Всё происходящее православным христианам необходимо рассматривать, во-первых, через призму вселенской борьбы добра и зла и апостасии как неотвратимо нарастающего торжества в этой борьбе зла, которое лишь в самом конце завершится его поражением. Во-вторых, – через призму всё объемлющего Промысла Божьего, который охраняет более слабое на земле добро, позволяет ему торжествовать, направляя к этому и все козни сил зла и даже его локальные победы. Особое место и в этой борьбе добра и зла, и в действии Промысла Божьего занимает триединый русский народ и Россия, на данный момент распавшаяся на три части. Вполне справедливо сказать, что Русь и русский народ находятся в эпицентре нынешнего Божьего Промысла – вокруг неё выстраиваются все остальные процессы в мире.
На моё глубокое убеждение, сейчас Промысл Божий сосредоточен вокруг главной задачи – пробуждения русского народа и побуждения его к коренному изменению своей жизни – как личной, так и общественной, в том числе государственной. Как известно, русский народ у Бога является мессианским народом-богоносцем, а Русь – главным Катехоном современности, его квинтэссенцией вообще.
Но на данный момент русский народ и русские государства не только не соответствуют своей жизнедеятельностью этому призванию – мессианскому и катехоническому, – но, что гораздо хуже, – не осознаёт этого: ни своего призвания, ни своего нынешнего состояния несоответствия ему. Напротив, создана весьма плотная идеологическая оболочка для поддержания заблуждения и самообольщения русского народа – причём эту оболочку во многом поддерживает и официальная государственная пропаганда, и в немалой степени церковная.
И вот, в этих условиях Господь Своим Промыслом выводит Россию и русский народ из состояния духовной и, в частности, геополитической спячки. Поскольку внутренними силами – просвещением и осознанными волевыми решениями – сделать это не удаётся (притом десятилетиями), то вступают в дело хирургические средства. Самыми явными из которых являются на данный момент взаимосвязанные между собой война на Украине, инородное мигрантское нашествие и чуть менее кризис на Ближнем Востоке.
Причём во всех случаях речь идёт именно о кризисе – в его христианском значении суда. Господь показывает неспособность русского народ и российского государства в нынешнем своём состоянии не только служить мировым или хотя бы региональным Удерживающим, но даже решать вопросы сохранения своего собственного устойчивого существования. Необходимы глубокие преобразования, в основе которого – метаноэзис. Наряду с прочим требуется изменение и парадигма внешней, в том числе геополитической стратегии – самих её принципов.
Господствующий доселе голый прагматизм (с туманным обликом конечных бенефициаров), который доводит до попыток дружбы с экзистенциальными врагами (США, ЕС, Турцией и даже Сирия во главе с вроде как ещё запрещённой в РФ Хайят Тахрир Аш-Шам), неизменно терпящих крах, должен сменить на нравственно-цивилизационную парадигму, согласно которой все союзы и отношения должны опираться на духовно-культурное сродство России и Русскому миру со стороны тех или иных народов и стран. И, прежде всего, исходить из нравственных критериев в приложении к ним. Никаких «сделок с дьяволом» быть не должно, а государства, демонстрирующие приверженность злу, не должны становиться близкими партнёрами. Напротив, государства исторически и духовно близких народов должны получать приоритет в выстраивании с ними отношений, – вне зависимости от потенциального уровня роста валовой торговли и обмена инвестициями. Это значительно изменит и уважение к России со стороны потенциальных союзников, да даже и противников (в том числе на переговорах).
Ну а, в первую очередь, необходим возврат к катехоническим метафизическим основаниям внешней политики, главным условием является изменение соответственные изменения и во внутренней.
Куницкий Дмитрий Валерьевич, православный публицист, Минск