После вчерашнего поста о чистках в ЛДНР получил очень много вопросов, главным образом связанных с ситуацией вокруг «Трои», убийствами «Кота» и «Боцмана», с просьбами озвучить подробности, имена виновных и т.д. В связи с этим хочу подробно пояснить свою позицию по поводу происходящего и целесообразности распространения информации о тех или иных процессах на Донбассе.
Публикацию каких-либо данных или высказывание собственного мнения о происходящем я считаю необходимым в двух случаях: 1) если это важно знать российскому обществу, людям, которые поддерживают ополчение Донбасса (и потому имеют право знать, что здесь происходит и насколько актуальна их помощь), 2) если распространение конкретной информации, озвучивание определенных фактов помогает решить конфликты и проблемные ситуации внутри республик.
В течении прошлого года было немало ситуаций, когда опубликованная мной информация (как с ситуацией вокруг ГРУ ДНР) не достигала цели, т.е. не помогала решить проблему; а в иных случаях некоторые публикации доставляли мне и другим людям серьезные проблемы. Говорю это не к тому, что не надо было сообщать о происходящем и скрывать преступления, а к тому, что не всё имеет смысл озвучивать сразу и во всех подробностях.
К примеру, в конце прошлого года в ДНР был ненадолго задержан один крупный чиновник с большими коррупционными связями в РФ и Украине. Меня сразу попросили опубликовать материалы, связанные с деятельностью этого чиновника, - для создания общественного резонанса, после которого ему будет уже сложно выйти из-под стражи по одному звонку своим влиятельным друзьям, которым он солидно отстегивает. В последний момент мне сообщили, что человек уже выпущен - за него вписались на очень высоком уровне в Москве, так что сразу стал виден размах деятельности этого донецкого чиновника. В итоге он до сих пор на свободе, хотя компромата на него «выше крыши», и «контора» только и ждет отмашки, чтобы его снова упаковать. Так вот, стоило бы мне раньше времени рассказать об этом человеке и его делах, то думаю меня бы уже давно «обнулили» (и не только меня).
Думаю, многие помнят нашумевшую историю вокруг ГРУ ДНР, меня до сих пор упрекают в том, что я якобы облил грязью все разведуправление. Хотя я писал не о том, что ГРУ - это преступная группировка, а том, что на базе ГРУ было создано ОПГ. Разумеется, преступные элементы в ГРУ составляют небольшое количество людей, большинство же - нормальные честные бойцы, в том числе герои, имеющие солидный боевой опыт и заслуженные награды. То же самое можно сказать и о многих других подразделениях, в том числе о «Востоке».
Еще один свежий пример, как раз из «Востока». Вот буквально вчера один из разведотрядов «Востока» расстрелял на передовой (под Авдеевкой) бойца, в него было выпущено 20 пуль. Между разведчиками и бойцами на позициях («окопниками») произошел конфликт, бойцы забрали автомат у стрелявшего и потребовали разбирательства случившегося. Разведчики запросили с 4-й базы «Востока» подкрепление, чтобы успокоить «окопников». Это было утром, днем меня просили озвучить эту историю, чтобы руководство «Востока» во избежание шумихи не репрессировало возмутившихся бойцов. Потом я связь с ребятами потерял, а от других бойцов услышал совсем другую трактовку случившегося - якобы расстрелянный ополченец чуть ли вражеский диверсант и т.п.
Подобных историй и конфликтов много, заканчиваются они нередко ранениями и смертями как рядовых бойцов, так и известных командиров. В сложившихся крайне непростых условиях в ЛДНР между многими людьми и подразделениями накопилось очень много противоречий. Поймите, практически не существует идеальных командиров и подразделений, «в каждой избушке свои погремушки», за полтора года очень многие успели нагрешить, и уже неважно - вынужденно, оправданно или нет. На войне суровые законы жизни, суровые отношения, сложные пути решения назревших противоречий, нередко грань между законом и беззаконием просто размывается. Один командир решил «отжимать» у нехороших людей машины, «делать бизнес», чтобы кормить своих бойцов, сидящих без зарплат и зимнего обмундирования. Вроде бы вполне себе робингудовская позиция, но в итоге командир втягивается в круговорот беззакония и беспредела - в процессе отжимов вступает в противоречие с другими командирами, начинает перегибать палку, чтобы решить проблемы своего подразделения, завязываются конфликты, люди получают ранения, погибают. Или, например, у командира оружейка ломится от стволов и БК (вывез из Дебальцево, на учет не поставил конечно), а продуктов подразделению не хватает, вот он и продает оружие, чтобы закупить еды для бойцов или часть зарплат выплатить; в какой-то момент его арестовывают за торговлю оружием - по факту да, торговал, а «по совести» же мало кто разбирается. Или на самом передке наши бойцы вступают с ВСУшниками в контакт, договариваются не стрелять друг в друга без нужды, бывает даже на перекуры друг другу ходят, всякое бывает - а потом наших бойцов «на подвал» как пособников врагу. Таких вот и подобных историй множество, и множество несправедливых приговоров, бессудных расправ, отстрелов. С другой стороны, и реальных беспредельщиков полно с отжимами машин и бизнесов, торговлей оружием и реальным пособничеством врагу, - против них отстрелы без суда и следствия оправданны - время-то военное.
Особенно сложной становится ситуация, когда знаешь обе стороны конфликта - и с той и другой стороны, казалось бы, честные люди, боевые командиры - а у каждого своя трактовка событий, «своя правда». Разбирать разнообразные конфликты такого уровня, выяснять истину - это серьезная кропотливая работа военной полиции, МГБ или «кураторов». И то нередко они сами ошибаются и наказывают невиновных. А уж человеку постороннему, пусть и знающему конкретных командиров и участников событий, разобраться во всем просто невозможно, а если такой посторонний человек будет делать поспешные выводы и выносить собственные вердикты - скорее всего он ошибется и введет в заблуждение других.
Исходя из собственного опыта разбирательства в подобных конфликтах, а также их «информационного сопровождения», я сделал вывод, что не всегда нужно во всем разбираться и высказывать свое мнение, даже если оно в данный момент кажется правильным. Касательно последних событий - «Троя», «Восток», убийства «Кота» и «Боцмана» - у меня есть свое видение ситуации и мнение о происходящем, но я воздержусь от их изложения, поскольку, в одном случае, всей полнотой информации не обладаю, в другом случае озвучивание информации несвоевременно или будет неоправданным риском.
Многие имеющиеся сведения сначала необходимо перепроверять и передавать доверенным людям, имеющим полномочия решить вопрос положительно. На днях ко мне обратились бойцы 9 полка (который под Мариуполем) с просьбой разоблачить одного командира (недавно ушедшего из полка в другую бригаду). Ребята уверяют, что этот комбат сливал информацию украинцам, «отжимал» в полку зарплаты, оружие и гумпомощь. Можно это все немедленно «раскрутить» с надеждой, что этого человека закроют «на подвал». Но лучше перепроверить информацию из разных источников, передать ее надежным людям и попробовать прижать виновного наверняка, и если «прижатие» станет реально возможным - тогда возможно и «информационное сопровождение», чтобы уж точно не отмазался. Если дело касается людей уровня министров или комбатов, то по ним следует работать аккуратно и предусмотрительно, оценивая их возможности и ресурсы, ожидая пока их позиции пошатнутся, и риск, что тебе открутят голову за «разоблачение», сведется к минимуму.
В заключение повторю то, о чем всегда говорю в таких случаях, дабы не давать повода для украинской пропаганды и не вводить в заблуждение наших людей, у которых может сложиться превратное мнение о происходящем на Донбассе. Все описанное касается достаточно небольшого сила нехороших, но активных людей, получивших власть и ресурсы во времена «революционной горячки», когда правоохранительные органы практически отсутствовали, а оружие расходилось по рукам в колоссальных объемах. Общая же масса добровольцев (и местных, и российских) представляет собой простых честных идейных людей, храбро воевавших за независимость республик, выполнявших приказы и остающихся на позициях до сих пор в надежде на улучшение ситуации. Что же касается многих вооруженных конфликтов и криминальных историй в ополчении - об этом говорилось уже неоднократно, это имеет понятные причины и свою печальную, но неизбежную логику и закономерность (лучше всего об этом скажет история гражданских войн, например в Югославии).
Необходимо осознать, что в конечном счете вина на происходящем лежит только на <тех, кто> вдохновил донбассцев на восстание, поддерживал его, но не довел дело до конца и оставил Донбасс в нынешней промежуточной стадии «ни войны, ни мира». Порядок и стабильность может здесь наступить только в одном случае - полного освобождения ЛДНР от украинских войск и включения их (областей/республик) в состав России. Пока это не будет сделано - все эти негативные тенденции, о которых мы говорим на протяжении полутора лет, будут продолжаться.