На заседании Священного Синода 20 марта сразу три архиерея были сняты со своих должностей, три кафедры овдовели, как принято говорить: на покой были почислены епископ Ржевский и Торопецкий Адриан (Ульянов), епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков (Тисленко) и епископ Касимовский и Сасовский Василий (Данилов). И это не считая митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона (Кутового), которого отправили на покой по состоянию здоровья.
И если на Красноярскую кафедру сразу назначили архиерея (всё-таки митрополия, причём большая), им стал епископ Козельский и Людиновский Никита (Ананьев), то Ржевская и Касимовская кафедры будут пустовать, как впрочем и Козельская, откуда направили в Красноярск владыку Никиту. В далёкий Нарьян-Мар, как ни странно, архиерея нашли сразу, епархию возглавит игумен Софроний (Семёнов), клирик Норильской епархии.
На пенсию отправили ещё не старых архиереев. Епископу Адриану, например, 74 года, т.е., как минимум год ещё мог бы возглавлять епархию (согласно Устава РПЦ, архиерей должен подать прошение о почислении на покой в 75 лет, хотя нередко Св. Синод продлевает время служения, если позволяет здоровье владыки и за ним не водится каких-то «грешков»). Епископу Иакову 64 года, т.е. до «архиерейской пенсии» 11 лет, а владыке Василию и вовсе 46 лет, т.е. служить ещё и служить. Кстати, и митрополиту Пантелеимону ещё 69 лет. Но он болен, поэтому отправили его на пенсию обычным порядком – с выражением благодарности за понесённые труды.
Остальных троих сняли жёстко, без всяких благодарностей, а епископов Иакова и Василия ещё и отправили под архиерейский надзор в монастыри. О причинах увольнения из журналов Св. Синода можно понять только по епископу Адриану (Ульянову). Как следует из журнала заседаний, у епископа произошёл конфликт во Свято-Тихоновским женским монастырём г. Торопца (родина святителя Тихона), открытого в 2005 году, который он решил закрыть и преобразовать в приход, а монастырь – единственный в епархии. Синодалы укорили епископа за «неспособность в течение многих лет наладить монашескую жизнь в единственной епархиальной обители» и отметили «общую низкую активность Преосвященного епископа Адриана в устроении жизни Ржевской епархии».
А вот за что были уволены епископы Иаков и Василий из журналов синодальных заседаний – непонятно. По слухам, бывший Касимовский архиерей Василий (Данилов) имел какие-то финансово-имущественные проблемы с землёй, из-за чего у него произошёл конфликт со светской властью. Поскольку наказание епископу Иакову оказалось аналогичным, можно предположить, что и в его случае были какие-то финансовые проблемы.
В любом случае, по итогам заседания Св. Синода в Церкви появились четыре новые «вдовствующие кафедры» – Касимовская, Ржевская, Козельская. А ещё и Грозненская, поскольку Синод выделил из Махачкалинской епархии Грозненскую (Чечня и Ингушетия), которой пока будет управлять «в нагрузку» архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов), который, впрочем, родом из Грозного (кстати, владыка Феофилакт, в нагрузку, управляет еще и приходами в Туркмении).
А ведь одним из мотивов административной реформы Святейшего Патриарха Кирилла, которая выразилась в разделение крупных епархий на мелкие, объявлялось приближение архиереев к народу.
Впрочем, Синод заместил три пустовавшие до сих пор кафедры. На Кокшетаускую кафедру (Казахстан), которая была вакантной 2 месяца, назначен викарий Донецкой епархии архиепископ Новоазовский Варсонофий (Винниченко).
Видимо, Синод решил, что относительно молодому митрополиту Донецкому Владимиру (Самохину) викарий не нужен, сам справится. На вакантную кафедру Александровской епархии (Владимирская митрополия), которая пустовала 3 месяца, назначен викарий Владимирской епархии епископ Ковровский Стефан (Привалов). Владимирскую митрополию тоже недавно возглавил молодой архиерей, постоянный член Священного Синода, глава финхозуправления Патриархии митрополит Никандр (Пилишин), которому викарий не за надобностью. И только Феодосийскую епархию (Крымская митрополия) возглавит новый архиерей иеромонах Иларион (Карандеев), клирик этой епархии.
Как напоминает в связи с этим «Независимая газета»: «В последние годы отмечается тенденция отправлять на покой архиереев, не достигших пенсионного возраста… В 2020 году на пенсию был отправлен митрополит Иоанн (Рощин). На тот момент ему было 45 лет. В том же 2020-м на покой был определен 64-летний митрополит Игнатий (Пологрудов). В декабре 2023 года ряды пенсионеров пополнил 55-летний митрополит Леонид (Горбачев). Среди не достигших пенсионного возраста епископов на покое значатся Савватий (Перепелкин), Пармен (Щипелев), Никон (Миронов), Нектарий (Фролов), Каллиник (Чернышев), Иероним (Чернышов), Игнатий (Григорьев), архиепископ Ефрем (Просянок). Самая громкая отставка случилась в декабре 2024 года Тогда на пенсию был отправлен 58-летний митрополит Иларион (Алфеев)».
И ещё не всех архиереев вспомнила журналистка НГ, есть ещё те, кто теперь простые монахи или и вовсе миряне, кто лишён архиерейства за преступления и нравственные проступки, например, бывшие епископы Костомукшский Игнатий (Тарасов), Армавирский Игнатий (Бузин), Минусинский Игнатий (Пунин), Череповецкий Флавиан (Митрофанов), сбежавший в Великобританию.
Понятно, что Священный Синод почислил на покой архиереев не по прихоти, а из-за нарушения ими каких-то нравственных норм и правил архиерейской жизни, из-за того, что они дискредитируют Русскую Православную Церковь.
Но число пустующих кафедр становится всё больше. Возможно, в таких условиях Священноначалие решит сократить количество епархий, коль они всё равно пустуют...
Говорят, что чтимый Печорский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своё время с горечью вздыхал и говорил, что ему жаль Святейшего Патриарха Алексия, которому неоткуда теперь брать архиереев. А это было в те времена, когда архиереев в Русской Церкви было, как минимум в три раза меньше. Что бы сказал старец Святейшему Патриарху Кириллу?!
Редакция Русской народной линии
49. Ответ на 25, С. Югов:
Насчет "ничуть не хуже" правильней сказать ничуть не менее лицемерны и теплохладны.
Я не встречал ни одного священника, который не считал бы, что уж ему то рай обеспечен.
В них неистребима корпоративная вера в то, что они все в рай приедут на вахтовом автобусе, типа я же священник, я же часть Церкви, плюс какое-никакое социальное служение веду, добрые дела делаю. Никаких там страданий мытаря, вИдения своих грехов и недостоинства, даже близко нет. Некоторые даже любят порассуждать в личной беседе на тему "когда мы окажемся в раю, там будет все не так".
Есть такой фильм "Верую" по мотивам шукшинских рассказов. Там мужик задавал вопрос бывшему священнику - "Скажи, а у верующих душа болит?" Так вот у них вопрос со своей душой давно решен.
48. Ответ на 46, Владимир Николаев:
Вот есть обычные богослужения. Но если приезжает священник рангом выше, то нужно показать что-то побогаче, верно, иначе как чин отличить? И вместо нормального богослужения начинается какой-то танковый биатлон, где куча всего и вроде все при деле с важными лицами.
Например меня всегда напрягали епископские богослужения, когда стоят 2 иподиакона с рипидами - обычно довольно молодые, и по каждому чиху епископа совершают какие-то странные телодвижения.
И вот смотришь на них и думаешь, что у молодого парня в голове должно быть, что он готов этим заниматься? Это вот они будут в итоге пастырями, "отцами", учить кого-то правильной семейной жизни?
А потом читаешь новости про Алфеева и совсем не удивляешься. Подобные экзерсисы только такие качества и могут воспитывать.
47. Очень символично, что комментарии под данной очень хорошей статьей
46. Господь Вседержитель, обнажив реальную, мирскую , неевангельскую жизнь
45. И все-таки из громадного числа недостойных, позорных
44. Ответ на 38, Агафон:
В том числе и на высшем уровне. Сколько можно замалчивать страшную правду и делать вид, что всё в порядке. С этим связан и отток верующих из церкви.
Подумаю.
43. ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР С СЕРГЕЕМ БЕСФАМИЛЬНЫМ ИЗ НН
Жуть ! Водил на эти пляжи своих таких архиереев. Рвач жуткий. Поп с советских и постсоветских времен !
5) Россияне, особенно крестьяне, еще до 1917 года очень сильно ненавидели попов. Об этом говорят очень многие исторические источники. Я предлагал главреду Степанову напечатать эти источники, но он от ужаса испугался -- это же такой позор перед Богом !
42. Ответ на 41, Сергей из НН:
многие архиереи и священники ходят на службу как на простую требную работу, конечно, по расписанию. Что же плохого - по расписанию ходить на работу и добросовестно её выполнять? Разве должны «как попало» ходить?
За зарплату, самое главное. А кто без зарплаты – тот разве лучше служит?
Спроецируйте это на Вашу службу в милиции (тоже ведь служба).
Архиереи сейчас во время службы не отрываются земли, нет чудес, чтобы ангелы или белые голуби прилетали и сослужили им. Не летают и не поднимаются иконы. Иконы не брызжут кровавыми слезами как раньше Зачем архиерею летать – он что, пилот? А слишком усердно искать чудес и знамений тоже не дело – «род лукавый знамения ищет», сказано в Евангелии.
Я вот не понимаю – ходите Вы на службу, слушаете возгласы, молитвы и проповеди, приносите покаяние, принимаете Св. Причастие. И каким «третьим глазом» Вы видите, «кто за деньги, кто не за деньги», «для кого выше, а для кого не выше»? Домыслы всё, по большей части.
А я вот вижу, как отцы вкалывают, толком не имея ни выходных, ни отпусков. И не потому, что у них от этого «зарплата растёт» (если бы) – а по послушанию, по приказу, ибо служба.
не знаете, что митр. Алфеев служил в Храме Иконы "Всех скорбящих радость", до 2023 года. Этот храм находится не на Якиманке, как Вы пишите, а на БОЛЬШОЙ ОРДЫНКЕ.Да, тут Вы совершенно правы – я перепутал название. Именно на улице Большая Ордынка, я шёл по ней в организацию, куда был командирован, и по дороге побывал в 2 церквах, в том числе в обсуждаемой нами.
Сергей из НН – аноним.Сергей – моё имя. «НН» – Нижний Новгород, мой город.
ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР
1) Нет, Ваши все суждения мало напоминают реальную жизнь церковную, попов и архиереев.
2) Никогда на забуду ответ почтенного покойного уже попа, когда один ненормальный советский архиерей запретил его в служении, а ему надо было что-то есть и пить, и он наплевал на запрет этого басурманина и бабки тайно водили его совершать за денюжку требы --крестины на дому, отпевания на дому, соборования и т.д. Он так и говорил --я зарабатывал деньги !
3) Очень любил тоже знакомый мой с советских времен архимандрит,покойный, который настолько был стяжатель, что говорил --баксы --сейчас самое главное !
41. Ответ на 37, 39, 40, Владимир Николаев:
многие архиереи и священники ходят на службу как на простую требную работу, конечно, по расписанию. Что же плохого - по расписанию ходить на работу и добросовестно её выполнять? Разве должны «как попало» ходить?
За зарплату, самое главное. А кто без зарплаты – тот разве лучше служит?
Спроецируйте это на Вашу службу в милиции (тоже ведь служба).
Архиереи сейчас во время службы не отрываются земли, нет чудес, чтобы ангелы или белые голуби прилетали и сослужили им. Не летают и не поднимаются иконы. Иконы не брызжут кровавыми слезами как раньше Зачем архиерею летать – он что, пилот? А слишком усердно искать чудес и знамений тоже не дело – «род лукавый знамения ищет», сказано в Евангелии.
Я вот не понимаю – ходите Вы на службу, слушаете возгласы, молитвы и проповеди, приносите покаяние, принимаете Св. Причастие. И каким «третьим глазом» Вы видите, «кто за деньги, кто не за деньги», «для кого выше, а для кого не выше»? Домыслы всё, по большей части.
А я вот вижу, как отцы вкалывают, толком не имея ни выходных, ни отпусков. И не потому, что у них от этого «зарплата растёт» (если бы) – а по послушанию, по приказу, ибо служба.
не знаете, что митр. Алфеев служил в Храме Иконы "Всех скорбящих радость", до 2023 года. Этот храм находится не на Якиманке, как Вы пишите, а на БОЛЬШОЙ ОРДЫНКЕ.Да, тут Вы совершенно правы – я перепутал название. Именно на улице Большая Ордынка, я шёл по ней в организацию, куда был командирован, и по дороге побывал в 2 церквах, в том числе в обсуждаемой нами.
Сергей из НН – аноним.Сергей – моё имя. «НН» – Нижний Новгород, мой город.
40. Ответ на 35, Сергей из НН:
Продолжаем разговор !
3) Если Вам так кажется или мыслится, что я роняю авторитет в Ваших или иных глазах--пусть так Вам кажется или видится или мыслится ! Правда ?!
4) А кто Вы такой--аноним Сергей из НН ? Я лично всегда подписываюсь полным именем. Главред Степанов в своих комментах также пишет --Анатолий Степанов. Вы какие-то анонимы--непонятного какого рода и племени, а хотите чтобы в Ваших глазах ничего не ролнялось ?! Не знамо что !