Быстро летит время! Помнится, как в начале нулевых мы с детьми шли в одном из первых крестных ходов, посвященных Игумену Земли Русской. С 2006 года крестный ход «Тропою преподобного Сергия» проходит ежегодно накануне праздника его преставления и уже стал традицией. Лишь в 2020 году крестный ход не состоялся в связи с объявленной пандемией и запретом на массовые мероприятия. В этом году православное шествие прошло в семнадцатый раз. Накануне весь день лил проливной дождь, при том, что до этого дождей не было почти месяц. Синоптики обещали пасмурную дождливую погоду на всю предстоящую неделю с рекордным выпадением осадков, превышающим месячную норму. Но это не отпугнуло верующих: крестный ход не прогулка, а молитвенный подвиг.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра - сердце православной России, одна из самых почитаемых русских святынь. Хождение на богомолье в обитель преподобного Сергия в народе называли «хождением в Троицу» или «к Троице». Сотни лет русские люди совершают паломничества в Лавру. Ни одно дело, будь то военное, политическое или семейное, не начиналось, прежде не испросив помощи у Игумена Земли Русской. Преподобный Сергий трижды вдохновил князя Дмитрия Донского встать на защиту Русской земли. Князь был одним из первых русских правителей, совершивших паломничество в Сергиев монастырь, - он пришел к святому в 1380 г. за несколько дней до Куликовской битвы. Преподобный благословил его на брань с ордынцами, предсказал ему победу и дал двух иноков ‒ Пересвета и Ослябю. Особо прославила монастырь его героическая оборона от польско-литовских интервентов в Смутное время, в начале XVII в.
В старые добрые благочестивые времена на богомолье в Лавру шли из Москвы пешком – в память о подвижнике, который никогда верхом не ездил. Так сложилась традиция пеших походов из Москвы в Троицу. Начинался богомольный путь у Никольской башни Московского Кремля и шел по улицам Никольской, Лубянке, Сретенке, Мещанской и дальше через Крестовскую заставу на Ярославскую дорогу. Проходил через село Алексеевское, далее - Лосиноостровская, Перловская, Мытищи, села Пушкино, Братовщина, Талицы, Софрино, Рахманово, Воздвиженское и Радонеж.
К середине XIX в. дорога в Троицу была уже выложена камнем, вдоль нее возникли благолепные храмы, ставшие путеводными вехами. Всего по пути следования было построено пять путевых дворцов, где царствующие особы могли остановиться на отдых: в Алексеевском (возле нынешнего метро «Алексеевская»), затем в Тайнинском, Братовщине, Воздвиженском и самом Сергиевом Посаде. Сохранился лишь Сергиево-Посадский, от других не осталось и следа.
Исторических сведений о царских походах сохранилось немного. Есть отдельные свидетельства, что русские императрицы Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Екатерина II предпринимали пешие богомольные «хождения». Елизавета Петровна, например (а в других источниках это приписывают Екатерине II), совершала паломничество так: доходила до определенного места, после чего садилась в карету и отправлялась на место отдыха. Утром карета доставляла ее на прежнее место, и императрица продолжала свой пеший путь.
Из рассказа митрополита Платона о посещении Екатериной Великой Троицы в 1775 г. (он принимал государыню в Лавре): «Ея Императорское Величество, всемилостивейшая наша государыня, и их императорския высочества, подавая ежедневно безчисленные знаки своего благочестия, между прочими великими и многотрудными государственнаго правления делами, предприяли в обитель Троицкия Сергиевы лавры путешествие пеши и к величайшему оныя лавры и всех жителей окрестных мест удовольствию возъимели мы щастие узреть весь Российский императорский дом, со многими обоего пола особами и чужестранными министрами…»
Церковный историк Голубинский в своей книге о прп. Сергии (1892 г.) пишет: «Намереваясь предпринять поход, государь посылал в монастырь своего чиновника с грамотою, в которой уведомлял монастырские власти, что «его, великаго государя, пришествие к ним будет». Затем отдаваемо было приказание «для государева походу мосты делать и мостить и где худы починивать, гати гатить и вехи ставить...» ... Царские поезда были огромные, представлявшие собой, можно сказать, целые армии, … выезды государей из Москвы в поход составляли своего рода великолепнейшие парады, смотреть на которые сбегалась вся Москва. С нарочитым великолепием устраивались эти выезды, если находились в Москве иностранные послы…»
«В день выезда рано утром в путь отправлялось полторы тысячи пехоты во главе с воеводой. И только после этого начинали движение государь с государыней. Надо заметить, что поездов было два. Царь появлялся из Спасских ворот, царица – из Троицких. Обе кавалькады почти не отличались друг от друга пышностью и размерами. Шли пешие и конные, ехали в каретах и телегах – приближенные, стрельцы, челядь: постельничие и истопники, сторожа и портные, шапошники, чеботники, завязочники, нашивочники, кружевники, аптекари, часовник, костоправ и многие другие». «Царственные богомольцы продвигались медленно: пять и более дней продолжалось шествие с большими отдыхами на станах. Дорогой на остановках царя встречали с хлебом и солью иногда с рыбой. Царь жаловал встречающих и приказывал кормить и поить вдоволь. Выходили крестьяне и крестьянки окрестных деревень и сел и тоже с подношениями деревенских гостинцев – подносили хлебы, пироги, блинки, квас и т. п. За это их оделяли деньгами из особой казны. Нищие, леженки и всякие убогие, и бедные люди получали по всей дороге милостыню. Патриархальность и простота царской жизни соблюдалась и в походах, в принятии всех этих немудреных подношений, в жаловании за них рублей, алтынов и денег. На последний стан к царю приезжали из Лавры архимандрит, келарь и казначей с образами и просфорами, били челом, звали на праздник к церковным службам и «чтоб он, государь, у них у праздника и кушал». Не доезжая версты три до Клементьевской слободы, государь останавливался и отсюда уже шел пешком до монастыря. За слободой снова была остановка и перемена платья. У ворот монастыря архимандрит встречал государя с крестами и святой водой и вручал ему монастырский посох» (журнал «Православный паломник» за 1970 г.).
Император Николай II неоднократно совершал паломничества в Троице-Сергиеву Лавру - об этом имеются записи в его дневниках. В 1900 г. он был там с супругой в пасхальные дни. Митрополит Арсений, ректор Московской духовной академии, в своем дневнике описал это, как «Знаменательный день»: «Государь с Царицей и Великим Князем Сергеем Александровичем и Великою Княгиней Елизаветой Федоровной выехали из Москвы в 11 часов дня, следовательно, должны прибыть к часу. В Лавре путь, ведущий от Святых Ворот к Троицкому Собору, был усыпан песком и положено красное сукно, а сверху оно было устлано зеленью и цветами из монастырских оранжерей. По обеим сторонам пути были выстроены рядами студенты академии, ученики гимназии и других учебных посадских заведений. Здесь же находилась масса публики, впущенной по особым билетам…».
В бывшем царском селе Братовщине, следуя на богомолье в Святую Троицу, по традиции останавливались все российские самодержцы. По указу Ивана Грозного здесь были построены путевой государев дворец и церковь Николая Чудотворца, разрушенные в Смутное время. При Елизавете Петровне на этом же каменном фундаменте начали возводить новый деревянный путевой дворец, при Екатерине II продолжили, но так и не достроили. В 1815 г. из камня от фундамента был построен Благовещенский храм. Село Братовщина знаменито тем, что здесь в 1613 г. представители Земского собора встретили юного Михаила Романова, который направлялся из Костромы в Москву для венчания на царство. В 1653 г. в селе останавливался Патриарх Никон, в 1922 г. на праздник Благовещения Братовщину посетил первый Патриарх Всероссийский Тихон.
В Воздвиженском была последняя остановка перед Лаврой. Здесь стоял царский путевой дворец и, по преданию, ещё во времена преподобного Сергия была построена деревянная церковь. В этих местах произошло несколько событий, повлиявших на ход истории государства Российского. В 1682 г. по приказу царевны Софьи, выступившей против своего брата Петра I, были казнены заподозренные в измене начальник стрелецкого приказа Иван Хованский и его сын (они были обезглавлены, а тела утоплены в болоте). И здесь же, в Воздвиженском путевом дворце, в 1689 г. по приказу Петра царевна была перехвачена, насильно пострижена в монахини и заточена в Новодевичьем монастыре.
В двух верстах от Воздвиженского стояла часовня «Крест», упоминаемая в житии Преподобного Сергия Радонежского как место, где останавливался просветитель зырян Стефан Пермский. Однажды Стефан, желая повидаться с прп. Сергием, но не имея на это времени, с поклоном в сторону Лавры произнес: «Мир тебе, духовный брате!» Преподобный Сергий, который в это время сидел вместе с братией за трапезой, встал, помолился и, поклонившись в ту сторону, где проезжал святитель, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!».
С Ярославского шоссе хорошо виден Крестовоздвиженский храм (освящен в 1847 г. святителем Филаретом, митрополитом Московским). Неподалеку от храма музей живой архаики «Новое Старое», который мы с удовольствием посетили. Музей существует уже почти 15 лет. Под открытым небом стоит небольшая деревушка, состоящая из деревянных шедевров Русского Севера (некоторым экспонатам более ста лет). Объекты в музей были либо привезены, либо построены, соблюдая традиционную технологию. Самый первый экспонат – это курная изба XIX века, ее привезли сюда из Архангельской области. Топилась она по-черному: дым из печи шел не по дымоходу, а сначала внутрь избы, а уж затем выходил наружу через волоковые окна (при таком способе отопления сохранялось больше тепла). Уникальную избу буквально спасли реставраторы - хозяева хотели пустить ее на дрова, как и столетний амбар из Коми. Есть еще небольшая северная изба и баня по-чёрному. Из новодела - кузница, гончарная мастерская, крестильная часовня в честь Кронида Радонежского. Музей проводит мастер-классы по плотницкому, кузнечному, гончарному делу. Можно попить чай из самовара за теплой беседой с людьми, которые любят старину и стремятся сохранить деревянное зодчество. Такой важный проект поддерживает фонд Президентских грантов.
Как раз отсюда, из Воздвиженского, начала свой путь первая группа паломников крестного хода «Тропою преподобного Сергия», в составе которой шли и мы, прихожане единоверческих приходов Москвы и Подмосковья, во главе с иереем Алексеем Гугливатым, настоятелем Спасо-Преображенской единоверческой общины города Куровское Московской области и игуменом Кириллом (Сахаровым), настоятелем московского храма святителя Николы на Берсеневке. После молебна в Крестовоздвиженском храме крестоходцы направились к храму Преображения Господня в селе Радонеж. Единоверцы во время шествия совершали молитвы суточного круга и молебные пения, следуя дониконовскому уставу (полунощница, утреня, часы, обедница, молебен).
С раннего утра напрочь затянутое тучами небо всем своим видом пугало затяжным дождем, но день выдался «сухим» и относительно прохладным – идеальная погода для двадцатикилометрового паломничества. Тронуло до слез, наблюдая, как бежали, догоняя крестный ход опоздавшие, будто боялись потерять что-то очень драгоценное. За шествием сразу выстроилась длиннющая вереница машин – водители медленно ехали вслед, вольно или невольно совершая крестный ход. А автомобили, ехавшие навстречу, жались к обочине, уступая дорогу людской реке, и лишь когда проходил замыкающий шествие человек, медленно трогались с места.
Радонеж – знаковое место для паломников. Это поселение в ХI веке основали славяне-кривичи, к середине XIV века Радонеж стал частью Московского княжества. В это время сюда переехали родители Варфоломея, будущего аввы Сергия. Здесь прошла его юность, здесь он избрал путь подвижника. Варфоломею в то время было пятнадцать лет. В 1617 году Радонеж был передан во владение Троице-Сергиевой Лавры. Еще один святой прославил эти места - уроженец Радонежа преподобный Андрей Рублев, написавший свою знаменитую «Троицу» для иконостаса Троицкого собора Лавры.
В 1988 году неподалеку от храма на небольшой возвышенности силами православной общественности был установлен памятник (скульптор В.М. Клыков) – монументальная фигура монаха-старца, в центре которой высечен барельеф отрока Варфоломея с образом Троицы в руках. Очевидцы вспоминают, как сюда стекались верующие поклониться святому, но власти препятствовали этому, еще от остановки электрички начиная блокировать проходы, оцепляя местность и не давая подойти к памятнику. Было и такое время… Помолились у памятника.
Леса, холмы, реки – очень живописные места. От Преображенской церкви далеко вниз к святому источнику Сергия Радонежского и купели ведут крутые деревянные дорожки-ступени.
После смерти родителей, Варфоломей принял монашеский постриг в Свято-Покровском Хотьков монастыре. В этой обители подвизался его старший брат Варфоломея инок Стефан. Через некоторое время братья (иноку Сергию шел 21 год) ушли в глухие радонежские леса на гору Маковец. Там в 1337 г. они основали деревянный храм в честь Святой Троицы. Вскоре Стефан перешел в Московский Богоявленский монастырь, а инок Сергий остался один. Подле него начали собираться другие монахи — так и была основана обитель, получившая название Троице-Сергиевой Лавры.
Из Радонежа богомольцы направлялись в Хотьков монастырь, где последние годы своей жизни подвизались родители преподобного – схимники Кирилл и Мария. Таким образом, богомольцы выполняли завет преподобного: прежде, чем приходить к нему, почтить прах его родителей. В настоящее время эта традиция только крепнет – вторая группа крестоходцев отправилась в Лавру из г. Хотьково от нижних врат Свято-Покровского монастыря, в котором покоятся мощи преподобных Кирилла и Марии Радонежских чудотворцев.
Обе группы, по обычаю, встречаются в деревне Морозово и после молебна у часовни в честь Собора Радонежских святых, идут по древней Переяславской дороге к Сергиевскому храму в микрорайоне Семхоз. Здесь участники отдыхают и трапезничают. Затем крестный ход следует в Сергиев Посад к Свято-Духовской церкви на старинном Никольском кладбище, которая была построена и освящена в 1832 г. в честь победы в Отечественной войне 1812 г. (сохранились захоронения героев Бородинского сражения). Далее – к Успенскому храму, который расположен в древнем селе Клементьево, известном еще при жизни преподобного Сергия, и к Ильинскому храму в Пушкарской слободе. Заканчивается крестный ход в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, у мощей преподобного Сергия.
За летние месяцы, по разным свидетельствам, от Москвы до Лавры проходило до трехсот тысяч человек. Строительство железной дороги и особенно безбожное столетие ослабили древнюю традицию, но не искоренили ее. Православные христиане съезжаются с разных концов Русской земли, чтобы вместе преодолеть два десятка километров, молясь о насущном. В наше время для многих – это молитва о победе Святой Руси – то, о чём не просили Бога уже давно, наверное, со времен Великой Отечественной. В трудные времена, в дни реальной опасности для Отечества русские люди всегда прибегали к помощи Преподобного Сергия, и он всегда помогал, о чем свидетельствует многовековая история наших побед. Хочется верить, что после всех нынешних испытаний наступит мир и всё наладится, ведь русские люди не забывают о Боге, и знают, что Русь наша — Святая.
Анна Андреева, руководитель Издательского отдела храма святителя Николы на Берсеневке
Преображенский храм с. Радонеж
Памятник прп. Сергию в с. Радонеж
Иерей Алексей Гугливатый и игумен Кирилл (Сахаров)
Источник прп. Сергия в Радонеже
Ступени к источнику прп. Сергия
Часовня св. Кронида в с. Воздвиженское
Курная изба в музее Новое Старое