8 февраля следственное управление (СУ) СКР по Татарстану возбудило уголовное дело в отношении эксперта Института национальной стратегии Раиса Сулейманова по ч. 2 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства). Как следует из постановления СУ СКР, господин Сулейманов публиковал в интернете материалы, которые свидетельствуют о «якобы наличии в Республике Татарстан бандподполья радикальных исламистов, активных групп национал-сепаратистов и поддержке их большим числом сторонников из мусульман и татар, а также со стороны духовенства и представителей власти республики».
Раис известен как непримиримый борец с экстремистами давно, притом как в России, так и за рубежом, привлекался как эксперт в Государственную Думу, российский социолог А. Л. Салагаев в 2013 году отмечал: «До Сулейманова проблему радикального ислама в Татарстане никто не поднимал. Более того, наши официальные лица всячески делали вид, что ничего не происходит. Сулейманов первым поднял вопрос о митингах «Хизб ут-Тахрир» (запрещенной в России), о ваххабитской мечети «Аль-Ихлас» и т. д. Только после его выступлений были приняты меры по закрытию этой мечети, по применению санкций к участникам митингов и автопробегов с флагами «Хизб ут-Тахрир». Поэтому нельзя сказать, что Сулейманов все придумал и раскачивает лодку». Чешская журналистка и гуманитарный работник П. Прохазкова считает, что «Раис Сулейманов, один из крупнейших специалистов по радикальному исламу в России».
И вдруг - борца с экстремистами самого обвиняют в том же преступлении - для многих это стало настоящим шоком, в защиту Раиса одним из первых выступил обозреватель портала «Однако», известный разоблачитель антироссийских публикаций - Евгений Супер, многие известные деятели патриотического движения также выразили недоумение в связи с арестом Раиса.
Наше агентство связалось с Раисом и узнало его точку зрения на данную историю:
- Этот целый процесс тянется с конца прошлого года. Суть его в том, что после начала русско-турецкого конфликта, я как один из экспертов, которые многие годы изучал этнорелигиозную ситуацию в Поволжье, зарубежное влиянии, политическое, идеологическое, религиозное на республику Татарстан.
Как я могу предположить - это привлекло внимание кругов, которые заинтересованы в усилении турецкого влияния в республике, тем более что я стал освещать такие вопросы, как наличие турецкого лобби, пантюркизма в Татарстане. Это могло не понравиться местным властям, которые ориентированы на Турцию, не скрывают, что турецко-татарстанские отношения одни из самых интенсивных и турецкое присутствие заметно: бизнес, в сфере культуры, образования, религиозных отношений. И тут выходит публикация ученого, примечательно, что тоже татарина, но занимающего твердую пророссийскую позицию, и описывает все эти явления. И дальше принимается решение на уровне руководства республики Татарстан, чтобы меня приструнить.
Все обвинения против меня строятся на основании публикации на странице в соцсети «ВКонтакте». Первый раз меня попытались привлечь по абсолютно абсурдному делу: у меня брали интервью два издания, одно французское и башкирское по теме ИГИЛ и "Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами" вместе с их флагами (в России обе эти организации признаны террористическими и запрещены), где я разоблачал экстремистскую деятельность данных организаций.
Издания снабдили мое интервью фотоиллюстрацией, которое я и опубликовал у себя на странице в соцсети. В результате мне предъявили обвинение в пропаганде экстремистских организаций.
- Для чистоты понимания, если, к примеру, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова ставит у себя на странице в соцсети фото с марша бандеровцев и критикует фашизм на Украине, то и ее получается можно привлечь за пропаганду экстремизма?
- Получается, что да. Только я даже не ставил сам их - когда публикуешь у себя чей-то материал, то фото на странице появляется автоматически.
- Слава Богу, у президента России страницы в соцсети нет. И чем закончилась история в картинках?
- Под этим предлогом меня арестовывают на семь суток. Притом делают в канун Нового года. Но тут поднялось общественное возмущение, которое указало на всю абсурдность обвинения. В результате тут же приговор был смягчен и вместо семи суток я отделался штрафом.
Во второй половине января начинается кампания по моей дискредитации. Началось все в СМИ, дальше она перешла в Живой журнал. Пытаются сначала доказать, что я дилетант и ни в чем не разбираюсь, потом вообще выдумывается дикая история, о том, что я поклонник украинских бандеровцев и друг Украины.
- А подробней можно рассказать, что за история с бандеровцами?
- В группе ВК про Коломойского появилась запись, где написано, что Раис Сулейманов преследуется Россией и друг Украины и вот эта запись начинает транслироваться по «патриотическим ресурсам», которые, как сообщили мне друзья, берут за перепубликацию чего угодно 3-5 тысяч рублей.
Касательно «связей с украинскими националистами», одним из обвинений было то, что я чуть ли не натравливал беженцев с Донбасса на местную власть. Их выселяли и я вступился за людей, которым просто было идти - одни рассказывают, что их город захватили ВСУ, у вторых отец ушел в ополчение, а дом на Украине, у третьих просто дом разбомбили.
Понимаете, чиновники отрапортовали, что у них все замечательно, только реально гладко было на бумаге...
И вот после того, как я встал на сторону восставших регионов, помогал гуманитаркой и старался устроить людей, спасающихся от фашизма, внезапно фашистом стал уже я сам - абсурд, я с самого начала выступил против украинской хунты и мнения своего не менял.
- Когда Вам предъявили обвинение?
Что будет продолжение, я понял накануне, после того как министр внутренних дел Татарстана дал интервью одному из казанских изданий, в котором прямым текстом сказал - на меня заведем уголовное дело Честное слово - первый раз я видел анонс уголовного дела.
И вот, в понедельник меня вызывают как свидетеля, как и написано в повестке, я пришел и тут выяснилось, что я, вообще-то, не свидетель, а обвиняемый и на вас возбуждено уголовное дело по статье 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства».
Основанием для возбуждения уголовного дела стали те же фото из журналов, а еще то, что, по мнению следователей, я описываю такое явление, как этнократия и позиционирую ее это как социальную группу, вызывая пропаганду антагонизма на «принципиальной несовместимости интересов различных социальных групп». И делаю я все это с целью «спровоцировать рост социальной напряженности в обществе, имеются признаки оскорбления и унижения чувств людей и создания негативных установок в отношении представителей различных национальностей».
Согласно заключениям эксперта - психолога, мои материалы якобы «разжигает ненависть к социальной группе «Власти Татарстана», дискредитируют национальную политику республики, сообщая о «несуществующих террористических группах», которых нет», хотя как нет, если постоянно с конца девяностых появляются подобные банды, последнюю задержали в 2013 году.
В середине 2014 году какие-то хулиганы начали писать русофобские, сепаратиские и заукропские надписи вперемежку, то есть: «Долой московскую хунту» и «Русские убирайтесь» шло вперемешку со «Слава Украине - Героям Слава» и «Свободу Савченко». Я считаю - это появилось неслучайно, о чем и написал статью с заголовком: «В Казане опять появились антироссийские надписи» и вот мне вменяют, что раз «опять», то - это нагнетание обстановки и отражает плохую работу органов правопорядка. А как я должен был писать, если в течение полугода только подобных записи, и не только на заборах, но и на церквях, я насчитал примерно двенадцать штук.
Можно привести и другие интересные моменты этой экспертизы, как, например, опубликованный у меня на странице девиз Отто фон Бисмарка: «Хочешь победить врага - изучи его», тоже оказывается, нагнетает обстановку в республике.
Вот так я стал из свидетеля обвиняемым.
- И что было дальше?
- А дальше мы поехали с обыском сначала ко мне домой, где забрали мой мобильный телефон, но ничего не нашли, а потом поехали к моей матери. У нее конфисковали ее ноутбук, а также в моем старом научном архиве нашли материал к работе по национализму в России, где в виде примеров был выпуск газеты «Русский порядок» РНЕ, ксерокопию еще одной этой газеты и брошюру Баркашова.
В данный момент на меня возбуждено уголовное дело, но я остался на свободе. Сейчас я нанимаю адвоката, процесс ожидается долгий. Я не знаю, чем это закончится, но понятно, людям объяснили, что не нужно поднимать подобных тем, а заодно и ограничить мою научную деятельность.
Попрощавшись с Раисом, вопросов осталось гораздо больше, чем ответов.
Во первых, даже если предположить, что Раис и перегнул где-то палку, то стоит ли бороться в условиях, когда Россия объявила войну международному терроризму и противостоянию с Турцией, с известным врагом врага? Может и правда, стоило бы проверить организации и выяснить, кто рисовал те надписи? Не стоит ли узнать, зачем украинским радикалам откровенно подставлять своего врага, который ранее писал роли в единении русского и татарского народов на примере татарских ополченцах и собирал гуманитарную помощь жителям Донбасса? Старался помочь им в Казани?
Во-вторых и главных, какие у социальной группы «Власть» могут быть внутренние цели и интересы если: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
Это, на всякий случай, статья 3 самого главного закона РФ - ее Конституции. А если власть - это народ, то каким образом Раис Сулейманов разжигает к нему ненависть?
И почему казанские чиновники, избранные на время представители народа и не более, присвоили себе право говорить за всех жителей этого региона России, назвав себя «Власти Татарстана»? Не является ли это попыткой узурпации той самой власти и дестабилизации обстановки в регионе?
Вопросов в истории с обвинением Раиса гораздо больше, чем ответов. Поэтому в полном соответствии со статьей 39 Закона РФ "О средствах массовой информации", редакция ИА «Новороссия» просит членов Общественной палаты РФ, а также депутатов Государственной думы РФ провести независимую экспертизу материалов по делу Раиса Сулейманова и на основании ее дать соответствующую оценку данному расследованию.
Беседовал Руслан Ляпин