Почти 5 млн россиян до 35 лет нигде не работают, не учатся и не проходят стажировку. Такие данные озвучили в Росмолодежи. Всего в стране около 37 млн молодых людей такого возраста. Получается, почти 13% из них сознательно бездельничают, пишет издание «Комсомольская правда».
«Подобный образ жизни стал целой субкультурой, а ее представителей в русскоязычной среде называют поколением "НЕТ" или поколением "Ни-ни"», – отмечает издание.
Термин NEET (от англ. «not in employment, education, or training» – не работающий, не обучающийся, не проходящий подготовку) появился еще в 1980-х годах, но получил популярность только в последнее десятилетие. К этому движению причисляют молодых людей, которые не пытаются реализовывать себя профессионально, не хотят или не имеют возможности получить образование и найти себя в какой-то области. По данным Международной организации труда (МОТ), к NEET относится уже каждый пятый зумер (люди, родившиеся в 1996-2012 годах).
«Это явление существует во всем мире, причём в некоторых странах его масштабы гораздо более серьезные, чем у нас. Например, в Турции таких молодых людей 27,9%, а в ЮАР – целых 42%», – рассказала «КП» консультант по карьере и самореализации Галина Бобкова.
Эксперт отмечает, что поколение «НЕТ» неоднородно и есть несколько причин, почему современная молодёжь не хочет интегрироваться в общество. Прежде всего, это развитие цифровых технологий. Они позволяют учиться, зарабатывать и тратить деньги, а также общаться и развлекаться, не выходя из дома. Вся активность сместилась в онлайн, и те молодые ребята, у которых и так были сложности с коммуникацией, ещё больше отгородились от мира.
«Недавние исследования показали, что зарплаты курьеров сейчас превысили зарплаты учителей и врачей. Зумеры всё это видят и понимают: можно иметь золотую медаль и красный диплом и при этом всю жизнь впахивать за копейки, как предки. Вот они и задаются вопросом: ну и зачем тогда всё это нужно – учёба, работа, карьера?» – подмечает Галина Бобкова.
По ее словам, влиять на молодёжь может и отношение родителей к своей работе:
«Как карьерный консультант и автор публикаций по теме карьеры я вижу, что многие люди поколений "иксов" (1965-1980 годы рождения. – КП) и "игреков" (1981-1996 годы рождения) воспринимают свою работу в негативном ключе, как рабство, тяжёлую повинность, где их нещадно эксплуатируют за копейки. И они вольно или невольно транслируют это отношение своим детям».
«Если человек до 35 лет нигде не работает и не учится, значит, у него есть источник пассивного дохода, и, скорее всего, мы имеем дело с детьми обеспеченных родителей. Это золотая молодёжь, представители которой никогда не испытывали особой потребности самих себя обеспечивать. Их родители или их родственники, что называется, дают им пансион. Это в каком-то смысле отражение через века того слоя общества, которое описано в русской классической литературе XIX века. Дворянская молодёжь того времени имела постоянный источник пассивного дохода, и её представители ощущали себя "лишними людьми"», – рассказал «Комсомолке» директор Центра социологии и социальной психологии, преподаватель МГУ им. М.В.Ломоносова Алексей Рощин.
«Это XIX век в XXI веке, – пояснил он. – Снова появился такой инертный слой скучающей молодёжи, которая не видит себе достойного применения, все им кажется унылым, скучным и не вдохновляющим».
Ситуацию проанализировал заведующий кафедрой теологии Рязанского госуниверситета им. С.А.Есенина, настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря в поселке Пронск Рязанской области, кандидат исторических наук игумен Лука (Степанов):
Современная ситуация – крайне нездоровая: наше Отечество не в состоянии предложить молодёжи ясные идеи и идеалы. А поиски нравственных традиций вне Православия всегда обречены на пустоту и показуху. К сожалению, именно на внешность ориентированы вновь созданные молодёжные организации с патриотическими замыслами. В связи с их духовной дезориентацией они остаются крайне беспомощными в решении задач, которые по-настоящему стоят перед нашим Отечеством.
Необходимо в общегосударственном порядке в системе образования представить молодёжи жизненные ориентиры, прежде всего, связанные с нашим Христианским упованием, с православной верой. Нужно воспитывать и взращивать стремление созидать и жертвенно трудиться на благо Отечества и ради спасения души в Вечности.
Я вижу, что молодёжь старается найти работу, в стране нет высоких показателей безработицы – может быть, не все официально оформляются на работу.
Я не могу сказать, что есть прямая взаимосвязь, но, тем не менее, вопросы воспитания современной молодёжи можно и нужно вновь и вновь озвучивать, потому что они не решаются. В среднем и в высшем образовании вводятся новые предметы, но, к сожалению, учащихся оберегают от Христианизации.
Ввели предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР). Это что? Для большинства народов России – это Христианство, но есть категорическое требование, что преподавать этот предмет должны учителя истории, а не теологи – носители православной культуры и не священники, которые к этому вполне предназначены.
В высших учебных заведениях вводится курс «История религий народов России», но как будто на смех вводится на кафедрах теологии – там, где и так всё это знают и изучают. Там не нужно вводить такие предметы, потому что у них это и так есть.
Кафедру теологии необходимо привлекать для преподавания во всех других специальностях. Все прочие научные специальности обогатились бы вероучительным предметом.
Я не могу говорить о всех, но, во всяком случае, трудоустройство наших выпускников вполне благополучно – они востребованы в системе образования, хотя и не прямо по профессии, потому что так и не ввели Православную культуру в изобилии и достатке, чтобы была адекватная нагрузка для наших выпускников, чтобы они могли не просто раз в неделю преподавать для учащихся четвёртых классов, а преподавать вероучительный ценностный предмет ученикам с 4 по 10 классы.
К сожалению, мы всё дальше уходим от этого. Поэтому и ситуация в обществе такая.