут

В нашей сегодняшней рубрике - рассказ о двух весьма скромных по бюджету и масштабам зрительского признания российских современных фильмах, объединенных важным вопросом: «Ради чего жить в совершенно безвыходных обстоятельствах?» - и поиском ответа на него. Их герои - обычные молодые люди, в жизни которых совершается переход от отчаяния к надежде...

Девушка-смерть

 

«Смерть, Маргарита Витальевна, является важнейшим событием в жизни человека», - говорит доктор, только что сообщивший пациентке, что у нее редкое аутоиммунное заболевание и ей осталось жить каких-то несколько месяцев. И в тот же миг размеренная благополучная жизнь 30‑летней женщины, которой для полного счастья не хватает лишь смены статуса - перехода из сожительницы в законные жены замминистра, разлетается на осколки.

На наших глазах главная героиня проходит все стадии принятия смерти: отрицание, гнев, торг, депрессию - и наконец смиряется с тем, что ее скоро не станет. И тут она понимает, насколько же на самом деле прекрасна жизнь и как же ей жить хочется...

«Спасибо родителям, что они меня родили, и Господу Богу за то, что Он помог мне стать звездой», - репетирует другая героиня - Мария - свою будущую триумфальную речь. Маша живет в съемной убогой квартирке, едва сводит концы с концами, бегает по кастингам и мечтает стать известной актрисой. Девушка убеждена: как только она исправит все несовершенства в своем теле - уши, губы, грудь, ноги, - главные роли ей обеспечены. Ради этой цели она хватается за любую работу.

У Риты и Маши практически не было шансов встретиться - их жизни протекали в параллельных реальностях, если бы не подросток Костя, который оказался для них связующим звеном. Он сын замминистра, с которым живет Рита, и друг Маши.

«Будущего нет», - огрызается парень, когда отец пытается воспитывать своего отпрыска. Костя живет вместе с отцом и его сожительницей в стеклянном замке, отчаянно ненавидит женщину, которая претендует на роль его мачехи, мелко пакостит ей при любой возможности, в качестве протеста отказывается ходить в школу и работает грузчиком в том же ночном клубе, где и Маша.

Такова завязка фильма «Звезда», для которого режиссер Анна Меликян целых полтора года искала актеров. И нашла: Тинатин Далакишвили (Маша) - в Грузии, Северию Янушаускайте (Рита) - в Литве. Фестиваль «Кинотавр» отметил ленту двумя призами: Анне Меликян - за лучшую режиссуру и Северии Янушаускайте - за лучшую женскую роль, хотя, надо признать, все актерские работы в этом фильме достойны наград.

В начале картины у зрителя рождается ощущение, что режиссер собрала в образах героев все возможные штампы: холодная и пустая «светская львица», провинциальная дурочка, мечтающая о славе, чиновник-ипохондрик, его сын, про которого можно сказать, что он «с жиру бесится»... Но постепенно, с развитием сюжета, обнаруживается, что каждый из героев способен на внутренние изменения, причем такой глубины, которая в духовной литературе именуется метанойей, то есть изменением ума.

И движущей силой для этих перемен оказывается, конечно же, любовь. Костя влюбляется в Машу, и в его жизни появляется смысл. Он любит эту смешную, наивную девушку такой, какая она есть, - с оттопыренными ушами, кривыми ногами и даже с изуродованным пластикой лицом. Чиновник, поначалу выгнавший Риту из дома (узнав о своей скорой смерти, женщина уже не могла скрывать, что ненавидит своего сожителя), позже находит ее совершенно не похожей на ту, какой она была в его доме, - и делает, наконец, предложение, которого она так долго ждала. Сама Рита, оказавшись на пороге смерти, пройдя длинный путь от гламурной стервы к подлинной себе, в конце готова принять собственную смерть, лишь бы только жила Маша. Ну а Маша... Мы не видим в этой героине глубоких внутренних перемен, но, наверное, учитывая ее обстоятельства, о которых зритель узнаёт только в конце фильма, ей это и не нужно. Она уже звезда. Нет, актерского таланта у нее нет и в помине, но есть талант другой - это потрясающая жажда жизни, которой она заражает всех, кто попадается на ее жизненном пути, будь то одинокий старик, десять лет не выходящий из дома, или встречные гастарбайтеры, которых Маша обнимает с пожеланием доброго утра.

К финалу ленты в полной мере раскрывается зашифрованная режиссером в этой динамичной, интригующей и в то же время трогательной истории мысль, очевидная для человека верующего и с таком трудом усваиваемая секулярным обществом: жизнь начинается тогда, когда ты перестаешь жить для себя. Но неужели для того, чтобы понять, как прекрасна жизнь, насколько она стоит того, чтобы жить, непременно нужно оказаться лицом к лицу со смертью?..

Спать без света и не бояться

 

Вышедшая в прокат в середине июня отечественная драма «Я умею вязать» - дебютная работа режиссера Надежды Степановой и сценариста Татьяны Богатыревой. Надежда всего на несколько лет старше своей главной героини - студентки Тани (роль исполнила Алина Ходжеванова), кроткой, медлительной и трудолюбивой девушки, рядом с которой - в привычной обшарпанности, безнадеге и хандре - влачат свое существование социальные низы Петербурга.

У Тани депрессия в клинической стадии, и этому состоянию при желании можно найти с десяток естественных причин. Усталость от совмещения учебы и работы, изматывающая аллергия, хронический стресс из-за алкоголизма отца и сложных отношений с сестрой. Именно так нам обычно свойственно объяснять тяжелые душевные состояния - свои и окружающих людей. Но что лежит в основе всего этого? Нежелание жить. А в основе его, в свою очередь, - какой-то момент, когда мы оттолкнули от себя Бога. Этот момент Татьяна вспомнит уже позднее, пережив кризис и начав писать заметки о своем прошлом и настоящем. Незначительный эпизод, случившийся во время работы в кафе, - почти курьезный грех, из-за которого, исповедовав его и исправив содеянное, совершенно точно не стоило бы убиваться... Но для Тани - человека нецерковного - это становится неожиданным острым камнем, из-за которого и так очень смутная, почти неосознаваемая связь с Творцом рвется совсем. Ее душа мечется от «Бог меня наказал» до «Бога нет, а ад - это здесь», и она даже, кажется, не осознает противоречия между этими мыслями. Впоследствии девушка найдет такой образ: «упущенная петля». В вязании, говорит она, есть такой важный момент: отвлечешься, упустишь петлю - и, сколько ни вяжи, не получается уже узора, и всё полотно нужно распускать до самого первого столбика...

Можно ли распустить полотно жизни? Наверное, нет. Но можно расплести кривые столбики собственной душевной сложности, вернуться к простым... добродетелям, которые доступны даже уставшему и немощному человеку в не очень дружелюбной среде. Тане это удается, потому что при всей своей физической и душевной слабости она находит в себе силы не прятаться от жизни. Как-то она рассказывает другу свою «теорию о темноте»: однажды ей, очень боявшейся темноты, пришла в голову мысль, что свет от включенной лампы не растворяет темноту, а лишь загоняет ее куда-то дальше и глубже. «С тех пор, - говорит она, - я сплю без света, хотя и продолжаю бояться». Кажется, что это ненужное самоистязание - ведь так просто включить ночник. Но не включать его, на самом деле, - единственный способ когда-то стать свободным, и, думается, это чувствует ее терпеливая и совестливая душа.

Одно из рабочих названий фильма было «Варежки» - и сразу почему-то вспоминается советский мультфильм «Варежка», где тоскующая от одиночества девочка очень хочет собаку. Действительно, ощущается что-то схожее: и большая добрая собака в фильме есть, и героиня вяжет теплые, уютные вещи, находя в этом отдушину и пытаясь, как может, спастись от душевного холода вокруг. Быть может, ее рассуждения слишком наивны, но смысл жизни она все-таки находит. И обретает его не в чем-то внешнем, не в том, чтобы найти любовь или выбраться из нищеты. Она начинает видеть его внутри себя. И ей уже не нужно спасаться вязанием и повсюду носить с собой клубки пряжи - своего рода «вязанием» становится для нее сама жизнь. Жизнь, в которой непрестанно происходят чудеса, и никому не нужная, тонкая, незаметная жизненная нить человека превращается в осязаемое, цельное полотно, могущее укрыть и согреть других.

Газета «Православная вера» № 15 (588)

[Подготовили Ольга Протасова, Елена Сапаева]


Источник: Православие и соврменност

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Ольга Протасова
Все статьи Ольга Протасова
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41