«Экуменизм о.Александра напоминал суперэкуменизм»

К 35-летию трагической гибели отца Александра Меня

Проблемы церковной жизни  Миссионерская деятельность 
1 Александр Т 
582
Время на чтение 4 минуты

Я был знаком с отцом Александром. Не раз бывал у него, присутствовал на его выступлениях. Он очень хорошо ко мне относился. Кстати, чем через год после его смерти, меня нашла в Даниловом монастыре одна женщина. Она спрашивала отца Александра, к кому можно в Даниловом монастыре обратиться, кому можно было бы довериться, он назвал моё имя. Я был очень тронут.

Помню обсуждался фильм Т.Абуладзе «Покаяние»: о.Александр был очень обнадежен, в этом фильме он явственно увидел ласточку грядущих перемен. До сих пор испытываю неловкость по поводу одного обстоятельства, возникшего при общении с о.Александром. Однажды я слишком засиделся у него – прерваться было трудно. Пора бы уже и честь знать, но я все упорно сидел и не уходил. Не помогло даже, когда батюшка выразительно посмотрел на часы. Впоследствии, когда у меня как из рога изобилия стали выходить статьи на разные темы, я понял, как ценно для творческого человека время – а я у него тогда неразумно похитил его… После этого случая попытки встретиться с о.Александром у калитки его дома были все менее удачны, собака лаяла все громче и продолжительней, а он выходя извинялся, что в силу его занятости встретиться с ним не представляется возможным…

Отец Александр был очень интересным человеком, с богатым внутренним содержанием. Он был очень обаятелен, гостеприимен, отзывчив. Очень меня поддержал в трудную минуту, когда у меня были сложности с кандидатской работой, помогал мне своими советами, давал книги. Я с огромным интересом читал его книги. Ближе всего для меня из всего наследия отца Александра были его апологетические работы, те, где он касается вопросов взаимоотношения науки и религии. Его критика атеизма и материализма просто убийственна. Помню, как я его удивил, цитируя целые абзацы из его книг.

Несмотря на все вышесказанное, я далёк от идеализации богословских позиций отца Александра. Мне чужд его критический подход в библейских исследованиях, так напоминающий западные школы. Соблазнительно следующее мнение, услышанное мною из его уст: для облегчения вхождения евреев в ограду Церкви Христовой ничего плохого нет в том, что они будут сохранять, став христианами, некоторые ветхозаветные праздники и обряды. 

Я вот недавно прочёл у святителя Иоанна Златоуста:

«Знаю, что многие уважают иудеев и нынешние обряды их  считают священными, поэтому спешу исторгнуть с корнем это гибельное мнение».

«Синагога есть не только непотребный дом и театр, но и вертеп разбойников и логовище зверей».

«Конечно (иудеи) скажут, что и они поклоняются Богу. Но этого сказать нельзя: никто из иудеев не поклоняется Богу».

«Если они не знают Отца, распяли Сына, отвергли помощь Духа, то кто не может смело сказать, что место это (синагога) есть жилище демонов? Там не поклоняются Богу, нет; там место идолослужения. А между тем некоторые (из христиан) обращаются к этим местам, как священным».

«Я потому-то особенности и ненавижу синагогу и гнушаюсь ею, что имея пророков, (иудеи) не веруют пророкам; читая Писание, не принимают свидетельство его, а это свойственно людям в высшей степени злобным».

«Итак, избегайте и собраний, и мест, где бывают иудеи; и никто да не питает уважения к синагоге из-за (священных) книг, но из-за них-то   пусть ненавидит её и гнушается ею, потому что иудеи оскорбляют святых, не веря их словам и представляя их повинными в крайнем нечестии».

 «Там (в синагоге) живут демоны, и не только в этом месте, но и в самих душах иудеев» (Из слова первого «Против иудеев»).

Трудно после этих свидетельств св. Иоанна Златоуста (а подобные свидетельства можно встретить и у других святых отцов) согласиться с мнением отца Александра.

Далее, я не разделял экуменических воззрений отца Александра, что конечно не означает, что я за крестовые походы и костры инквизиции в отношениях христиан друг другом.

Согласиться с мнением отца Александра, что разница между Православием и католичеством так несущественна, я никак не мог. Кстати, экуменизм отца Александра был не просто экуменизмом, а напоминал, пожалуй, суперэкуменизм, если так можно выразиться. Его оценки других религий были для меня очень необычны.

Коснулись мы в наших беседах и такого важного вопроса, как церковные каноны. Увы, полный релятивизм – такова позиция отца Александра в этом вопросе. Для него каноны – это продукты эпохи. Помню даже его образное сравнение между отрадным светом Евангелия и мрачным духом запретов и прещений церковных канонов, которые выдумывали также и византийские императоры; некоторые из канонов устарели и стали анахронизмом и т.п.

Самым шокирующим для меня, наверное, был ответ Александра на мой вопрос о его отношении к отцу Серафиму (Роузу) и его трудам. Отец Александр заметно помрачнел и сказал: «Лучше быть кришнаитом, чем таким фанатиком и изувером, как Серафим (Роуз)». Это о человеке, который для многих православных стал эталоном православности и ориентиром в море современных заблуждений!

Вот такие у меня личные воспоминания об отце Александре.

Я, конечно же, не разделял ещё и реформистский подход его к церковному уставу, языку богослужения и т.д. Исходя из всего этого, трудно согласиться с мнением, что богословские взгляды отца Александра вполне укладываются в русло традиционной православной церковности.

Часто вспоминая отца Александра, я сожалею, что нет среди нас сейчас этого симпатичного человека с лицом, озарённым улыбкой, одарённого эрудита, обладавшего искренним добродушным юмором.

Душа его да водворится во благих!

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель церкви свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

6. Ответ на 4, Русский танкист:

А. Мень - типичный иудей, направленный Синедрионом на разрушение Русского православия

Батюшка, а кто, как и зачем пустил обратно в православие Романа Антоновского? Если он переходил в неоязычество, то обязательно проходил обряд посвящения. В частности, поимённо отрекался от Лиц Пресвятой Троицы. Разве отречение от Духа Святого прощается? Даже после какого бы то ни было покаяния?


Обрати особое внимание, брат, на слова Владыки: "Поэтому сионизм особенно заинтересован иметь в Православной Церкви своих «постовых», которые встречали бы людей, искренне идущих к истине, и провожали бы далеко от нее, стараясь, однако, уверить, что ведут их верно, именно к Православию. Задача таких «постовых» — под видом правды проповедовать ложь, под православной оболочкой наполнять души людей угодными сионизму взглядами и настроениями. Таким «постовым» сионизма в Православии и являетесь Вы, отец Александр. Это Ваше конкретное место в многосложной и многообразной системе сионизма. Это ваша давняя, продуманная и добровольно взятая на себя миссия. И мне известно, что Вы сами это хорошо знаете".

5. Ответ на 4, Русский танкист:

А. Мень - типичный иудей, направленный Синедрионом на разрушение Русского православия

Батюшка, а кто, как и зачем пустил обратно в православие Романа Антоновского? Если он переходил в неоязычество, то обязательно проходил обряд посвящения. В частности, поимённо отрекался от Лиц Пресвятой Троицы. Разве отречение от Духа Святого прощается? Даже после какого бы то ни было покаяния?


См.: https://krestovayapustin.cerkov.ru/2014/10/21/postovoj-sionizma-otkrytoe-pismo-mitropolita-antoniya-melnikova-k-svyashhenniku-aleksandru-menyu/

4. Ответ на 2, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

А. Мень - типичный иудей, направленный Синедрионом на разрушение Русского православия

Батюшка, а кто, как и зачем пустил обратно в православие Романа Антоновского? Если он переходил в неоязычество, то обязательно проходил обряд посвящения. В частности, поимённо отрекался от Лиц Пресвятой Троицы. Разве отречение от Духа Святого прощается? Даже после какого бы то ни было покаяния?
Русский танкист / 05.10.2025, 16:06

3.

РНЛ:
"Самым шокирующим для меня, наверное, был ответ Александра на мой вопрос о его отношении к отцу Серафиму (Роузу) и его трудам. Отец Александр заметно помрачнел и сказал: «Лучше быть кришнаитом, чем таким фанатиком и изувером, как Серафим (Роуз)». Это о человеке, который для многих православных стал эталоном православности и ориентиром в море современных заблуждений!"
////////////////////
Если "высказаться" именно по данному "совсем издалека", то с учетом ряда "деталей" приводимых автором публикации, представляется, что все эти нестроения т.ск. во "взаимоотношениях" являются наглядным отражением проблемы недостаточности понимания (проработанности?) механизма спасения души человека в иных культурах да и той же нынешней российской - примерно "где-то" так в формулировке?
В этом смысле, с чего это автор публикации все же решил, что Серафим (Роуз) - эталон православности, а почему бы, не Серафим Саровский или Иоанн Кронштадтский? Опять же - эталон православности как монах в явно неправославной американской среде иль… как-то еще? И вообще - может ли быть эталон в этом деле?
Здесь вот недавно прошел цикл публикаций "Просвещение и просветители" (Миссии Русской Православной Церкви в странах Дальнего Востока от основания до событий ХХ века… ) https://ruskline.ru/analitika/2025/08/31/prosvewenie_i_prosvetiteli автора М. А. Байбородиной не вызвавших в развитие комментариев-обсуждения, а ведь там т.ск. "в подтексте"разве не "нарисовывается" тот же вопрос спасения в иных культурах тем более при нынешней "устремленности" (?) курса на Восток - почему? Для чего работали православные миссии - какой виделась глобальная цель в смысле спасения душ иль… просто так - как в системе столовых "Сели-поели" - "взяли" и "поехали" как "некто" надев шаровары "на Русь" - то бишь в Японию?
Стандартно-расхожий ответ у "нас" , как правило один - знать ничего не знаем (не ведаем) о других, а спасение возможно только в Православии? Вопрос - в каком и как разве не остается?

2. А. Мень - типичный иудей, направленный Синедрионом на разрушение Русского православия

См.: https://www.youtube.com/watch?v=3rPmA4ty-Ec

1.

Огромная благодарность автору. Такие публикации - как бальзам на сердце. Прямо сказано о заблуждениях и ошибках о. Александра, и в то же время - с любовью. Как же не хватает сейчас подобных публикаций, когда мы становимся всё больше и больше нетерпимыми друг к другу. Или превозносим кого-то до небес, замалчивая недостатки и откровенно соблазнительные взгляды и действия. Или клянем на чем свет стоит...
Александр Т / 02.10.2025, 11:55
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Старый обряд в лоне Московского Патриархата
К 225-летию учреждения единоверия (окончание)
17.10.2025
Старый обряд в лоне Московского Патриархата
К 225-летию учреждения единоверия
15.10.2025
Памяти о.Льва Лебедева
К 90-летию со дня рождения
06.10.2025
Памяти о.Димитрия Дудко
К 45-летию его выхода из заключения
29.09.2025
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Проблемы церковной жизни
О жизни Церкви
В Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви
31.10.2025
Первенство служения или «первый среди равных»: кто гарант единства Православия?
Новая аргументация Иерусалимской Патриархии и нарастающие сомнения во «вселенском» статусе патриарха Варфоломея
28.10.2025
Безумные экуменисты готовят ещё одну дьявольскую уловку
Обзор окружного послания патриарха Варфоломея
24.10.2025
«Как мы можем ответить на вызовы информационного общества?»
Святейший Патриарх Кирилл встретился с участниками XI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово»
17.10.2025
Все статьи темы
Миссионерская деятельность
«Такие игры очень опасны»
О Хеллоуине, «Велесовой ночи» и «Тыквенном спасе»
29.10.2025
Три обязательных условия для тех, кто хочет быть христианином
Евангелие вторника (Лк, 44 зач., 9, 23—27)
28.10.2025
Слово о русском пастыре
Памяти иеромонаха Серафима (Петровского)
27.10.2025
«Наступило время формироваться новому казачеству»
В Санкт-Петербурге прошёл традиционный Покровский строевой смотр
22.10.2025
«Народному Собору» – жить и побеждать!
Одно из самых авторитетных общественных движений отмечает юбилей
22.10.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Бодрящий пинок Путина
Новый комментарий от Александр Волков
02.11.2025 15:13
Митрополит Иоанн. Русский дух. Одоление смуты
Новый комментарий от Наблюдатель
02.11.2025 14:36
Чем кончится нынешняя гонка доллара и золота?
Новый комментарий от Человек
02.11.2025 14:10
А нужна ли России «трампистская революция»?
Новый комментарий от Владимир С.М.
02.11.2025 13:13
Кому нужна новая «Матильда» с рекламой революции?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
02.11.2025 12:52
«Кузькина мать» в Прокшино
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.11.2025 07:38
Поддержим узника Василия молитвой
Новый комментарий от Леонид Болотин
01.11.2025 22:14