Чем завершится для Турции ближневосточная «вторая Ялта»

Генассамблея ООН по Украине  Цветные революции 
0
113
Время на чтение 5 минут

Турция окончательно запуталась в определении   для себя  главного «врага». Первоначально она  отказывалось  принимать участие в международной коалиции против ИГИЛ под предлогом захвата сотрудников ее консульства в Мосуле, обещая  ей только  передачу  разведданных и участие в логистике. Когда авиации США нанесла первый  удар по территории Сирии,  источник  в  турецком правительстве   сообщил, что «Анкара не позволит международной коалиции совершать авиаудары по боевикам ИГИЛ с ее баз». Источник уточнял: «Турция также не станет участвовать в военной операции против ИГИЛ, а сосредоточится на оказании гуманитарной помощи жителям подвергшихся нападению ИГИЛ регионов соседних государств».

Мотивация такого решения   просматривалась в следующем. Первое:  ИГИЛ в ответ на участие Турции в коалиции может расправиться с заложниками в Мосуле. Второе: участие Турции в сирийских событиях  может иметь обоснование только в «необходимости  борьбы с диктаторским режимом в  Дамаске».  Но проблема заключается в том, что с согласно  проведенным в стране социологическим опросам, около 60% граждан  страны не поддерживали стремление Анкары  начать войну против Сирии, а терроризм в их сознании в большей степени ассоциировался с деятельность объявленной вне закона Курдской рабочей парии ( РПК) , но никак не с различными исламисткими группировками, со многими из которых, по данным западной и турецкой печати, Анкара негласно поддерживала контакты.

Сотрудников турецкого консульства в Мосуле  «неожиданно» освободили. После этого, как отмечало французское издание  Atlantico ,  у Турции отпал главный аргумент, позволявший  ей держаться  в стороне от  коалиции  и избегать  серьезной критики в адрес  ИГИЛ. Как пишет Atlantico , «Эрдоган оказалась в очень сложной ситуации». С одной стороны, его стали выводить  на фронтовые рубежи  в битве с ИГИЛ,  нивелируя при этом  не только созданный образ «умеренного покровителя исламистов  на Ближнем Востоке», но и отбирая у него накануне парламентских выборов   мощный исламистский электорат внутри страны. С другой-  в ситуации, когда новый кабинет министров во главе с Ахметом Давутоглу объявил о своей главной стратегической цели- интеграция в ЕС-  Эрдогану  дали понять, что  отказ от участия в коалиции будет  восприниматься как « официальный  отказ Анкары  от  вступления в ЕС». В итоге, находясь с визитом в Нью-Йорке,  Эрдоган  заявил, что «не исключает возможности направления своих войск в Сирию». По его словам, «логика, в соответствии с которой Турция не занимает боевую позицию, неправильна и турецкая армия могла бы оказать содействие в установлении зоны безопасности  в рамках международного соглашения по беженцам, которые спасаются от боевиков группировки ИГИЛ».

Но он  сразу натолкнулся на противодействие США  в трактовке «нюансов». Так  председатель комитета начальников штабов  вооруженных сил США генерал Мартин  Демпси  дал понять, что «неправы те страны - участники коалиции,  которые  считают, что «сначала  будет борьба  с ИГИЛ, а затем с режимом в Дамаске». Демпси  подчеркнул, что США не планируют создание на севере Сирии «буферных структур и  объявлять  бесполётную зону на приграничной с  Сирией  территории».  К тому же по данным газеты New York Times, рассчитанная на три года военная кампания США по уничтожению ИГИЛ,  состоит  из трех стадий. Первая стадия заключается в нанесении авиаударов по силам джихадистов.  Вторая  направлена на тренировку и снабжение обмундированием иракских и курдских вооруженных сил. И только третья стадия предполагает уничтожение  ИГИЛ  на территории  Сирии.

Интригующий ход сделал и Дамаск. Конечно, авиаудары по территории  Сирии без санкции Совбеза ООН  можно считать  «актом агрессии».  В то же время глава МИД Сирии Валид Муаллем призвал  США «наносить авиаудары не только по ИГИЛ, но и по позициям других террористических группировок» . При этом он  считает, что  Дамаск фактически оказался на одной стороне с международной коалицией против «Исламского государства», и что  «у Дамаска не будет претензий к США, пока целью их авиаударов остаются только позиции экстремистов». Правда, в остальном-  особенно по части желания США снабжать  оружием и деньгами, подготовки  сил  светской сирийской оппозиции -  Муаллем обвинил их  в «двойных стандартах».

Так что выходит,  что на  данном этапе участие Турции в коалиции против ИГИЛ объективно превращает ее в союзника Сирии, что создает  для Эрдогана - помимо вывода его на линию фронта борьбы с джихадистами-   еще один неожиданный геополитический парадокс. Он  оказался  перед дилеммой: с одной стороны,  вроде бы  продолжает поддерживать  силы светской сирийской оппозиции, с другой должен  вести борьбы  с новым  региональным врагом,  ИГИЛ, в становлении которого сам принимал участие. Вот почему выступление Эрдогана перед парламентом  1 октября носило растерянный, неопределенный характер. Прежде всего, он отметил, что «Турция не та страна, которая в поисках временных решений даст себя использовать». Затем он обозначил  главную цель в борьбе:  устранение  нынешней  власти  в Сирии, «поощрение создания в Сирии конституционной, парламентской системы власти», «несмотря на готовность воевать против ИГИЛ». Смена ориентиров в новом кризисе на Ближнем Востоке может означать-  либо всего лишь  пассивное участие Турции в коалиции, либо выбор сценариев для выхода из нее с учетом  возможностей для осуществления самостоятельной политики.

 И тут вновь появился повод  для принятия определенных решений. Вблизи Алеппо  ИГИЛ захватил усыпальницу деда османского султана Османа I, которая   соответствии с договором от 1921  объявлена турецким анклавом  и охранялась  несколькими  турецкими   военнослужащими. Зачем  турецкие солдаты охраны  понадобились ИГИЛ -  еще одна загадка.  Тем не менее, они  оказались в заложниках  у джихадистов,  и в случае   активного участия Турции в действиях коалиции  этим людям, как некогда сотрудникам турецкого консульства в Мосуле,  может угрожать физическая расправа.  В этой связи вице-премьер Турции Бюлент Арынч  отметил, что  «Турция считает территорию усыпальницы своей и считает своим правом защищать ее от любых угроз».Но бросается в глаза то, что эта акция была осуществлена накануне решения парламента о выдаче  правительству  мандата  по использованию военной силы на территории Сирии и Ирака. 

Пока же Турция подтянула к границам с Сирией воинские части и танковые подразделения. В свою очередь новый генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, Североатлантический альянс готов защищать Турцию «в случае осуществления атаки на нее». Понятно, что такая атака со стороны сирийской правительственной армии маловероятна и Турцию фактически выводят на прямую линию вооруженного противостояния с силами ИГИЛ.  Все идет к тому, что  отныне ей за каждый свой дальнейший шаг  придется платить очень высокую политическую и геополитическую  цену. Нельзя исключать и того, что  после нагнетания напряженности на сирийско-турецкой границе  коалиция  станет осуществлять проект  по  созданию в северном Ираке независимого  курдского государства и  образования специальной зоны  в  контролируемой  курдами северной  Сирии,  чтобы выстроить  буфер между Турцией и  ИГИЛ.  К тому же Турция  стала терять инициативу в курдском вопросе,  поскольку Эбриль  уже не выступает в качестве  самостоятельного  игрока  и действует только по сценариям коалиции, а турецкие курды открыто блокируются со своими сирийскими собратьями.  В результате, как пишет Milli Gazete,  вместо  проекта создания  исламского военно-политического союза, Турция   оказывается в «кольце различных фронтов» и все более дрейфует в сторону трансформации от  статуса субъекта в положение  объекта  в процессах , которые  именуют ближневосточной  «второй Ялтой».

 

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Тарасов
Все статьи Станислав Тарасов
Генассамблея ООН по Украине
О Пашиняне и Алиеве, Путине и Пезешкияне,
Эрдогане, Макроне и тюркском мире
30.09.2024
Постпред России на заседании СовБеза
ООН об использовании западного оружия для ударов по России
14.06.2024
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Все статьи темы
Цветные революции
«В первичном протестном бульоне закипает революция»
Сербские протесты: романтики, фанатики, проходимцы
29.01.2025
Лекала государственного переворота, или Как
хотят утопить «Грузинскую мечту»
07.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Был ли СССР Третьим Римом, был ли Ленин антихристом?
Новый комментарий от С. Югов
27.01.2026 17:24
Новая КОБ со старым управляющим
Новый комментарий от РОНОЛ
27.01.2026 16:59
Переговоры с американцами должны быть двусторонними
Новый комментарий от РОНОЛ
27.01.2026 16:37
Давос, «совет мира» и скоты
Новый комментарий от Русский танкист
27.01.2026 16:29
Секреты «Искусственного интеллекта»
Новый комментарий от Бузина Олесь
27.01.2026 15:14
Строительство АЭС на вулкане может угробить Приморье
Новый комментарий от Владимир Николаев
27.01.2026 14:39
«Ленинградцы своим подвигом спасли наш народ»
Новый комментарий от Апографъ
27.01.2026 14:01