Из материала «Дзен» «Правда об утечках персональных данных в России…» узнаём и так известное. Но статистика на эту тему шокирует. Сообщается, что даже официальные данные Роскомнадзора за первую половину 2025 года свидетельствуют о 35 задокументированных фактах утечек, в результате которых оказались скомпрометированы более 39 миллионов записей персональных данных российских пользователей. Но «действительность ещё шикарней». Независимые экспертные оценки дают ещё более тревожную картину. По данным ГК «Солар», за первые восемь месяцев 2025 года в сеть утекли почти 13 миллиардов строк персональных данных россиян. Этот объем почти в четыре раза превышает показатели за весь 2024 год
И вот, что важно. Если в предыдущие годы лидерами по утечкам были ретейл и финансовый сектор, то в 2025 году на первое место по количеству инцидентов вышел государственный сектор. Речь идет о данных, обрабатываемых различными ведомствами, государственными и муниципальными учреждениями и даже организациями социальной сферы. Эксперты отмечают, что под атаки попадают любые учреждения – вплоть до детских садов.
А это вопрос, прежде всего, государственной безопасности, управления страной, самого её существования, ну и, кстати, подчинения России мировому «электронному концлагерю».
О последних рисках по введению в практику для госорганов мессенджера Max здесь лишь упомянем, но детально рассматривать не станем. Однако же ясно одно, что не может быть сегодня IT-систем, которые не могут быть взломаны, с соответствующей выкачкой из них данных. Также и с хакерскими атаками, которые в любой момент могут парализовать работу канала, на который сконцентрировано управление государством.
Зачем создавать мессенджер с алгоритмами сигналов по управлению и системной информацией, которая явно упрощает задачу экзистенциональному врагу? Говорят, для удобства самих официальных органов и граждан страны. Но амплитуда такого «удобства» не идёт ни в какое сравнение с величиной указанных государственных рисков. Но эта истина почему-то очень тяжело осознаётся чиновниками в правительстве страны.
Так что, «Мах» лишь упомянем, потому что ситуация ещё интереснее.
Как отмечает РИА «Катюша», правительство внесло в Госдуму законопроект «О единой цифровой платформе РФ "ГосТех"». По сути, констатирует агентство, всё взаимодействие между гражданами, бизнесом и государством переводится на единую цифровую площадку, создаётся гигантский сводный реестр персональных данных, объединяя на одной платформе максимум государственных информационных систем, ИС внебюджетных фондов, а также НКО и частных организаций.
«Катюша» пишет: «Координатором всего этого дела (и автором будущего рамочного положения о платформе) будет Минцифры, а среди неназванных в проекте ФЗ операторов платформы не можем не выделить Сбер трансгуманиста-западника Германа Грефа. По крайней мере, в декабре 2020 г. Сбер выиграл гостендер на обслуживание "ГосТеха" на 900 млн. рублей, будучи единственным участником конкурса…».
Как заключает агентство, получается, что всё взаимодействие госорганов, включая региональный и муниципальный уровень, друг с другом и с гражданами переводится на «ГосТех». Сюда же – Пенсионный и Социальный Фонды, Фонд ОМС, Росреестр, ЗАГС, ФНС и т.д. И сюда же – НКО и частные организации, которые получают какие-либо средства из бюджета страны. И тут же возможность введения платы за пользование «ГосТехом». Просто готовая бизнес-модель «в законе».
В последнем своём материале «Люди на этом заседании какие-то настоящие, а не рептилоиды» рассказывал о проведённом 9 декабря 2025 года заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте. Отмечал, что центральные электронные СМИ, из прозвучавшего на совете 9 декабря, как всегда, о самым главном, например, о миграционных и цифровых рисках, да и о многом ином, не информировали. Так, проблема ИИ и IT вообще не освещалась. А ведь участники заседания, включая В.В. Путина, всё верно говорили. Так что, проблематика и выступления на Совете по развитию гражданского общества радуют, но об этом мало кто узнает.
Вот, думается, и открывается причина того, почему центральные СМИ не информируют о выступлениях на совете по проблемам ИИ. Потому что верные и важные заявления на нём идут в разрез планам правительства, точнее – воле Грефа.
По проблемам развития ИИ на совете весьма ответственно говорил член Совета, кандидат технических наук, признанный эксперт в области информационных технологий Игорь Ашманов. На эту же тему, но немного в ином аспекте, также выступила директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций, профессор МГИМО МИД РФ Элина Сидоренко. Слушая их выступления, всё время думалось: «Вот людям какого склада нужно поручать решение вопросов «цифры» и IT, а не Сберу и Герману Грефу, как манипулятору общественным мнением, приверженцу кабалистического управления «плебсом» и апологету «электронного общества».
Итак, Игорь Ашманов на совете 9 декабря сказал: «Я хотел бы вспомнить Ваши слова (президента) недавние, когда на конференции по искусственному интеллекту Вы сказали о том, что ведь если школьники будут непрерывно спрашивать искусственный интеллект о своих заданиях, они просто перестанут думать. Казалось бы, это просто простой здравый смысл… Очень часто человек приносит диплом и не может объяснить основные термины в этом дипломе. Пустые работы, компилятивные. Профессора говорят, что сейчас они не знают, кого они выпускают. А через год, два, три эти люди попадут в промышленность, в оборонку и будут там тоже, возможно, имитировать работу. Только что я был в храме Христа Спасителя, там выступал Патриарх, и он очень много сказал, прямо минут 10 говорил, именно об этих проблемах с образованием… Вы, конечно, слышите о том, что искусственный интеллект надо внедрять как можно быстрее, и он, возможно, решит все наши проблемы. Я сам разработчик искусственного интеллекта последние десятки лет, и это верно только отчасти.
Нам, конечно, ни в коем случае нельзя отстать в обороне, в промышленности… Но в социальной сфере и в госуправлении, кроме вот этой метаморфозы в образовании, сейчас назрели довольно серьёзные проблемы, такие предвестники. Первое – это, конечно, утечки. То есть сейчас самые-самые продвинутые менеджеры госкорпораций, госорганов, крупных корпораций, крупных компаний в области критической инфраструктуры поручают своим помощникам с помощью западных облачных сервисов организовывать свою коммуникацию и переписку в самых разных мессенджерах, в электронной почте. И вся, в том числе дээспэшная, переписка улетает противнику. Потому что это облачные сервисы в основном американские.
Второе – это, конечно, попытки замены чиновников на роботов. Очень многие чиновники сейчас с удовольствием выставляют перед собой чат-боты. Это нужно, чтобы досужее население… до них не добиралось, а робот их отбивал. На самом деле, конечно, чат-боты не решают даже мелких проблем. Это фактически просто способ отогнать граждан, такой способ снятия ответственности. Вообще, основной риск искусственного интеллекта – это снятие ответственности с ответственного лица мол, это решил искусственный интеллект. И это всё приводит к такому наиболее грозному риску, как я считаю, – это… когда люди (речь идёт об IT-чиновниках – А.С.) получают власть по факту доступа к данным граждан и возможности управлять их судьбами. Фактически перетекает власть от государства, от силовиков, промышленников, энергетиков к цифровикам. И кажется, что скорость внедрения и перетекания власти такова, что мы приближаемся к точке невозврата…
Нам нужен именно закон, дающий сильный сигнал обществу о том, что можно и что нельзя… Мы с весны пытаемся создать такой законопроект, он на самом деле практически готов. Это проект о безопасном использовании ИИ в социальной сфере и госуправлении. Основная мысль законопроекта – это то, что нужно стимулировать развитие искусственного интеллекта в промышленности, в обороне и так далее, но в сфере публичной политики, в госуправлении, в социальной сфере, в образовании использование искусственного интеллекта должно быть серьёзно отрегулировано. Примерно как с ацетоном или метанолом: его можно использовать в промышленности, но нельзя нюхать или добавлять в продукты питания».
В общем и целом В.В.Путин согласился с оценкой И.А.Ашманова. Президент в этой части заключил: «Я только слова благодарности могу направить в Ваш адрес, Игорь Станиславович. Дайте, пожалуйста, как можно быстрее Ваши предложения. Без всякого сомнения, мы это используем и Вас будем привлекать к выработке этих решений окончательных и к работе над проектами этих нормативных актов».
Интересно, а почему законопроект, о котором говорит И.С. Ашманов, который существует с весны и почти готов, не прошёл даже первого чтения в Госдуме? Не потому ли, что кому-то (Грефу и Ко – ?) нужно провести правительственный проект «О единой цифровой платформе Российской Федерации "ГосТех"»? И почему законопроект о ГосТехе, без учёта колоссальных рисков для страны, вообще правительством направлен в Госдуму?
А главный вопрос всё тот же, что и в прошлом материале. Кто глумится над национальными интересами и подменяет культурный код страны?! Неужели тяжело в этом вопросе (кадровом) раз и навсегда навести порядок?!
Андрей Витальевич Сошенко, публицист, общественный деятель

