13 мая Президент России Владимир Путин принял участие в XX съезде «Деловой России»: структура объединила более 10 тыс. бизнесменов, а их суммарная годовая выручка превышает 10 трлн рублей. В этом году мероприятие прошло в гибридном формате: руководство организации было в Кремле с Владимиром Путиным, остальные участники присоединились по ВКС. На связи с Москвой были главы регионов, руководители профильных территориальных органов исполнительной власти. Всего — более 1 тыс. участников, сообщают «Известия».
Предприниматели общались с представителями власти почти три часа и успели обсудить немало волнующих отрасль проблем. В целом государство и бизнес единогласно констатировали, что российская экономика продемонстрировала устойчивость на фоне ухода зарубежных компаний в 2022-м.
«Несмотря на все сложности, на так называемое внешнее давление, все-таки в позапрошлом году мы добились значимого роста — в целом значимого роста и для нашей страны, и для мировой экономики: в позапрошлом году 4,1% — рост ВВП, а в прошлом году — 4,3%. Сначала тоже правительство посчитало, посмотрело — думали, 4,1% — нет, все-таки после дополнительного подсчета выяснилось [4,3%]. Эти две десятые процента тоже имеют значение», — отметил глава государства.
Президент рассказал, что представители крупного зарубежного бизнеса уже приходят к нему с просьбами вернуться на российский рынок. На этом фоне Владимир Путин заметил: не все иностранные компании три года назад ушли добровольно.
«Были компании, которые не хотели, со слезами уходили, честно, но со слезами: «Давление такое, нам разрушат наш бизнес за океаном, не дадут производить расчетов, в Европе нанесут ущерб». Мы таких все знаем. Я просил правительство иметь это в виду», — сказал он.
Глава государства представил некоторые условия для возвращения иностранного бизнеса. К примеру, страна будет пускать на свой рынок только те зарубежные бренды, чье появление ей выгодно, а для остальных нужно закрыть дорогу. Более того, при оценке перспективы их возвращения нужно учитывать даже поведение зарубежных компаний при уходе из РФ. Россия в любом случае будет ориентироваться на свои национальные задачи: «А если что-то нужно будет учесть с точки зрения интересов нашего бизнеса, прежде всего будем ориентироваться на ваши интересы, на интересы нашего бизнеса», — пообещал Владимир Путин.
«Если им нужно вернуться на наш рынок, что угодно — придут и расцелуют тебя в уста. Этого недостаточно. Нам нужно обязательно смотреть на все эти вопросы с прагматической точки зрения», — сказал он.
Известный политолог Сергей Александрович Михеев в эфире программы «Железная логика» на радиостанции ВестиФМ заявил, что «Россия имеет все возможности для того, чтобы построить максимально самодостаточную экономику. Понятно, что полного закрытия от мира быть не может и, честно говоря, его никогда и не было. Полная автаркия, может быть, и была в каменном веке, когда не было государства, но теперь даже Северная Корея не живет в состоянии автаркии. Чем больше вы сами производите продукции стратегического назначения (высокотехнологичной), тем вы более независимые, и на вас не действуют (или влияют в меньшей степени) санкции враждебных, недружественных государств, вы создаёте рабочие места для своего населения, перспективы, развиваете науку, образование. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы максимально возможное количество товаров, продукции производить самим – это важно со всех точек зрения».
«Мы сейчас неспособны производить всё или больше половины всего, поэтому, учитывая печальный опыт реформ 1990-х годов, без иностранных компаний нам, наверное, не обойтись, - полагает политолог. - Но это сотрудничество должно перейти в новую плоскость: условия, на мой взгляд, должны быть пересмотрены для всех. Сотрудничество с иностранцами должно вести к тому, чтобы осваивать собственное производство. Стратегическая цель – это не платить вечно деньги этим компаниям, а с их помощью и используя их, рано или поздно выйти на собственное производство. Китайцы именно по этому пути и пошли. Это должно стать стратегией работы иностранного бизнеса в России, как в своё время произошло в эпоху модернизации, которая называется "сталинской", когда было много иностранных специалистов, многое закупалось за рубежом, но с целью научиться делать самим. В итоге чему-то научились и даже стало неплохо получаться, а что-то нет. Если и сотрудничать с иностранным бизнесом, то только с этой точки зрения, а не с той, что "мы у вас будем вечно покупать то, что вы делаете"».
«Что касается тех, кто позволяли себе политические заявления, оскорбления, прямую помощь ВСУ, то я считаю, что их не надо впускать, - заявил Сергей Михеев. - Нельзя постоянно смешивать Божий дар с яичницей; нельзя по одному вопросу говорить одно, призывать к тому, чтобы "отстаивать святое, светлое, вечную память", а по другому – всё сводить к деньгам. Идеалы должны быть первыми, а всё остальное, включая денежные интересы, - 125-м.
Надо держаться принципиальных позиций - иначе нас не будут уважать ни внутри, ни вовне. Когда мы в одном месте говорим одно, а в другом прямо противоположное и делаем вид, что не замечаем, насколько это друг другу противоречит, это не даёт положительных результатов, а приносит только отрицательные».
«Если кто-то очень хочет, то они должны сильно постараться, чтобы было по-другому, - отметил он. - Президент сказал, что недостаточно одних извинений. 1. Обязательно должны быть извинения; 2. прекращение помощи нашим врагам (ВСУ); 3. условия возвращения должны быть максимально жёсткими и максимально выгодными для нас. Все должны увидеть, что их сильно наказали, а если это будет так, что "давайте сделаем вид, что не заметили", то это не вызовет уважения ни внутри страны, ни вовне.
«Это очевидные вещи: если вы сами не производите, а покупаете у других, значит, вы уже зависимы от них и в самый неподходящий для вас момент это могут перекрыть, - предостерёг политолог. - Если вы не производите сами, значит, у вас не задействованы люди, не работают конструкторские бюро, нет рабочих мест: это социальный фактор. Мы говорили о предупреждении Службы внешней разведки о западных кознях, смены власти: это, в том числе, отрицательное общественное мнение. Вы делаете, не можете сделать, а потом всплывают разные истории про коррупцию, про частные интересы. Это будет способствовать укреплению общественного мнения и консолидации? Нет, конечно. Не создавайте для этого условия - легче будет справляться с иностранными кознями!».