165 лет назад, 25 января (ныне 7 февраля) 1861 года, родился Николай Дмитриевич Зелинский – гордость русской науки, человек, имя которого стоит в одном ряду великих ученых-химиков мира. Его называли ученым планетарного масштаба. Он – автор целого ряда фундаментальных научных открытий в области синтеза углеводородов, органического катализа в нефтехимии, гидролиза белков, противохимической защиты и мн. др., создатель большой научной школы, академик АН СССР, трижды лауреат Сталинской премии, Герой Социалистического Труда, член многих зарубежных академий и научных обществ.
Его работы по органическому катализу (изменению скорости и инициированию химической реакции) в нефтехимии позволили резко повысить выход толуола, так нужного при изготовлении взрывчатки для Русской Армии в годы Первой мировой войны. В годы Великой Отечественной войны метод был доведен до высшей степени совершенства.
Он оказал неоценимую помощь советской авиации, разработав оригинальный и дешевый метод получения высокооктанового бензина, который не только резко поднял мощность моторов, но и избавил страну от импорта менее качественного и более дорогого горючего. И он же разработал новый метод получения синтетического бензина, сыгравший большую роль в годы Великой Отечественной войны.
В результате его исследований существенно расширилась сырьевая база для получения синтетического каучука и был получен новый материал стирол – сырье для изготовления различных пластмасс. Все эти работы принесли огромный эффект для отечественной экономики и вызвали появление новых отраслей химической промышленности.
Особое место в его научной деятельности занимает создание первого в мире противогаза (1915 г.), спасшего жизни многим тысячам наших воинов от газовых атак немцев в годы 1-й мировой войны. Он видел, что поиски средств от отравляющих веществ (ОВ) идут по ложному пути – средство от одного ОВ становится бессильным от другого. Нужно было искать универсальный поглотитель. Зелинский его нашёл – активированный древесный уголь. Как человек православного мировоззрения, Николай Дмитриевич не стал патентовать своё изобретение, считая безнравственным наживаться на несчастье людей, и право на производство противогаза было безвозмездно передано союзным армиям Англии и Франции. Ученый добровольно лишил себя огромных денег – до конца войны было изготовлено 11 млн. его противогазов. Это изобретение оказало немалое влияние на ход боевых действий. Немцы не только не добились того, на что рассчитывали, но сами, не имея противогазов, пострадали от отравляющих газов больше, чем армии стран Антанты.
Родился Николай Дмитриевич в Тирасполе в дворянской семье, в четыре года остался круглым сиротой, воспитывался бабушкой М.П. Васильевой, которая дала ему хорошее гимназическое образование и не препятствовала общению внука с «разночинными» сверстниками. «В детстве лучшими моими товарищами и сверстниками были крестьянские дети, и я рос в постоянном общении с ними», – вспоминал ученый. Интерес к химии у него проявился в детстве: «Мне было лет десять, когда я пробовал добыть хлор, действуя соляной кислотой на перекись марганца».
В 1885 г. Н.Д. Зелинский окончил Императорский Новороссийский университет в Одессе, там же защитил магистерскую и докторскую диссертации. В 1893 г. по рекомендации Д.И. Менделеева его пригласили в Московский университет, где до конца жизни он прослужил профессором (с перерывом в 1911 – 1917 гг., когда работал профессором Петербургского технологического института), с 1935 года одновременно руководил лабораторией Института органической химии (ИОХ) АН СССР (ныне ИОХ им. Н.Д. Зелинского РАН).
Был он человеком разносторонних интересов. Любил читать русскую литературу (Гоголь, Достоевский, Толстой), слушать музыкальную классику (Бетховен, Чайковский, Рахманинов), часто бывал в МХАТе, водил близкую дружбу с великим художником М.В. Нестеровым и, по словам сына ученого, «преклонялся перед ним, как гениальным выразителем православной души русского народа». Членом ВКП(б) он не был.
Скончался Н.Д. Зелинский 31 июля 1953 г. в возрасте 92-х лет, до конца дней оставаясь заведующим кафедрой химии нефти МГУ, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. После себя он оставил множество учеников и продолжателей своего дела. Среди них 6 академиков (в их числе ректор МГУ и президент АН СССР А.Н. Несмеянов), 7 членов-корреспондентов АН, десятки докторов и сотни кандидатов наук. Его именем названы улицы в Москве и в целом ряде других городов. Даже в Даугавпилсе, Кишиневе и Алма-Ате улицы его имени не решились переименовать во что-нибудь «национальное». В годы Великой Отечественной войны Электростальский химико-механический завод был основным поставщиком противогазов. Здесь великому ученому и установили первый (и единственный) в стране памятник.
«Химия часто одаряла меня чудом познания еще неразведанных тайн природы. Она дала мне возможность послужить людям», – писал на склоне лет Николай Дмитриевич.
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук
Памятник Н.Д. Зелинскому в г. Электросталь


