Накануне на саммите "большой семерки" США заявили о том, что
передумали поставлять Украине наступательное оружие и заговорили о
"дипломатическом пути".
Видимо, американцам намекнули, что поставки летального оружия - это игра, в которую могут играть обе стороны. В каком плане? Когда американцы поставили значительное количество ручных ЗРК боевикам, воевавшим в Афганистане против законной власти и поддерживающих по ее просьбе советских войск, то довольно скоро значительная часть этих ЗРК, известных под названием "Стингер", то есть "жалящий", оказалась далеко за пределами Афганистана. И всем авиакомпаниям мира пришлось принимать в расчет возможность обстрела.
Главное то, что в таких условиях найдется множество желающих продать какое-то поставленное американцами вооружение и свалить вину на них. Я думаю, что с учетом такого опыта американцы при первых же намеках на такую возможность должны всерьез задуматься о собственной безопасности.
Кроме того, поскольку дело происходит в момент съезда "семерки шестерок", то очень может быть, что другие участники этого съезда все-таки объяснили американцам, чем им не нравится возможность дальнейшей эскалации боевых действий у них под боком. Наверняка, многие участники саммита хорошо представляют себе, чем им может грозить это. В конце концов, у них достаточно своих террористов или потенциальных террористов.
Расползание вооружений под боком у ЕС - это всегда что-нибудь взрывоопасное. Так что я думаю, на саммите могли достаточно четко сказать американцам, что они затеяли слишком беспредельную игру. Не стоит забывать, что одновременно с этим заявлением американцы заявили, что прекрасно понимают все экономические трудности, что порождены в Евросоюзе санкциями против России, но возмещать ущерб, причиненный этими санкциями, они не будут. И на таком фоне, если добавить еще и распространение оружия в месте, где его могут распродать и распространить кому угодно, - это уже для европейцев слишком серьезно и слишком опасно. Так что очень может быть, что таким заявлением американцы попытались смягчить эффект от другого своего же заявления.
Но даже если американцы не будут поставлять это оружие, то Украине для карательной операции в любом случае может хватить оружия, унаследованного от советских времен, к тому же есть оружие, производимое самой Украиной. А вот финансы на поддержание этого производства и на ремонт того, что осталось на складах, нужны. И эти финансы американцы, в принципе, могут предоставить Украине в необходимом количестве. Другое дело, что эти финансы будут точно так же разворованы. Американцев это не обеспокоит, поскольку разворуют вместе с кем-нибудь из американцев.
Что касается отношений США и ЕС, то уже практически все страны западной Европы в той или иной форме указывают на значительные убытки от американского требования ввести антироссийские санкции. Форма этих убытков разная, но величина очень большая у всех этих стран. Поэтому можно сказать, что этот вопрос на саммите затрагивали, несомненно. То, что реакция европейцев на американское требование продлить санкции была очень острая - это вполне очевидно. И, по-видимому, в той или иной форме все участники саммита требовали поиска каких-то компромиссных вариантов.
Все происходящее сейчас на Украине, в связи с Россией - это все звенья американской борьбы за экономическое, а не только политическое, подчинение Евросоюза Соединенными Государствами Америки. И в борьбе этой разных ходов много. В частности, сейчас американцы продавливают идею трансатлантической зоны свободной торговли. Точнее, после того, как Евросоюз лет 10 назад отверг эту идею, ее переименовали, и в последние годы она продвигается под названием "Трансатлантический торгово-инвестиционный протокол", но суть от этого не поменялась. Это в любом случае система взятия Евросоюза под американский экономический контроль. И именно это главная американская цель уже давным-давно, и ради продвижения этого протокола американцы готовы на каких-то направлениях делать уступки, если при этом продвигаются дальше на других направлениях.
Они ищут подходы, они ищут направления. Значительная часть военного искусства - это искусство поиска слабых мест. Соответственно, если они не нашли слабое место на одном направлении, они могут сместиться на другое. Суть войны от этого не меняется.
Политический консультант Анатолий Вассерман специально для Накануне.RU