
Россия и Эстония разошлись в отношении к Тартускому договору по которому Эстония может претендовать на Печорский район Псковской области с городами Печоры и Изборск, а также на Принарвье с Ивангородом.
Эстония планирует в одностороннем порядке провести разметку границы с РФ. Об этом сообщила пресс-служба правительства республики.
«Во временной контрольной зоне на границе с Российской Федерацией намечено установить 760 пограничных столбов, а также 412 буйков - на водной границе», - уточняется характер предстоящих работ. Как отмечается, демаркация предусмотрена для того, чтобы «снизить количество ошибочных незаконных пересечений границы».
Длина полосы, со стороны Эстонии прилегающей к российской территории, составляет 136 км. Демаркацию границы Таллин намерен провести в одностороннем порядке, так как пограничный договор с РФ не вступил в силу.
Как ранее отмечал МИД РФ, в соответствии с международно-правовыми нормами, демаркация госграницы, осуществленная в одностороннем порядке, не имеет юридического значения для сопредельного государства.
История вопроса
Линия эстонско-российской госграницы была согласована еще в 2005 году после почти 11 лет переговоров. Тогда же был подписан пограничный договор, но после его внесения на ратификацию в эстонский парламент депутаты включили в преамбулу упоминание Тартуского договора 1920 года в таком контексте, который сохранял потенциальные территориальные претензии к России.
По Тартускому договору Эстония может претендовать на Печорский район Псковской области с городами Печоры и Изборск, а также на Принарвье с Ивангородом, входившими в Эстонию в 1920-1945 годах.
Российская же сторона исходила из того, что этот договор утратил силу, и государственной границей является линия, разделявшая Эстонскую ССР и РСФСР.
В этих условиях Москва отозвала свою подпись, и процесс остался юридически незавершенным.
Переговоры возобновились в конце 2012 года.
Комментарий Льва Вершинина:
(а) Ясно, что ставить столбы и кидать буйки по имеющейся условной линии Тталлин не будет, поскольку это означало бы отказ от принципиальной позиции «только по условиям Тартуского мира», что вполне устраивает Россию, но категорически не устраивает эстонских политиков.
(б) Ясно, что захватывать какие-то населенные пункты, - ни крохотный Изборск, ни, тем паче, Печоры или Иван-город, - эсты не намерены; они просто проведут линию демаркации чуть-чуть восточнее, прихватив несколько сотен метров «спорной» территории.
И тогда Россия окажется перед интересным выбором.
Ей придется:
либо, сделав вид, что ничего не случилось, ограничиться протестами, и тем самым явочным порядком (ибо важны не квадратные метры, а принцип) признать территориальные требования Эстонии в полном объеме на условиях того самого Тартуского мира,
либо снести столбы нафиг, дав эстам основания для визга о «вторжении РФ на территорию одного из членов ЕС», а руководству НАТО - ставить вопрос о применении ст. 5 Устава Альянса, причем, по «минскому» принципу: «Россия виновна во всем, даже если ни в чем не виновна».