Вот уже четыре года, как по соседству с храмом свт. Николы на Берсеневке, в здании бывшей городской электростанции открылось огромное современное арт-пространство - Дом культуры «ГЭС-2».
Здание бывшей ГЭС является историческим объектом, как, собственно, почти всё, что находится на т.н. «золотом острове»: Усадьба Аверкия Кирилова с храмом свт. Николы на Берсеневке; знаменитый Дом на набережной (жильцы которого уже более 5 лет судятся с храмом, желая отсудить себе часть церковной земли); комплекс зданий бывшей фабрики «Красный Октябрь», ранее имевшей название «Эйнем»; кинотеатр «Ударник» и др.
Построена ГЭС была в 1903 году, называлась изначально «Трамвайная электрическая станция» и предназначалась для питания контактной сети городского трамвая. Была действующей более 100 лет, в 2006 году её закрыли за ненадобностью, в связи с «физическим и моральным износом оборудования, а также высокой стоимости производимой энергии».
Вместо неё рядом построили трехэтажное здание Берсеневской подстанции, мощность которой в 2 раза больше. Питает она весь центр столицы, а обслуживается всего одним человеком – дежурным электромонтёром.
В 2015 году здание и территорию вокруг него (2 гектара) выкупил глава компании «Новатэк» Михельсон. Его фонд V-A-C («Фонд современного искусства») объявил о реконструкции здания.
Когда мы об этом узнали, то получили определённый шок – возле древнейшей московской усадьбы, храма 17-го века вдруг появится нечто, называемое «культурным центром современного искусства»!
Это сейчас, совсем недавно, мы заговорили о традиционных ценностях, стали обращать внимание на то, какую культуру хотят привить нашему будущему поколению. Можно только представить, что там могло бы быть, если бы Центр начал свою работу в 2015 году!
Началась грандиозная стройка. Проезжая мимо, невольно удивлялись её масштабу. Мы же, прихожане храма, заезжая на территорию, буксовали в огромных рытвинах, колдобинах, особенно в дождливое время года – дорога была разбита основательно и средств на её восстановление у храма не было.
В один прекрасный день, в очередной раз проезжая мимо стройки, решила остановиться и попросить рабочего на бульдозере выровнять нам дорогу. Он отправил меня к начальству. Руководитель проекта серб Милан, к счастью, оказался на месте и оказался православным верующим. Выслушав мои стенания, типа: «Дорога разбита – денег совсем нет – дайте нам бульдозер». Он сказал: «Дорогу мы вам сделаем. А вас попросим освятить стройку».
Так всё и решилось. По Промыслу Божию, реконструкция и возведение «Центра современного искусства» было освящено на самом раннем этапе. Помню, как спускались по строительным лесам на минус-подвальные этажи и поднимались на верхние, о. Григорий (Почетный попечитель нашего храма) кропил святой водой каждый закуток, не скупясь, кропил рабочих направо и налево. Не все были этому рады, даже покрикивали на нас – сами знаете, что на стройках привлечено множество т.н. незаменимых иностранных специалистов – мигрантов, в том числе исповедующих другие религии. Но о. Григория это нисколько не смущало, совершенно не комплексуя, он погружал кропило за новой порцией святой воды и щедро направлял её на очередную группу рабочих. Обещанную дорогу мы получили, а Милан стал Почётным попечителем храма.
Открылся Дом культуры «ГЭС -2» в декабре 2021 года. По традиции решили познакомиться с новыми соседями поближе и «напросились» на экскурсию.
Белоснежное здание со стеклянными окнами во всю его высоту и четырьмя синими трубами выглядит очень эффектно. Внешний его вид сохранили историческим. Многое пришлось восстанавливать, например, башню с часами, утраченную в послевоенные годы. С началом Великой Отечественной высокие трубы (в то время кирпичные) были разобраны до уровня здания – слишком уж явный ориентир для вражеских самолетов, летящих бомбить Кремль. Сейчас трубы на месте, но уже из металла и назначение у них иное – забирать на высоте 70 метров чистый воздух и доставлять его внутрь здания, где после фильтрации он распределяется по всему пространству. Здание в принципе технически продумано. Стеклянная крыша, например, покрыта квадратиками. Подумали, что дизайн такой, а оказалось, что это солнечные панели, которые вырабатывают электроэнергию – 10% от общего потребления. А дождевая вода собирается и используется как техническая.
Вход в Дом культуры свободный, бесплатный (сразу положительное впечатление) – посетить его могут все желающие, но нужно заранее зарегистрироваться на сайте. Досмотр на входе тщательный – я только «за» - можно потерпеть небольшие очереди ради безопасности.
Сразу при входе несколько белоснежных макетов. Один из них – само здание ГЭС в миниатюре. Медиатор Василий (он представился нам как Вася) заверил, что всё можно потрогать (мы тут же испытали макет на прочность).
Василий подробно рассказал об истории этого места, показал альбом с историческими фотографиями ГЭС и окрестностей. На одной из них на заднем плане виднеется ещё не взорванный храм Христа Спасителя.
Всё здание внутри — это металл и стекло. Убрали все заводские помещения – огромные пространства. От ГЭС остался здоровенный вентиль (он теперь играет роль экспоната) и вполне себе работающий грузовой огромный красный кран, передвигающийся по периметру здания.
Всё остальное выполнено в белом цвете. Ощущение воздушности, лёгкости. Много света.
Пространства огромны, люди буквально растворяются в них, и кажется, что здание практически пустое. Впечатление, что ничего не происходит, люди просто блуждают по лестницам, гуляют, смотрят по сторонам. Лестницы-переходы, которые порой ведут в никуда, тупиковые закоулки…
Вспомнился сюжет из фильма «Чародеи», где герой Фарады, заблудившись в бесконечных коридорах, в изнеможении взывал: «Люди-и-и-и! Где-е-е вы-ы-ы-ы?»
Но это впечатление ошибочно. По зданию «разбросано» множество площадок, есть специальные творческие мастерские, ателье, библиотека. На «книжных развалах» заметили «Книжницу Русского севера» из собрания старообрядческих рукописей М.А.Максимова.
На все мероприятия нужно записываться заранее, расписание есть на сайте. Кто это сделал – занимается либо в секции рисования, либо в ателье, либо на других площадках. Также можно забронировать себе абсолютно бесплатно помещение для занятия творчеством со всеми предоставленными там материалами. Но свободные места, как нас предупредили, быстро заканчиваются, так что их нужно успевать ловить на сайте.
Судя по расписанию, в Доме культуры постоянно что-то происходит: концерты, фестивали, музыкальные вечера, выступления артистов и писателей, лекции, кинопоказы, выставки, различные мероприятия, детские и взрослые мастер-классы.
Кто-то пристроился на мягких подушках, разложенных на ступеньках – вероятно, в ожидании запланированного мероприятия. Кто-то играет в настольные игры или просто беседует. Ну а кто пришёл впервые, как мы, только со стороны может понаблюдать за тем, что происходит. Проходя мимо одной мастерской за прозрачными перегородками, мы видели, как дети увлечены процессом.
Для молодежи, вероятно, это «крутое» место, где можно работать с ноутбуком, просто посидеть, отдохнуть, пообщаться.
Мои дети периодически собираются здесь с друзьями – играют в «настолки».
Что-то можно посетить бесплатно и без предварительной записи, например, мы побывали на выставке «Ямальский хронотоп». Посетителям предлагается «понять другую культуру» через представленные там экспонаты. Как мы прочитали на афишке, этот «проект поднимает темы экологии (например, таяния вечной мерзлоты), городского и традиционного образа жизни на Ямале, соотношения традиции и современности в прикладном искусстве».
Честно признаюсь, из всех экспонатов меня заинтересовали лишь шкура мамонта и композиция из пластилина – стойбище оленеводов (чум, олени, упряжки) и тут же рядом вахтовый посёлок (как мы поняли), где живут работники добычи нефти и газа. Да, ещё несколько школьных парт, над которыми распростерся образ северного сияния, причём в центральной его части изображено нечто, будто извергнутое из глубин. Жутковато. Всё остальное было настолько современное и непонятное, что точно не приблизило к пониманию культуры коренного народа Ямала. Благо, кое-что о жизни в Ямало-Ненецком автономном округе я узнала от своей дочери, проходившей практику в Салехарде. Она побывала на стойбище оленеводов, видела, как они живут. Жилище оленевода – чум. Его в разобранном виде перевозят на нартах с места на место. В год таких переездов около ста. Устанавливает чум жена – собирает его из деревянных шестов и оленьих шкур. В чуме есть телевизор, интернет, генератор и даже стиральная машина – такое вот сочетание традиции и современности в быту. При этом почти у каждой семьи, кроме чума и оленей, есть ещё квартира или дом в городе или поселке (для местных эта недвижимость считается дачей) и автомобили (в основном, иномарки). В семьях чёткое разделение обязанностей — мужчина занимается оленями, женщина занимается бытом — чум, еда, уборка, дети, пошив одежды и ещё тысяча разных дел. Дочь рассказывала, как тяжело местным школам собрать детей к началу учебного года. За ними специально посылают различную спецтехнику, даже вертолёты, разыскивают эти чумы по всей огромной тундре. Учатся дети неохотно – привыкли к вольнице.
А вот другая выставка, на которой мы также побывали, – «Нетёмные века: новеллы о Средневековье и академизмах» - уже платная. Читаем информацию: «Объединяя произведения мастеров прошлого и современных авторов, "Нетемные века" показывают, как строгое следование заветам классики может вести к застою, а изучение средневекового наследия помогает найти ответы на вызовы современности. Проект предлагает проверить на прочность стереотипы, согласно которым Древняя Греция и Древний Рим — безоговорочные эстетические эталоны, а Средние века, наоборот, — время культурного упадка».
Конечно, для нас основным акцентом на этой выставке, да и вообще, глотком свежего воздуха, были иконы из музея Андрея Рублева – Воскресение Христово (1-я половина XVII в.), Архистратиг Михаил и др. Также представлены некоторые картины из Третьяковской галереи, например, Гимн пифагорейцев восходящему солнцу (Федор Бронников, 1869 г.). Множество картин современных художников. Целая серия сюрреалистических картин в красных тонах под названием «Дрожь земли».
Антон Кушаев писал их в 2022 году. По словам художника, красный акцент передает ощущение тревоги и неустойчивости. Общее впечатление от выставки неоднозначное. Некоторые представленные работы как будто бы навеяны запрещенными веществами. Впрочем, какие вы получите впечатления – положительные или отрицательные – зависит от вашего отношения к современному искусству.
Более двух часов мы, в сопровождении медиатора Василия, осматривали Дом культуры «ГЭС-2». Дойти до лужайки и берёзовой рощи сил уже не осталось. Василий рассказал, что посадку берёз (620 шт.) очень долго согласовывали с жителями Дома на набережной (мы не удивлены этому – сами уже пятый год отбиваемся на судах от посягательств представителей Дома на церковную землю).
Установили антиаллергенные мешки, проложили дорожки, установили лавочки.
Приятно, что нашлись меценаты, которые сохранили общий внешний архитектурный облик исторического объекта, и вместо старого облезлого заброшенного и никому не нужного здания электростанции теперь появилось новое симпатичное пространство. Прекрасно, что не очередной торговый центр.
Глядя на всю эту красоту, мои мысли постоянно возвращались к невзрачному церковному забору со стороны набережной – как раз напротив Храма Христа Спасителя, что стоит на противоположном берегу Москва-реки; к обшарпанному фасаду дома причта, требующему срочного ремонта. И само здание храма, и дом причта, и территория усадьбы требуют ежегодных немалых многомиллионных вложений. Своими силами приход это не вытянет – расходы на содержание храма и находящихся на его территории зданий в несколько раз превышают доходы.
Экскурсии, москвичи, гости столицы, иностранцы – храм святителя Николы на Берсеневке, несомненно, является яркой визитной карточкой столицы, его вид и благоустроенность бросается в глаза и неизменно сказывается на имидже города.
Уповаем, что кто-нибудь из благотворителей обратит внимание и на нашу жемчужину – храм святителя Николы на Берсеневке – удивительный памятник федерального значения XVII века, яркий представитель «русского (московского) узорочья», требующий особого бережного отношения.
Анна Андреева, руководитель Издательского отдела храма свт. Николы на Берсеневке
/Дом культуры «ГЭС-2».jpg)
/Дом культуры «ГЭС-2» 2.jpg)
/Дом культуры «ГЭС-2» 3.jpg)
/Дом культуры «ГЭС-2» 4.jpg)
/Дом культуры «ГЭС-2» 5.jpg)
/Дом культуры «ГЭС-2» 6.jpg)
/Дом культуры «ГЭС-2» 7.jpg)
/Дом культуры «ГЭС-2» 8.jpg)

