В последнее время одной из наиболее актуальных тем в СМИ является резкое падение курса российского рубля по отношению к основным иностранным валютам. С начала года рубль упал более чем на 40%. Инфляция в октябре в годовом выражении составила 8,3%, перевалив за прогнозируемые к концу года 7,5%.
Открывая позавчера заседание правительства РФ, российский премьер-министр Дмитрий Медведев заявил: «Мы в последнее время наблюдаем резкие колебания курса рубля. Сегодня все аналитики признают, что рубль сильно недооценён. Этому способствовали, в том числе, и недобросовестные игроки».
По словам премьера РФ, действия
спекулянтов спровоцировали панику среди россиян, принявшихся судорожно
скупать валюту. При этом он опроверг слухи о том, что будет ограничена
продажа валюты.
«То там, то здесь появляются непродуманные
инициативы, типа ограничений на продажу валюты гражданам. Хотел бы
ответственно заявить, что позиция правительства РФ и Центрального банка
по этому вопросу абсолютно едина - никаких ограничений на продажу валюты
вводиться не должно», - сказал Медведев.
Накануне заседания российского правительства о «спекулятивных атаках» на рубль заявил и президент России Владимир Путин, отметив, что ситуация вскоре будет нормализована, а спекулянтам воздастся по заслугам. «Если при этом ЦБ еще придержит определенную ликвидность, то, безусловно, накажет спекулянтов, которые приготовились к дальнейшим спекулятивным действиям», - пояснил Путин.
Некоторые российские финансовые аналитики усматривают в падении рубля внешние факторы. Наиболее распространённым среди них мнением является очередной нефтяной заговор против России. Цена на нефть падает. И судя по всему, этот процесс будет продолжаться. На днях премьер-министр Кувейта заявил, что 27 ноября на встрече ОПЕК в Вене речь о снижении квот на добычу нефти даже не будет и стоять в повестке дня. То есть нефтедобывающие страны будут в огромных количествах качать «чёрное золото», сбивая цены на мировом рынке. На их национальные экономики это ровным счётом никак не повлияет. Нефть марки Brent из Персидского залива и стоит подороже, и добывать её попроще, чем российскую Urals, представляющую собой смесь из нефти с месторождений Западной Сибири, Урала и Поволжья.
Более «глобалистическую» подоплёку падению российского рубля нашёл известный российский экономист, директор консалтинговой фирмы НЕОКОН Михаил Хазин. Он считает, что главной причиной девальвации рубля является пресловутая Бреттон-Вудская система. Поясним, с 1 по 22 июля 1944 года в американском городке Бреттон-Вудс (штат Нью-Гэмпшир) прошла международная конференция, итогом которой стал переход от расчётов между государствами в золоте к переходу к его эквиваленту в виде доллара США. Часто приходится слышать, что 1971 год, когда была отменена привязка доллара к золоту, стал концом этой системы. Однако с данным утверждением Михаил Хазин не согласен. По его мнению, она до сих пор существует, а её столпами являются четыре международных и один национальный институт - Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и Федеральная резервная система США. Печатный станок, запущенный последней после этого во всю прыть, исправно работал до начала 80-х годов прошлого столетия. Расширять долларовое пространство тогда уже стало некуда. Но помогло крушение десятилетием позже соцсистемы в целом и Советского Союза (СССР подписал итоговое решение Бреттон-Вудской конференции, но ратифицировать его не стал) в частности. Доллар ринулся на вновь открывшиеся для него просторы. Россия, войдя в ВТО и присоединившаяся к другим глобальным финансово-экономическим структурам, вынуждена была играть по их правилам. Одним из них является запрет инвестиций в национальной валюте. Без инвестиций развитие национальной экономики затруднительно.
Но не только Россия испытывает на протяжении этого года скачки национальной валюты. На Украине ситуация ещё более катастрофическая. К началу ноября с начала года курс гривны по отношению к доллару США упал на 62%. А за 13 первых дней предпоследнего месяца этого года - ещё на 21,6%. Инфляция с начала года взметнулась на 20%. При этом, в отличие от России, валюту на Украине приобрести с каждым днём становится всё сложнее и сложнее. К внешним факторам, влияющим на экономики всех стран, присовокупляется ещё и война, и без неё далёкая от стабильности внутриполитическая ситуация.
Несколько лучше ситуация в ещё одном сопредельном с Приднестровьем государстве - Молдове. Там тоже происходит резкое падение национальной валюты. Лей с начала года обесценился на 14.3%. Инфляция пока ещё не намного перепрыгнула прогнозируемую к концу года в 4,7%. Но Запад, пожелавший видеть Молдову «визитной карточкой» «Восточного партнёрства», субсидирует, как может. Насколько долго это затянется, зависит от национальных экономик стран, пока ещё поддерживающих относительное молдавское благополучие.
И совсем странным на этом фоне выглядит ситуация в Приднестровье, которое зажато в тисках экономических и прочих санкций со стороны своих соседей. Курс приднестровского рубля по отношению к основным валютам остаётся стабильным уже два года. Согласно данным Госслужбы статистики ПМР, рост инфляции в первом полугодии составил 2%. В третьем квартале так и вовсе обозначилась дефляция в 1,2%. В октябре цены немного подросли - на 0,4%. Таким образом, с начала года на 1 ноября рост инфляции составил всего 1,9%. Минэкономразвития же прогнозировало рост инфляции за год от 5,5 до 8%.
«Учитывая складывающиеся тенденции в сфере ценообразования на потребительском рынке Приднестровья, Центральный банк прогнозирует формирование оценочного показателя инфляции по итогам года на уровне 3% ±1 подпункт», - заявили «Новостям Приднестровья» в Приднестровском республиканском банке.
«Валютно-ценовую лихорадку, охватившую в этом году практически все близлежащие страны, сегодня удается не допустить на территории Приднестровья. Важную роль в этом, как ни странно, играет наша замкнутость, слабая вовлеченность в международный рынок капитала. И, конечно же, меры, предпринимаемые государством», - констатируют в приднестровском Центробанке.
Данный показатель означает для бизнеса одинаковые и понятные правила игры. Не менее важно, что благодаря низкому уровню инфляции и стабильности национальной валюты не происходит обесценивания сбережений населения.Источник