itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Искусство разведки. ЦРУ использовало абстракционистов в холодной войне

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
517
Время на чтение 4 минуты

С кисти Поллока капала не краска, а алмазы.«Всё неистово критикуемое в СССР стоит поддерживать», считали американцы

Но мало кому известно, что в 1948 г. такая же история случилась с президентом США Гарри Трумэном. Правда, он ругал своих абстракционистов, используя расистские мотивы: «Если это искусство, то я готтентот (представитель народа, живущего на юге Африки. - Ред.)!» Это было покруче бананов, которые сегодня бросают на футбольное поле. Конгрессмены поддержали президента, возмутившись, что бюджетные деньги тратят на такой позор Америки. Выставку свернули, а картины распродали со скидками в 95%. Всё случилось к радости американцев - и народ, и власть не любили такое искусство. В СССР, кстати, тоже. Но на этом сходство между историями заканчивается. У нас авангард стали гнобить, а в США - холить и лелеять...

ЦРУ в музее

Но делали это строго секретно. Об операции знали несколько человек из ЦРУ, владелец знаменитого MoMA (Museum of Modern Art - Музей современного искусства в Нью-Йорке) Нельсон Рокфеллер и ряд лиц из его окружения. Почти все они имели отношение не только к абстрактному искусству, но и к разведке. Например, в 1950-м директор музея Том Брейден возглавил в ЦРУ новый отдел международных организаций, где продолжил курировать искусство, только уже на фронтах холодной войны с СССР.

Через много лет, когда тайное стало явным, он говорил: «Мы хотели объединить всех людей искусства - писателей, музыкантов, художников, чтобы продемонстрировать, что Запад и Соединённые Штаты привержены идеям свободы в творчестве и интеллектуальной деятельности и что можно писать, говорить, делать, рисовать без каких-либо ограничений, вроде тех, которые были в СССР. Думаю, наш отдел был самым важным в ЦРУ, он сыграл огромную роль в холодной войне». Самого Рокфеллера и его любимый музей привлекли к спецоперации по продвижению американских абстракционистов в Европе. На это выделяли кровные денежки американцев, собранные в виде налогов.

Почему выбрали абстрактных экспрессионистов, изображающих квадраты, прямоугольники, пятна, линии и прочую беспредметность? Вот официальная версия. Во-первых, в СССР такое искусство ненавидели (случай с Хрущёвым это подтвердил), а всё, что критиковали Советы, можно было обернуть против них. Во-вторых, это чисто американское искусство. Корни его тянулись от русского авангарда, кубизма, сюрреализма и прочих европейских «измов», но к тому времени уже выросла когорта чисто американских художников. Бунтарей, алкоголиков, чудиков, каких всегда бывает множество в этой среде и которые через слово говорили о свободе творчества. А свобода - это символ Америки, стремление к ней - главная черта нацхарактера. Нашёлся среди них и стопроцентный американец Дж. Поллок - ковбой с неистовым характером, сквернослов, драчун, дебошир, алкоголик. Работая, он расстилал огромный холст и будто в экстазе разбрызгивал по нему краску как попало, плотно покрывая всё пространство. Критики убеждали, что в его картинах есть сила, энергия и свобода, а это и есть дух Америки.

Другой священной коровой стал Марк Ротко. Склонный к самосозерцанию и депрессии, он рисовал огромные квадраты и прямоугольники, но в отличие от Малевича раскрашивал их в 2-3 цвета. В итоге он тоже закончил «чёрным квадратом», нарисовав огромные сплошь чёрно-серые полотна, «украсившие» католическую капеллу вместо икон и фресок.

Собрание монстров

Руководитель операции Дональд Джеймсон говорил об абстракционизме: «Мы поняли, что эта живопись, не имеющая ничего общего с соцреализмом, может заставить советское искусство выглядеть ещё более стилизованным, более жёстким и ограниченным, чем оно есть на самом деле. Москва тогда жёстко критиковала любые отступления от своих строгих канонов. Поэтому сам собой напрашивался вывод, что всё неистово критикуемое в СССР стоит поддерживать. Конечно, в делах такого рода поддержку можно было организовать только с помощью ЦРУ». Как это сделать реально? Финансирование авангарда запрещено конгрессом, поддерж-ка самих художников выйдет боком: мало того что почти все они коммунисты, троцкисты и прочие леваки, ненавидящие ЦРУ, они ещё и непредсказуемы - могут закатить скандал на весь мир, узнав, кто их спонсор.

«Вот почему нам всё приходилось делать тайно, - говорил Т. Брейден. - Для того чтобы поощрять открытость, мы должны были действовать в режиме секретности». По­этому самих творцов держали на длинном поводке. Никого не вербовали, деньги им напрямую не платили, но создавали среду - устраивали выставки, контракты, шумиху, тусовки, покупали недёшево картины. А чтобы связь с ЦРУ не всплыла, инфраструктуру вокруг этого искусства окружили общественными организациями и фондами, через которые и перекачивали бюджетные средства. Ключевую роль играли музей MoMA и несколько фондов, организованных при ЦРУ. Во главе фондов ставили своих людей. Так, знаменитый Фонд Фарфилда, много потрудившийся на ниве абстракционизма, возглавлял член комиссии по международным вопросам музея MoMA Джулиус Флейшман. И, к слову, на заседаниях комиссии рядом с ним сидело немало влиятельных церэушников.

У этой удивительной истории есть ещё один аспект, о котором не говорят. По сути, американцы одержали двойную победу. Одну - на фронтах холодной войны, а вторую победу скромно замалчивают. Рокфеллер и почти все участники спецоперации собирали абстракционистов, и в результате они резко повысили стоимость своих коллекций - после разогрева, сделанного ЦРУ, картины взлетели в цене и считаются одними из самых дорогих. А Нью-Йорк отвоевал у Парижа титул мировой столицы авангардного искусства. Интересно, что идея переноса такой столицы в США возникла у Рокфеллеров ещё в 1920-е. Первым шагом на этом долгом пути было создание MoMA в 1929 г. И коль так, то это ещё вопрос, кто на самом деле заказывал музыку в этой операции - ЦРУ или...

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне.

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Александр Мельников
Педофильский дискурс
Как философы пытались создать государство Платона в Европе
27.03.2013
Педофильский дискурс
Как философы пытались создать государство Платона в Европе
23.03.2013
Все статьи Александр Мельников
Бывший СССР
День памяти преподобного Паисия Величковского
Также сегодня мы вспоминаем митрополита Павла (Гальковского)
28.11.2022
«Дурная трава» феодальщины
Почему мужик уже не смеётся
26.11.2022
День памяти Константина Николаевича Леонтьева
Сегодня мы также вспоминаем А.Д.Меншикова и А.И.Кошелева
25.11.2022
Кто и что провоцирует мировой голод?
Ответ прост: «зелёная энергетика» и американский печатный станок
23.11.2022
Все статьи темы
Новости Москвы
Просим проверить действия создателей спектакля «Ангелы вышли покурить и не вернулись»
Фонд славянской письменности и культуры обратился к Председателю Следственного Комитета России Александру Бастрыкину
26.11.2022
«За нравственные идеалы, за возвышение души человека»
В Храме Христа Спасителя состоится Торжественное закрытие программы XIII Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь»
25.11.2022
Все статьи темы
Последние комментарии
Одна большая ошибка длиною в 9 лет
Новый комментарий от Наблюдатель
28.11.2022 01:20
Корни астрологии – в Вавилоне
Новый комментарий от учитель
27.11.2022 19:20
Нам нужны заметные, прорывные результаты
Новый комментарий от Vladislav
27.11.2022 18:14
Указ Президента
Новый комментарий от Человек
27.11.2022 16:07
Терновый мой венец
Новый комментарий от Сергей Григорьев
27.11.2022 15:03