Нынешняя ситуация на рынке нефти достаточно парадоксальна. С одной стороны, мы видим падение стоимости биржевой нефти, которая перешагнула через рубеж в 30 долларов за баррель. Но разворачивается это на фоне того, что нефтяная отрасль совершенно не доинвестирована в среднесрочной и долгосрочной перспективе. С чем это связано? Предыдущие кризисы на рынке нефти, которые случались во время нефтяного эмбарго арабских стран, во время ирано-иракской войны, во время танкерной войны в Персидском заливе, - были на восходящем плече добычи нефти, когда открывались новые месторождения, вводились новые мощности и мир был в нефтяном изобилии.
Сегодня сам рынок нефти очень сильно изменился. Нефть - уже не просто какая-то вонючая чёрная жижа, которая стоила 5, 10, максимум 15 долларов. Это достаточно ценный ресурс, которым обладает уже отнюдь не каждая страна. Часть этой нефти добывается с достаточно высокими издержками. Именно против этой нефти был нацелен удар основных нефтяных экспортёров. В первую очередь, когда Саудовская Аравия отказалась участвовать в различных программах ОПЕК по ограничению добычи нефти. Первые результаты этих действий Саудовской Аравии мы уже видим на рынке США. За прошедший 2015 год США, несмотря на все заверения об успехах сланцевой революции, снизили производство нефти практически на полмиллиона баррелей. И ещё полмиллиона баррелей дорогой сланцевой американской нефти, судя, кстати, по прогнозам самого американского энергетического агентства, уйдёт с рынка в следующем году. То есть мы видим два сразу взаимоисключающих процесса: падает цена нефти, но несмотря на это никакого оживления в отрасли не происходит - стагнация, а кое-где и коллапс.
Сейчас в ходу шутка, что нефть дешевле, чем вода в московских офисах, которая продаётся как минимум на 30% дороже чёрного золота. Однако мы должны посмотреть не на воду в московских офисах, а на международно значимые категории и индексы. Например, на Baltic Dry Index, который характеризует стоимость перевозок сухого груза. Приведу один пример. До кризиса 2008 года балтийский индекс составлял около 10 000 (это некая безразмерная величина, которая как раз и показывает перевозки торговых грузов на основных торговых направлениях). Он уверенно пробил отметку в тысячу, катится вниз и сейчас находится в районе 300-400. Поскольку в абсолютных цифрах можно сравнить 10000 и 300-400, то можно уже заключить, что по двадцати направлениям, по сути дела мировая торговля схлопнулась в 10-20, а то и более раз. Схлопнулась глобальная экономика, которую строили на протяжении всего ХХ века, которая была завязана на нефть, которую можно было заливать в бензобаки автомобилей, в ёмкости танкеров и сухогрузов по всему миру, которая обеспечивала мировую торговлю.
Мировая торговля росла всегда больше, чем валовый внутренний и валовый национальный продукт. Она росла темпами в 8, 10, 12%. Сейчас эта торговля сворачивается. Мир распадется на несвязанные части, в котором есть отдельно Америка, отдельно Европа и отдельно Азия. Это процесс, который сопровождается войнами, революциями, социальными потрясениями. Многие страны, бывшие активными потребителями нефти, сейчас таковыми не являются. Посмотрим на Сирию и Ирак. Это страны, которые в 70-80-е годы были в модернизационной волне, которая позволяла им претендовать на то, чтобы войти в первый мир. Посмотрите на нынешнюю Украину, где, с одной стороны, мы слышим бравурные речи об отказе от российского газа, а с другой, видим падение от промышленного производства на 10% в 2014 году и практически на 15% в 2015 году. Речь уже идёт о том, что украинская энергетическая система вынуждена выводить в резерв атомные и угольные блоки. То есть проблема вовсе не в дешёвой нефти. Мир болен слабой экономикой. Мир болен крахом глобализации. Мир болен мировой войной, первые залпы которой мы видим в Сирии, Ираке, на Украине и других горячих точках мира.
Нефтяная отрасль рано или поздно очнётся от шокового момента, связанного с тем, что в ней возникли технологии, которые позволили добывать нефть при достаточно высоких на неё ценах, но сейчас эти технологии не позволяют удержать мир при стоимости нефти в 20, 30 или даже 50 долларов.
Поэтому первые сполохи конфликта, которые мы видели между Саудовской Аравией и Йеменом, Саудовской Аравией и Ираном, будут разгораться. Если завтра нефть будет стоить 10, 50 или 100 долларов - всё одно это будет одинаково неприятно для мировой экономики, которая вошла в стадию турбулентности.
2015 год прошёл под знаком падения добычи нефти. В этом году тенденция сохранится. И только через пару лет мы сможем увидеть обратное движение маятника. А вот куда оно нас заведёт - в зону нефти по 60, по 80 или по 140 долларов, как было перед кризисом 2008 года - к сожалению, не скажет никто.