В нашей сегодняшней рубрике - рассказ о двух весьма скромных по бюджету и масштабам зрительского признания российских современных фильмах, объединенных важным вопросом: «Ради чего жить в совершенно безвыходных обстоятельствах?» - и поиском ответа на него. Их герои - обычные молодые люди, в жизни которых совершается переход от отчаяния к надежде...
Девушка-смерть
«Смерть, Маргарита Витальевна, является важнейшим событием в жизни человека», - говорит доктор, только что сообщивший пациентке, что у нее редкое аутоиммунное заболевание и ей осталось жить каких-то несколько месяцев. И в тот же миг размеренная благополучная жизнь 30‑летней женщины, которой для полного счастья не хватает лишь смены статуса - перехода из сожительницы в законные жены замминистра, разлетается на осколки.
На наших глазах главная героиня проходит все стадии принятия смерти: отрицание, гнев, торг, депрессию - и наконец смиряется с тем, что ее скоро не станет. И тут она понимает, насколько же на самом деле прекрасна жизнь и как же ей жить хочется...
«Спасибо родителям, что они меня родили, и Господу Богу за то, что Он помог мне стать звездой», - репетирует другая героиня - Мария - свою будущую триумфальную речь. Маша живет в съемной убогой квартирке, едва сводит концы с концами, бегает по кастингам и мечтает стать известной актрисой. Девушка убеждена: как только она исправит все несовершенства в своем теле - уши, губы, грудь, ноги, - главные роли ей обеспечены. Ради этой цели она хватается за любую работу.
У Риты и Маши практически не было шансов встретиться - их жизни протекали в параллельных реальностях, если бы не подросток Костя, который оказался для них связующим звеном. Он сын замминистра, с которым живет Рита, и друг Маши.
«Будущего нет», - огрызается парень, когда отец пытается воспитывать своего отпрыска. Костя живет вместе с отцом и его сожительницей в стеклянном замке, отчаянно ненавидит женщину, которая претендует на роль его мачехи, мелко пакостит ей при любой возможности, в качестве протеста отказывается ходить в школу и работает грузчиком в том же ночном клубе, где и Маша.
Такова завязка фильма «Звезда», для которого режиссер Анна Меликян целых полтора года искала актеров. И нашла: Тинатин Далакишвили (Маша) - в Грузии, Северию Янушаускайте (Рита) - в Литве. Фестиваль «Кинотавр» отметил ленту двумя призами: Анне Меликян - за лучшую режиссуру и Северии Янушаускайте - за лучшую женскую роль, хотя, надо признать, все актерские работы в этом фильме достойны наград.
В начале картины у зрителя рождается ощущение, что режиссер собрала в образах героев все возможные штампы: холодная и пустая «светская львица», провинциальная дурочка, мечтающая о славе, чиновник-ипохондрик, его сын, про которого можно сказать, что он «с жиру бесится»... Но постепенно, с развитием сюжета, обнаруживается, что каждый из героев способен на внутренние изменения, причем такой глубины, которая в духовной литературе именуется метанойей, то есть изменением ума.
И движущей силой для этих перемен оказывается, конечно же, любовь. Костя влюбляется в Машу, и в его жизни появляется смысл. Он любит эту смешную, наивную девушку такой, какая она есть, - с оттопыренными ушами, кривыми ногами и даже с изуродованным пластикой лицом. Чиновник, поначалу выгнавший Риту из дома (узнав о своей скорой смерти, женщина уже не могла скрывать, что ненавидит своего сожителя), позже находит ее совершенно не похожей на ту, какой она была в его доме, - и делает, наконец, предложение, которого она так долго ждала. Сама Рита, оказавшись на пороге смерти, пройдя длинный путь от гламурной стервы к подлинной себе, в конце готова принять собственную смерть, лишь бы только жила Маша. Ну а Маша... Мы не видим в этой героине глубоких внутренних перемен, но, наверное, учитывая ее обстоятельства, о которых зритель узнаёт только в конце фильма, ей это и не нужно. Она уже звезда. Нет, актерского таланта у нее нет и в помине, но есть талант другой - это потрясающая жажда жизни, которой она заражает всех, кто попадается на ее жизненном пути, будь то одинокий старик, десять лет не выходящий из дома, или встречные гастарбайтеры, которых Маша обнимает с пожеланием доброго утра.
К финалу ленты в полной мере раскрывается зашифрованная режиссером в этой динамичной, интригующей и в то же время трогательной истории мысль, очевидная для человека верующего и с таком трудом усваиваемая секулярным обществом: жизнь начинается тогда, когда ты перестаешь жить для себя. Но неужели для того, чтобы понять, как прекрасна жизнь, насколько она стоит того, чтобы жить, непременно нужно оказаться лицом к лицу со смертью?..
Спать без света и не бояться
Вышедшая в прокат в середине июня отечественная драма «Я умею вязать» - дебютная работа режиссера Надежды Степановой и сценариста Татьяны Богатыревой. Надежда всего на несколько лет старше своей главной героини - студентки Тани (роль исполнила Алина Ходжеванова), кроткой, медлительной и трудолюбивой девушки, рядом с которой - в привычной обшарпанности, безнадеге и хандре - влачат свое существование социальные низы Петербурга.
У Тани депрессия в клинической стадии, и этому состоянию при желании можно найти с десяток естественных причин. Усталость от совмещения учебы и работы, изматывающая аллергия, хронический стресс из-за алкоголизма отца и сложных отношений с сестрой. Именно так нам обычно свойственно объяснять тяжелые душевные состояния - свои и окружающих людей. Но что лежит в основе всего этого? Нежелание жить. А в основе его, в свою очередь, - какой-то момент, когда мы оттолкнули от себя Бога. Этот момент Татьяна вспомнит уже позднее, пережив кризис и начав писать заметки о своем прошлом и настоящем. Незначительный эпизод, случившийся во время работы в кафе, - почти курьезный грех, из-за которого, исповедовав его и исправив содеянное, совершенно точно не стоило бы убиваться... Но для Тани - человека нецерковного - это становится неожиданным острым камнем, из-за которого и так очень смутная, почти неосознаваемая связь с Творцом рвется совсем. Ее душа мечется от «Бог меня наказал» до «Бога нет, а ад - это здесь», и она даже, кажется, не осознает противоречия между этими мыслями. Впоследствии девушка найдет такой образ: «упущенная петля». В вязании, говорит она, есть такой важный момент: отвлечешься, упустишь петлю - и, сколько ни вяжи, не получается уже узора, и всё полотно нужно распускать до самого первого столбика...
Можно ли распустить полотно жизни? Наверное, нет. Но можно расплести кривые столбики собственной душевной сложности, вернуться к простым... добродетелям, которые доступны даже уставшему и немощному человеку в не очень дружелюбной среде. Тане это удается, потому что при всей своей физической и душевной слабости она находит в себе силы не прятаться от жизни. Как-то она рассказывает другу свою «теорию о темноте»: однажды ей, очень боявшейся темноты, пришла в голову мысль, что свет от включенной лампы не растворяет темноту, а лишь загоняет ее куда-то дальше и глубже. «С тех пор, - говорит она, - я сплю без света, хотя и продолжаю бояться». Кажется, что это ненужное самоистязание - ведь так просто включить ночник. Но не включать его, на самом деле, - единственный способ когда-то стать свободным, и, думается, это чувствует ее терпеливая и совестливая душа.
Одно из рабочих названий фильма было «Варежки» - и сразу почему-то вспоминается советский мультфильм «Варежка», где тоскующая от одиночества девочка очень хочет собаку. Действительно, ощущается что-то схожее: и большая добрая собака в фильме есть, и героиня вяжет теплые, уютные вещи, находя в этом отдушину и пытаясь, как может, спастись от душевного холода вокруг. Быть может, ее рассуждения слишком наивны, но смысл жизни она все-таки находит. И обретает его не в чем-то внешнем, не в том, чтобы найти любовь или выбраться из нищеты. Она начинает видеть его внутри себя. И ей уже не нужно спасаться вязанием и повсюду носить с собой клубки пряжи - своего рода «вязанием» становится для нее сама жизнь. Жизнь, в которой непрестанно происходят чудеса, и никому не нужная, тонкая, незаметная жизненная нить человека превращается в осязаемое, цельное полотно, могущее укрыть и согреть других.
Газета «Православная вера» № 15 (588)
[Подготовили Ольга Протасова, Елена Сапаева]
Источник: Православие и соврменност