Убийство ребенка - это всегда поступок в высшей степени цинизма, зверства, жестокости и неприемлем ни с какой позиции. Нет никакого оправдательного или даже смягчающего обстоятельства, которое позволило бы это обсуждать как-то иначе.
Но вместе с тем существует очень распространенное заблуждение - что надо было обязательно транслировать жестокие кадры по федеральным телеканалам с задержанием няни-убийцы в Москве. Я убежден, что не надо было этого делать по следующим причинам: во-первых, пришла весна, у многих людей начнется или уже началось психическое обострение. Как у этой няни. Это же типичный псих с тяжелейшим расстройством, уже есть постановка диагноза психиатром. А транслируя эти вещи по телеканалам, фактически посылается сигнал больному, любая сцена на телевидении негативно влияет на статистику преступлений.
Сейчас речь о том, чтобы была неотвратимость наказания, чтобы была профилактика подобных случаев, и были административные выводы, ни в коем случае нельзя эти вещи пускать в широкие массы. Здесь всем нам надо набраться терпения и дождаться, чтобы компетентные органы профессионально выполнили свою работу.
Следующая тенденция, которая существует в этой истории, - это попытка сведения всего произошедшего к национальности убийцы. Я убежден, что национальность никакого отношения к преступлению не имела. Налицо психическое расстройство - кто считает иначе, думаю, сильно заблуждается. В Москве и других городах тысячи нянь из Узбекистана, мы не можем сказать, что для них типично совершать детоубийство. Такое же детоубийство могла совершить няня любой национальности с психическим расстройством.
Третий нюанс, к которому стоит отнестись очень серьезно. Есть мнение и версия следствия, что у этой дамы, потерявшей рассудок, были подстрекатели. Я допускаю, что эти подстрекатели действительно использовали одну из религий для прикрытия вот такого акта, чтобы "накачать" легко управляемого человека негативной информацией, возможно, даже каким-то руководством к действию для внесения в российское общество элемента этнической конфликтности.
Хотя, безусловно, миграция имеет косвенное отношение к этой истории и должна пресекаться. Это еще один сигнал к тому, чтобы был введен строгий визовый режим, чтобы была четкая проверка на границе и в консульских учреждениях. Когда исследуют анализы приезжих на различные заболевания, мне кажется, забывают проверить их психическое здоровье.
Я считаю, что на фоне переизбытка мигрантов из разных регионов, нам необходимо впускать только самых одаренных. Пусть едут потенциальные чемпионы, программисты, потенциальные или реальные ученые, которых здесь не хватает. Надо брать оттуда лучших при условии их психической адекватности.
Более того, нам необходимо отказаться от совершенно избыточного числа мигрантов внутри России, но сделать это надо не потому, что национальность убийцы как-то была связана с самим преступлением, а потому что сама по себе ее этническая принадлежность всколыхнула общество. Я боюсь, что это может посеять раздор уже внутри страны. И именно таким образом сценаристы этнического майдана ожидают добиться своего результата. Этого категорически нельзя допустить.
И, наконец, самый главный вывод состоит в том, что нам нужен максимальный возврат материнской функции в семью. Сегодня существует абсолютно рискованная ситуация, когда родители, бывает, видятся со своим ребенком, общаются по 20 минут в день. В то же время ребенок больше времени проводит в интернете, за различными играми, за телевизором, с нянями с непонятными биографиями и диагнозами.
Начальник сектора демографии, миграции и этнорелигиозных проблем Российского института стратегических исследований Игорь Белобородов специально для Накануне.RU