Для
того, чтобы понять выгодны ли новые минские договоренности России,
Новороссии и соответствуют ли они коренным интересам Украины (а не
киевского режима) необходимо ответить на ключевой вопрос: соответствует
ли этим интересам объявленное прекращение огня с ноля часов 15.02.15?
Ответ:
на мой взгляд - да, соответствует. Перемирие зафиксирует новую более
выгодную Новороссии конфигурацию линии фронта, в том числе и в районе
дебальцевского котла, где остается без снабжения и огневой поддержки
крупная группировка ВСУ. Судьба которой, скорее всего, станет сильным
козырем в руках Донбасса в ходе дальнейших переговоров. Не зря же
лидеры республик прозрачно намекнули, что в достигнутом контактной
группой соглашении нужно будет многое уточнить. Например - начертание
линии фронта, которая все еще проходит в опасной близости от Донецка.
Понятно, что никто просто так, без встречных уступок, эту группировку из
котла уже не выпустит.
Кроме того, с учетом пока еще весьма
ограниченных наступательных возможностей ВСН, оперативная пауза позволит
продолжить планомерную работу по укреплению их боевой мощи. Которая уже
началась в форме массовой и весьма успешной добровольной мобилизации. В
отличие, кстати, от практически полного провала принудительной
украинской.
ВСН в своем нынешнем составе все равно не готовы к
решению оперативно-стратегических задач дальнего прицела, которые со
временем им неизбежно придется решать.
При этом, следует
понимать, что реальной договоренностью можно считать только документ,
подписанный обеими сторонами конфликта - киевской хунтой и республиками
Новороссии, то есть соглашение контактной группы. Так называемая
декларация лидеров 4-х государств, не подписанная ни одним из них,
является ничем иным как набором благих пожеланий, выполнение которых,
мягко говоря, не стоит в практической повестке дня. Об этом говорит, в
частности, то обстоятельство, что ряд наиболее существенных из этих
рекомендаций, уже на протяжении без малого года кочуют из одного
документа в другой, начиная еще с соглашения между Януковичем и
оппозицией 21 февраля 2014 г., но выполнять которые никто до сих пор не
торопится. К числу таковых следует отнести, прежде всего, так называемую
конституционную реформу на Украине, в контексте ее федерализации, о чём
киевские власти и слышать не хотят. Разоружение незаконных вооруженных
формирований также обсуждалось еще во времена евромайдана, а воз и
ныне там. Разве что численность «неформальных» армий на Украине за это
время выросла в разы.
Что же касается наделения Донбасса неким
«особым статусом», то об этом можно говорить, разве что, в порядке
горькой иронии. Без нее трудно воспринимать явно нарочитую забывчивость
авторов нынешней безымянной минской Декларации, когда они делают вид,
будто запамятовали, как Киев не далее, чем полгода назад, уже давал
такой «особый статус» этому региону, причем настолько пустой, что
сравним, разве что, с космическим вакуумом. Но и тот вскоре отобрал
назад, обидевшись на Донбасс, не помню уже за что. В общем хунта
наглядно показала, что она полный хозяин своему слову - захотела - дала,
захотела - взяла назад.
В Донбассе к этим киевским заморочкам
относятся ровно так, как они того заслуживают - полностью игнорируют и
строят собственную, отдельную от Киева государственность. Просто
потому, что после всего, что было, доверять киевскому режиму и
полагаться на его слово может только безнадежный сумасшедший.
Ответ
на вопрос о том - зачем же тогда эту мало к чему обязывающую декларацию
целую ночь напролет вырабатывали целых три мировых лидера и
присутствовавший при сем Порошенко, вполне очевиден - без такого
документа минский саммит стал бы уж очень сильно смахивать на полный
провал, чего нельзя было ни в коем случае допустить. Америка только
этого и ждала. Пожалуй, наиболее прозрачно на безальтернативность такого
евророссийского сценария, намекнул министр иностранных дел ФРГ
Штайнмайер: «Это была очень долгая ночь в Минске. Это были крайне
сложные переговоры. Каждый знал, что поставлено на кон. Каждому были
понятны последствия завершения переговоров без результата. Было,
наконец, общее убеждение в том, что этого не должно произойти. Я
приветствую тот факт, что удалось согласовать общий документ». http://vz.ru/news/2015/2/12/729295.html
Таким
образом, улучшив стратегическое положение Донбасса и добившись,
несмотря на это, очередного перемирия, Москва может снова сделать паузу и
предоставить Украине самостоятельно решать все остальные проблемы
своего весьма непростого положения - как государственного, так
экономического, социального и финансового. По всем этим позициям там всё
идет в минус, причем в нарастающем темпе. Так называемый кредит МВФ не
должен никого вводить в заблуждение, поскольку он предоставляется
исключительно на войну и под чудовищный, небывалый в истории Украины
зажим всех жизненно важных потребностей населения. Которое, и без того,
уже едва дышит.
В условиях отсутствия боевых действий (пусть даже и в
форме перемирия) хунте будет очень непросто, если вообще возможно,
гасить и нивелировать рост социального недовольства. Главный аргумент -
«кровавый Путин напал на Украину» в значительной степени перестанет
работать.
Нет ни одной причины считать, что киевский режим,
полностью разваливший экономику и финансы, сумеет каким-то волшебным
образом разрулить эту катастрофическую ситуацию и удержаться у власти.
Более того - именно война лучше всего удерживает его на плаву. Так зачем
же, спрашивается, ему в этом помогать?
И это не говоря уже о
том, что судьба самого Порошенко и его клики после нового минского
соглашения, которое безбашенными киевскими «комбатами» наверняка будет
объявлено «капитуляцией Украины», может легко повиснуть на волоске. Что
вряд ли особо противоречит планам тех же Москвы и Донецка, которым нет
никакой нужды переживать за стабильность этого абсолютно враждебного как
России, так и самой Украине режима. А его еще более неадекватные
преемники, наверняка еще больше облегчат путь к достижению конечной цели
- полной ликвидации этого прискорбного вывиха украинской истории.
В
то же время перемирие на Донбассе, выбивает из рук США главный козырь -
угрозу начать массированные военные поставки на Украину. Вашингтон уже в
ближайшие часы будет вынужден сделать заявление о том, что он учтет
достигнутые в Минске договоренности при определении своих дальнейших
шагов. И вполне очевидно, что поставки оружия на фоне прекращения огня
настолько выпадают из миротворческого контекста, что от них придется
отказаться даже такому беспардонному государству, как США. Ну, а если не
откажутся, тогда пусть не предъявляют претензии ни к России, ни к
Новороссии. Как говорится - не мы первые начали.
Конечно, в
Вашингтоне так просто не отцепятся. Начнут выкатывать России разновсякие
претензии насчет границы и «вывода войск». Но все это дело отныне
сугубо обоюдное и у другой стороны тоже будет что предъявить США и
Киеву. Начиная от полного саботажа с их стороны процесса
государственного переустройства Украины и заканчивая уже развернутой
американцами на территории Украины собственно военно-штабной,
разведывательной и наемнической инфраструктурой, которой явно пришла
пора убираться домой.
Ну, а пока у населения и властей
Новороссии есть хороший шанс на новую передышку. Каждую из которых
Донбасс прежде умело использовал для дальнейшего развития своей
государственности и становления нового, более справедливого и
перспективного социально-экономического уклада. И нет никаких причин
думать, что на этот раз будет как то иначе.
Юрий Селиванов, Специально для Politikus.ru