Бунин и Роза войны и мира

Заметка на злобу дня

0
44
Время на чтение 6 минут

Десять столетий Православия так мистически загадочно повлияли на русский язык и литературу, что какую бы историю литератор не брался излагать, внутренне загоревшись – идей, образом, сюжетом, он, внимательно посмотреть, проиллюстрирует Священное Писание. Отсюда, возможно, особое внимание и к маленькому человеку, той самой овечке; это же у Псалмопевца: «Я заблудился, как овца потерянная...», «Мал я и презрен, но...». Та самая, одна из ста, найдя которую Христос «радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся»...

И вот Иван Алексеевич Бунин… Кажется, не верил «в духе времени» ни во что, говорят, был эгоистичен и желчен. Якобы, ничто его, кроме себя самого, особо не занимало. Но ведь показал же, как сам того хотел в Жизни Арсеньева, «что такое жизнь», через собственные глубины?

В 1915-м тоже шла Мировая война. В тот год Бунин, загоревшись, в четыре написал рассказ «Господин из Сан-Франциско», собственно, проиллюстрировал из ХХ века евангельскую притчу о богаче, который думал в себе: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя…».

Замечательно, что толчком к замыслу послужила обложка выставленной в витрине книжки Томаса Манна «Смерть в Венеции». Свой рассказ Бунин думал назвать похоже: «Смерть на Капри». Он сам много раз бывал на этом знаменитом островке в Неаполитанском заливе, водя дружбу с Горьким, прожил на Капри три зимы. Но название аукалось и с толстовской повестью «Смерть Ивана Ильича». Нашёл своё: «Господин из Сан-Франциско». А затем убрал и эпиграф, поставленный первоначально: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!» – из Апокалипсиса.

Слушающий – слышит. Рассказ о гибели цивилизации обжорства, превеликого хамства, распущенности, возведённых в культ. Вот только что весь мир лежал у ног американского миллионера, только что у него были самые обширные планы по услаждению себя, в частности «тем, что люди в его годы чувствуют особенно тонко, — любовью молоденьких неаполитанок, пусть даже и не совсем бескорыстной ... стрельбе в голубей, которые очень красиво взвиваются из садков над изумрудным газоном, на фоне моря цвета незабудок, и тотчас же стукаются белыми комочками о землю... к Страстям Господним приехать в Рим...». И вот уже к его роскошному гостиничному номеру волокут «длинный ящик из-под содовой воды», который тут же вдруг «стал очень тяжел – и крепко давил колени младшего портье, который шибко повез его на одноконном извозчике по белому шоссе, взад и вперед извивавшемуся по склонам Капри, среди каменных оград и виноградников, все вниз и вниз...». Покаянным плачем кажется его крошечный шедевр рассказец «Косцы» о невозвратном, которому «настал конец, предел Божьему прощению». Да и в «Тёмных аллеях» видится отсвет «Песнь песни»...

«"Смерть в Венеции" я прочёл в Москве лишь в конце осени, – сказано Буниным о 1915 годе. – Это очень неприятная книга: немецкий писатель, купавшийся на Лидо, влюбился в мальчика, очень красивого полячка, и умер в жаркой Венеции от холеры». Изысканные гомоэротические томления европейского интеллектуала русскому сердцу, действительно, несколько тошнотворны.

Томас Манн о «Господине из Сан-Франциско»: «... по своей нравственной мощи и экономной пластичности стоит наравне с некоторыми сильными вещами Толстого — "Поликушкой" и "Смертью Ивана Ильича"». Томас Манн в эссе «Гётте и Толстой» (1922) изложил своё понимание русской литературы (у нас одно время любили это цитировать): «Русская литература – это не просто литература, она – святая. Она стоит под знаком совести, под знаком духа. Она – религиозна, даже когда отвергает религию, потому что стремится к абсолютной истине, к спасению, к нравственному совершенству...». Мнение Томаса Манна было ярко сформулировано, но оно было созвучно многим ищущим германским умам. Будущий пропагандист нацизма Й. Геббельс, в ту пору молодой учёный, взахлёб и с восторгом читал русских (жаль не в коня корм): «Усердно читаю. Толстой, Достоевский... Достоевский повергает в отчаяние... я пребываю в состоянии неистового безумия ...он придаёт такую надежду и такую веру, делает таким сильным, таким добрым и таким чистым!.. Россия, надежда умирающего мира!.. Я верю в Россию, называю ее святой землёй...». То есть взгляд у него шире, чем у Т. Манна, не только литература свята. Или вот Роза Люксембург была потрясена в 1909: «…Читаю «Смерть Ивана Ильича» и глубоко потрясена. Это грандиозная вещь…». Она же, уже совершенно сформировавшаяся революционерка, сидя в тюрьме в 1918, незадолго до гибели, написала брошюру «Душа русской литературы». Материалистка написала о душе. Книги Томаса Манна, как Розы, как и русская классика вскоре будут в Германии запрещены и показательно полыхать в кострах...

Манн, после встречи с Буниным в 1926: «Я чувствую симпатию, солидарность – некоторого рода потенциальное товарищество; ибо мы в Германии ещё не дошли до того, чтобы писатель с чертами характера, похожими на бунинские, должен был отряхивать прах отечества со своих ног и есть хлеб Запада. Но я не сомневаюсь нисколько в том, что в подобных обстоятельствах я разделил бы его судьбу». Как в воду смотрел, у антинациста Манна эмиграция была впереди.

В 1936 года Бунин уже был мировой звездой, публичное его появление в той или иной европейской столице отражалось в газетах. Завершая поездку по «круговому билету», при очередном пересечении границы, его задержали власти нацистской Германии. «Довольно молодой человек преступного типа» подверг его обыску самого унизительного свойства, буквально содрав с него одежду, обшарив всё до единого шва. Узрев в его портфеле книги о Толстом (Бунин писал книгу о нём «Освобождение Толстого») и портреты в них, нацисты «плевали и топали ногами: «А, Толстой, Толстой!». Знакомо, однако!

Русская литература странным образом повлияла на организацию мышления мира, перебудоражив души многим, став как бы мощным электромагнитным полем, направляя и сталкивая душевные организации очень разных людей, как частицы в коллайдере, для получения нового времени, угодному Богу-Творцу, во исполнение непостижимой цели, назовём её как-то условно – Вселенским храмостроительством.

Однажды глухой осенью в нулевые я бродил по плохо освещённой ночной Одессе. В некоем сквере сияющим пятном, притягивая к себе, обнаружилась торговая палатка. Перед пышной продавщицей стоял очень высокий немолодой еврей во всём чёрном, очень добротном, в длинных завитых пейсах. Он что-то неаккуратно жевал, видно, купленное только что, обильно роняя крошки на землю, и неспешно задавал вопросы. Торговка отвечала сжато и неохотно: «да» или «нет». Я подумал, что ей, наверное, очень неуютно так здесь среди ночи стоять. Еврей кивнул на косо подсвеченную фонарём табличку: «улица Бунина».

- Шо это за улица? Это шо, у-уулица на-аашей Розы? (Прозвучало «Г-ггозы»). В «Окаянных днях» есть саркастический пассаж, Бунин тогда выживал в Одессе: «В Берлине нынче хоронят Розу. Поэтому в Одессе – день траура, запрещены все зрелища, рабочие работают только утром, в «Одесском Коммунисте» статья: "Шапки долой!».

Значит, в январе 1919-го эта улица, некогда Полицейская, а затем славного генерала Романа Кондратенко, и переименовали в имя «нашей Розы».

Теперь с карты города стёрто и имя Ивана Бунина. Разбиты доски.

...Вы знаете, кто такой Святослав Караванский? Нет? А его именем назвали в Одессе улицу Жуковского. Так вот у этого Караванского, который составил для украинских графоманов словарь рифм, не поверите, была жена, именем которой и переназвали улицу Бунина в майданную эру.

Доски разбиты, имя распято. Думаю, воскреснет.

Олег Семёнович Слепынин, русский писатель

Взято из Telegram-канала Олега Слепынина - @oleg_sle.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Семенович Слепынин
Лишние звёзды, или ИИ воскликнул «Верую!»
Глава из нового романа
02.07.2025
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Семенович Слепынин
Последние комментарии
Либералы в РПЦ: иларионовщина и её последствия
Новый комментарий от С. Югов
11.07.2025 09:26
«Растёт запрос на традицию»
Новый комментарий от Андрей Карпов
11.07.2025 09:11
Церемониал не исключает оккультного отношения
Новый комментарий от Александр Волков
11.07.2025 06:00
Так зачем был создан и пущен в прокат фильм «Мумия»?
Новый комментарий от Бузина Олесь
10.07.2025 22:05
Фильм «Мумия»: просвещение или провокация?
Новый комментарий от Шмелев Михаил
10.07.2025 21:51