Всё происходящее православным христианам необходимо рассматривать, во-первых, через призму вселенской борьбы добра и зла и апостасии как неотвратимо нарастающего торжества в этой борьбе зла, которое лишь в самом конце завершится его поражением. Во-вторых, – через призму всё объемлющего Промысла Божьего, который охраняет более слабое на земле добро, позволяет ему торжествовать, направляя к этому и все козни сил зла и даже его локальные победы. Особое место и в этой борьбе добра и зла, и в действии Промысла Божьего занимает триединый русский народ и Россия, на данный момент распавшаяся на три части. Вполне справедливо сказать, что Русь и русский народ находятся в эпицентре нынешнего Божьего Промысла – вокруг неё выстраиваются все остальные процессы в мире.
На моё глубокое убеждение, сейчас Промысл Божий сосредоточен вокруг главной задачи – пробуждения русского народа и побуждения его к коренному изменению своей жизни – как личной, так и общественной, в том числе государственной. Как известно, русский народ у Бога является мессианским народом-богоносцем, а Русь – главным Катехоном современности, его квинтэссенцией вообще.
Но на данный момент русский народ и русские государства не только не соответствуют своей жизнедеятельностью этому призванию – мессианскому и катехоническому, – но, что гораздо хуже, – не осознаёт этого: ни своего призвания, ни своего нынешнего состояния несоответствия ему. Напротив, создана весьма плотная идеологическая оболочка для поддержания заблуждения и самообольщения русского народа – причём эту оболочку во многом поддерживает и официальная государственная пропаганда, и в немалой степени церковная.
И вот, в этих условиях Господь Своим Промыслом выводит Россию и русский народ из состояния духовной и, в частности, геополитической спячки. Поскольку внутренними силами – просвещением и осознанными волевыми решениями – сделать это не удаётся (притом десятилетиями), то вступают в дело хирургические средства. Самыми явными из которых являются на данный момент взаимосвязанные между собой война на Украине, инородное мигрантское нашествие и чуть менее кризис на Ближнем Востоке.
Причём во всех случаях речь идёт именно о кризисе – в его христианском значении суда. Господь показывает неспособность русского народ и российского государства в нынешнем своём состоянии не только служить мировым или хотя бы региональным Удерживающим, но даже решать вопросы сохранения своего собственного устойчивого существования. Необходимы глубокие преобразования, в основе которого – метаноэзис. Наряду с прочим требуется изменение и парадигма внешней, в том числе геополитической стратегии – самих её принципов.
Господствующий доселе голый прагматизм (с туманным обликом конечных бенефициаров), который доводит до попыток дружбы с экзистенциальными врагами (США, ЕС, Турцией и даже Сирия во главе с вроде как ещё запрещённой в РФ Хайят Тахрир Аш-Шам), неизменно терпящих крах, должен сменить на нравственно-цивилизационную парадигму, согласно которой все союзы и отношения должны опираться на духовно-культурное сродство России и Русскому миру со стороны тех или иных народов и стран. И, прежде всего, исходить из нравственных критериев в приложении к ним. Никаких «сделок с дьяволом» быть не должно, а государства, демонстрирующие приверженность злу, не должны становиться близкими партнёрами. Напротив, государства исторически и духовно близких народов должны получать приоритет в выстраивании с ними отношений, – вне зависимости от потенциального уровня роста валовой торговли и обмена инвестициями. Это значительно изменит и уважение к России со стороны потенциальных союзников, да даже и противников (в том числе на переговорах).
Ну а, в первую очередь, необходим возврат к катехоническим метафизическим основаниям внешней политики, главным условием является изменение соответственные изменения и во внутренней.
Куницкий Дмитрий Валерьевич, православный публицист, Минск
17. Ответ на 16, р.Б.Алексий:
Так а я и не настаивал, что речь о труде всего народа! Действительно, это может быть один Моисей. Или 5 не нашедшихся праведников в Содоме. Или, напротив, нашедшихся при Илье в Израиле и Иудее. Слава Богу, на Руси есть обращённые к Богу души в количестве более чем 1 или 5. Но только Господь знает меру, необходимую для того, чтобы его дар чуда был не напрасный и притом учитывающий все измерения справедливости. Ясно ведь, что Он не в радости и довольстве от происходящего на Руси...
Пробуждение оценить сложно, но известно, что в среде тех, кого коснулась война (да и отчасти скорби из-за мигрантов), духовное пробуждение происходит достаточно интенсивно...
16. Ответ на 15, Дмитрий_белорус:
Всё дело в том, что путь русский народ сейчас и не способен созидать Трети Рим, но сам он не мёртв, - скорее сильно болен и находится в полусне. И лечение и пробуждение - это дело не внезапного чуда, а труда, определённая мера которого и его успеха требуется, чтобы далее уже действовала благодать.Позвольте не то чтобы ....но все-таки не согласится. Спасение русского народа в нынешнем состоянии - дело именно чуда. Чудо - это всегда помощь спасительной Благодати свыше, а не результат труда или"награды" за труд. И зачастую привлечению благодати к каком- либо народу дает толчок не труд всего народа, а молитва и покаяние может быть всего одного-единственного человека из всего этого народа, угодившего Богу, в то время как народ этого вообще и не заслуживал...и никакого пробуждения народа сейчас нет, хотя бы даже по сравнению с 90 -ми ...
15. Ответ на 13, р.Б.Алексий:
Всё дело в том, что путь русский народ сейчас и не способен созидать Трети Рим, но сам он не мёртв, - скорее сильно болен и находится в полусне. И лечение и пробуждение - это дело не внезапного чуда, а труда, определённая мера которого и его успеха требуется, чтобы далее уже действовала благодать.
14. Ответ на 12, Сергей из НН:
О каком же "катехоническом сознании" можно рассуждать? Чтоб хотя бы допустить такую возможность, надо "всего-навсего" повторить апостольский подвиг и сделать из огромной светской земли - верующую. А эта задача - высшее чудо. Думаю, она куда более великая, чем "катехонизм".
Здесь, Сергей, недавно были споры о сущностном понимании библейского Катехона.
Если отбросить эмоциональные выпады, то все сошлись на многоуровневом его понимании. Свою катехоничность русский народ потерял только до определённого уровня, но не ниже.
И, в любом случае, в статье речь идёт именно о необходимости возрождении катехоничности русского народа и государства.
13.
...Но на данный момент русский народ и русские государства не только не соответствуют своей жизнедеятельностью этому призванию – мессианскому и катехоническому, – но, что гораздо хуже, – не осознаёт этого: ни своего призвания, ни своего нынешнего состояния несоответствия ему.
... В общем - согласен... Но - это просто констатация пророческих слов старца преподобного Анатолия Оптинского о том, что Россия ( как Третий Рим) ... - просто-напросто МЕРТВА., как не может, в принципе, быть жив человек с отрезанной головой. И именно в силу этой мертвости Россия ( Третиц Рим) и не осознает своего призвания и ничего не может сотворить для осуществления этого призвания, как мертвец - недееспособен к чему либо в материальном мире от слова совсем и в принципе. Нам просто надо осознать это - и сделать из этого правильные выводы. Например, что будить и выводить из спячки мертвеца, проводить некие терапевтические мероприятия по лечению - безсмысленно и безполезно. Поэтому относится к наплыву мигрантов как Божьему призыву к пробуждению русского народа , надеясь что вдруг русский народ проснется и самоорганизуется и что-то там предпримет в порядке инстинкта самосохранения и ответной реакции ... не стоит. Как не стоит надеятся на то, что гниение и разложение тела мертвеца пробудит его к жизни и к сопротивлению процессам разложения, так и не стоит надеяться что наплыв мигрантов нас к чему то побудит, скорее и очевидно - напротив, ситуация только будет только хуже. К этому же можно и отнести и призывы автора к пересмотру и изменению внешней и внутренний политики. Призывать , конечно, можно ( только вот к кому адресован призыв?), но с таким же успехом можно призывать мертвеца собраться с силами и начать действовать...Подробнее:
https://ruskline.ru/news_rl/2025/03/22/religioznometafizicheskii_smysl_proishodyawego_na_blizhnem_vostoke
12.
О каком же "катехоническом сознании" можно рассуждать? Чтоб хотя бы допустить такую возможность, надо "всего-навсего" повторить апостольский подвиг и сделать из огромной светской земли - верующую. А эта задача - высшее чудо. Думаю, она куда более великая, чем "катехонизм".
11. Ответ на 10
10. Ответ на 8, Агафон:
"Ну а, в первую очередь, необходим возврат к катехоническим метафизическим основаниям внешней политики, главным условием является изменение соответственные изменения и во внутренней."
Это можно отнести и к небрежности. В других местах, с длинными составами подчиненных предложений, нарушены падежи и пр. правила русского языка. На "Русской Линии" ожидаешь образцовый русский язык. Как у Катасонова, например. Он пишет в основном короткими предложениями. И это облегчает понимание смысла написанного. Наш официальный бюрократический язык в своей конструкции наследует немецкие кальки, заимствованные (вместе с делопроизводством) Николаем І из Пруссии. Этот язык очень тяжелый и часто непонятный. Надо избегать его. Особенно в литературных и популизаторских текстах.
И Ваш стиль, простите, импульсивно и бессмысленно "гавкать из подворотни", не вписывается в православный форум РНЛ. Или Вы ученик "Потомка"? Я Вам прощаю это ради поста.
Если Вы не из стаи потомка и учителя , то и я Вас прощаю ради поста . Русский язык - очень важно. Но на форуме обсуждают мысли , а не грамматику. Нехорошо делать вид , что не поняли сказанное , снижать через это верность сказанного. Катасонов - тоже хорошо. Но русский язык в рамки не вмещается Какие немецкие кальки ? Что скажете о предложениях Достоевского или Толстого? Тоже немецкие кальки ? Окститесь.
9. Ответ на 7, учитель:
8. Ответ на 5, Иван Демид:
"Ну а, в первую очередь, необходим возврат к катехоническим метафизическим основаниям внешней политики, главным условием является изменение соответственные изменения и во внутренней."
Это можно отнести и к небрежности. В других местах, с длинными составами подчиненных предложений, нарушены падежи и пр. правила русского языка. На "Русской Линии" ожидаешь образцовый русский язык. Как у Катасонова, например. Он пишет в основном короткими предложениями. И это облегчает понимание смысла написанного. Наш официальный бюрократический язык в своей конструкции наследует немецкие кальки, заимствованные (вместе с делопроизводством) Николаем І из Пруссии. Этот язык очень тяжелый и часто непонятный. Надо избегать его. Особенно в литературных и популизаторских текстах.
И Ваш стиль, простите, импульсивно и бессмысленно "гавкать из подворотни", не вписывается в православный форум РНЛ. Или Вы ученик "Потомка"? Я Вам прощаю это ради поста.