«Я чувствую себя неотъемлемой частью всего…». Эти слова принадлежат поэту и прозаику Александру Орлову – автору сборника рассказов «Купель покаяния» – 2023. Да, особенность его творчества в прозе и в стихах в том, что он хорошо понимает, частью какого целого он является. Высокая литературная планка его творческого пути, вобравшего совестливость, милосердие, человечность, – «черты Божьей нормы», как говорит известный русский критик современности Вячеслав Лютый.
Александр создаёт спасительное пространство, взыскующее мира горнего. Рассказ «Время тишины» заставляет нас задуматься, а сколько дней мирной жизни, без войн и конфликтов было на земном шаре в истории человечества. Венгерский политолог Иштван Кенде подсчитал это количество за период с 1945-1986 годы. За 40 лет на Земле было всего 26 дней без войны.
Особенной жестокостью, неимоверными потерями, страданиями физическими и моральными, отличается Вторая мировая война. Её участники не могли заставить себя рассказать обо всем, с чем они столкнулись, настолько тяжелы были воспоминания. И Александр Орлов взял на себя миссию – поведать читателю о тех близких людях, прошедших бои, работавших на Победу в тылу, открыть их почти исповеди в последние годы, а то и последние дни жизни, чтобы мир узнал подробности, за которыми причины и следствия последующих событий. Главный герой рассказа «Время тишины» – участник Великой Отечественной войны Харлампий Иванович. Казалось бы, «с рождения мы становились старше с именами Владимира Богомолова, Юрия Бондарева, Василя Быкова, Константина Воробьева, Константина Симонова – авторов бессмертных произведений о войне», – говорит автор рассказа. И в устах никому не известного пожилого человека звучат новые, дополняющие общую картину войны, подробности, а также идут осмысления и выводы с точки зрения нашего времени: «Я после войны читал мемуары Георгия Константиновича и на всю жизнь запомнил, и вам советую детям и внукам своим передать, что в мае 1945 года в Берлине Жуков сказал:
– Мы их освободили, и они нам этого никогда не простят. – Запомните, все беды в мире с Европы начинались и Европой закончатся.
В мире тишины было всего 26 дней за 40 лет, а нам, русским, никто покоя не давал, никакой тишины, все время борьба, борьба за выживание страны и народа. Это наш земной крест».
– Знаете, как надо любить свою Родину? – продолжил Харлампий Иванович. – Как за неё стоять и мстить?
Его последними словами перед исповедью священнику было стихотворение поэта-фронтовика Сергея Наровчатова «В те годы», написанное в 1941 году и названное «строфами века»:
…В своей печали древним песням равный,
Я сёла, словно летопись, листал
И в каждой бабе видел Ярославну,
Во всех ручьях Непрядву узнавал.
Крови своей, своим святыням верный,
Слова старинные я повторял, скорбя:
– Россия, мати! Свете мой безмерный,
Которой местью мстить мне за тебя?
В метафизическом пространстве сборника «Купель покаяния» происходит воспитание великих чувств, звучит одухотворённый образ Православной России.
Рассказ «Коренной перелом» – это непостижимый свет, исходящий от участника Курской битвы, где он лишился ног. Яков Андреевич зная о приближающемся конце жизни, произносит слова о Божественной благодати:
– Не унывай, вдаль смотри. Она всегда светлая. Главное – чтобы в сердце всё хорошело, вот как сейчас на улице. Смотри, какая нынче цветь, как тогда, в 45-м, вот уж воистину благодать.
«От этого человека – отмечает писатель, – исходила напряженность, которую сменяла сверхъестественная доброта.
Этот маленький сгорбленный человечек обладал громадным чувством сердечности. Он словно разгибался от этого ощущения.
Яков Андреевич благословил нас, как-то вдумчиво посмотрел на меня и бабушку, потом еле слышно произнёс:
– Желайте всем счастья, и счастливы будете. Ну, ступайте с Богом!»
Вдохновенна душа России, которую никто не может понять, но всегда мир ждет, что скажет Россия, и она отвечает не только словами политиков и дипломатов, но художественным уровнем, этическим содержанием произведений творцов слова и духа.
Поэт, воин, путешественник. Александр Орлов – автор восьми стихотворных сборников. Почему я называю его воином? Он исколесил дороги Донбасса с гуманитарной помощью участникам СВО, побывал в Бердянске Запорожской области, в ДНР и ЛНР: в Горловке, в Свердловске, в Судже Курской области, дарил свои книги, читал стихи:
Наш век сырыми войнами рождён,
Контуженный, в потёртом камуфляже,
Он выстоял в эпоху распродажи,
Он выжить, как и прошлый, обречён.
Его понять вы не пытайтесь даже…
Встреченные на передовой люди – это потомки святых, героев, и каждый:
…уже полубог,
Сошедший на миг с вдохновенных небес..,
чтобы понять, прозреть, постичь:
Ведь всё это создано Богом для нас, – для опыта, научения, озарения, Преображения.
Христоцентричность поэзии Александра Орлова возвращает нас и сближает с почвенниками: Хомяковым, Киреевским, Достоевским, опирающимися на духовную традицию, на сыновнюю связь со своим народом:
Я хочу, чтобы звёзды не гасли
В очертаниях зимней строфы,
И пришли с поздравлением в ясли
Три поэта, как раньше – волхвы...
Планеты ждут Рождения Христа,
Скамейки тонут в снеговой опеке...
А рядом – сплошь свободные места,
Как утром в городской библиотеке.
Под елью – крохотный Христос,
Прижавшись к маме,
Объятья первые вознёс
Над куполами.
Жажда знаний и опыта ведёт Поэта к странствиям: Хабаровск, Байкал, остров Ольхон, Ярославская область, Калининград... Он яркий последователь поэта, воина и путешественника Николая Гумилёва:
И высохнет зеркало в озере Чад,
Забудется всё, кроме долга и чести.
…Быть может, навек я в Сахару влюблён,
Ты, Африка, в прошлом, но ты не забыта,
Трубит на прощанье скучающий слон.
За городом злятся песчаные бури,
Я долго смотрю в парабеллума ствол,
И думаю, что подлежит редактуре
Дорога, которой полжизни прошёл.
Сияют огни полусонной Нджамены,
Пророчит мне счастье ручной пеликан,
И чёрным тюльпаном расцвёл в небе «Ан»,
И где-то на Родине ждут перемены.
(Нджамена – столица республики Чад.)
В Карадахской теснине исхожены тропы,
И Самурского леса мне запах знаком.
Горы, реки, озёра, аулы, раскопы…
Мне шептали о том, что в тебя я влюблён.
И когда я услышал ветров перебранку,
И оставил твоих древних предков края,
И вернулся в столицу, и вижу горянку,
И с тобой говорю, ничего не тая.
Понимая, что «наши жизни, как хрупкие зёрна», что самое яркое бытие пройдёт, поэт не забывает о жизни Вечной:
И возвращаются грачи,
И утихает писк грачат...
Но Ты, Спаситель, не молчи,
Когда вокруг все замолчат.
Наследник. Читая Александра Орлова, понимаешь, что он историк, впитавший в себя все лучшее, что составляет глубинное наследие истории и культуры Отечества.
«Разве забудешь их голоса: Леонид Утесов, Изабелла Юрьева, Лидочка Русланова». «С отцом смотрели фильмы Андрея Тарковского, Сергея Герасимова, Сергея Бондарчука, Владимира Мотыля». Навсегда запечатлён в душе трепет от соприкосновения с книгами: юбилейное сытинское издание «Отечественная война и русское общество 1812 -1912 годов», «Отечественная война 1812 года в картинках Петера Хесса», каталоги русского военного мундира…
«Мне грезилось, что в такие минуты жизни редкого одиночества вся природа вокруг сможет обрести неповторимое звучание», похожее на музыку Эдуарда Артемьева, Георгия Свиридова, на песню «Дорога» группы «Любэ» (рассказ «Поезд из прошлого»).
Творчество, озарённое мыслью об истории и культуре своего народа основывается на отличном знании литературы Православной, включающей Жития святых, этих лучших представителей человечества, он хорошо знаком с литературой Русского Зарубежья, а по моему убеждению, не знающий Русского Зарубежья ничего не понимает в истории России,
В рассказе «Без креста» речь идёт об отце. Это Владимир Александрович Орлов, историк и журналист, специалист по Ирландии и Шотландии, по эпохе наполеоновских войн. Владимир Александрович говорил сыну: «Все в этом мире свидетельствует о том, что Он есть. Все, что сейчас происходит, похоже на эпоху религиозного и национального возрождения. Это сложней процесс, но ты будешь свидетелем всего этого. Даже потом, когда уже не будет меня».
Подойдя к Северным воротам Донского монастыря, отец рассказывал о своём восхищении подвигом Патриарха Московского и всея Руси Тихона, о прощании с ним после успения: «Все было заполнено русскими людьми, верующими в Бога. Ничего не изменилось в их сознании, ни красный террор, ни Гражданская война не уничтожили веры в сердце. Не было ни толкотни, ни ругани, только всеобщая скорбь. Это бесстрашие пастыря и народа, слившееся воедино».
Александр Орлов – наследник лучших поэтов и деятелей культуры, их гениальных произведений, тех, кто считал своей миссией не унижать человека, сосредоточась на инстинктах, а придавать высокий смысл человеческому существованию.
Его творчество – это новая элитарность, к которой принадлежат не участники «голых вечеринок», тусовщиков экономических форумов, а творцы высококачественной литературы, опирающейся на прекрасно отшлифованный гранит традиции, знания культуры и истории Отечества, создание семьи на основе высоких нравственных ценностей.
Александр Владимирович Орлов – поэт, прозаик, публицист, историк. Родился в 1975 году в Москве. Окончил Литературный институт им. А.М. Горького и Московский институт открытого образования. Работает в столичной школе. Автор восьми стихотворных книг и трёх книг малой прозы, лауреат Всероссийских премий им. А.П. Платонова (2011), Ф. Н. Глинки (2012), С.С. Бехтеева (2014), Н.С. Лескова (2018), Д.Н. Мамина-Сибиряка (2020), М.Ю. Лермонтова (2022), Открытого конкурса изданий «Просвещение через книгу» Издательского совета РПЦ (2018, 2019, 2021), Международной литературной премии «Югра» (2019), Международного литературного Тютчевского конкурса «Мыслящий тростник» (2020), обладатель «Золотого Витязя» (2019), «Бронзового Витязя» (2017) и специального приза Издательского совета РПЦ «Дорога к храму» (2017) Международного славянского литературного форума «Золотой Витязь», Открытой Филофеевской литературной премии (2022), Литературной премии имени святителя Макария, митрополита Алтайского (2022).
Лидия Владимировна Довыденко, главный редактор литературного журнала «Берега», секретарь Союза писателей России, кандидат философских наук
Фото предоставлены автором
Александр Орлов и Лидия Довыденко в библиотеке им. Белинского, Балтийск, 2022