На заседании Священного Синода 20 марта сразу три архиерея были сняты со своих должностей, три кафедры овдовели, как принято говорить: на покой были почислены епископ Ржевский и Торопецкий Адриан (Ульянов), епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков (Тисленко) и епископ Касимовский и Сасовский Василий (Данилов). И это не считая митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона (Кутового), которого отправили на покой по состоянию здоровья.
И если на Красноярскую кафедру сразу назначили архиерея (всё-таки митрополия, причём большая), им стал епископ Козельский и Людиновский Никита (Ананьев), то Ржевская и Касимовская кафедры будут пустовать, как впрочем и Козельская, откуда направили в Красноярск владыку Никиту. В далёкий Нарьян-Мар, как ни странно, архиерея нашли сразу, епархию возглавит игумен Софроний (Семёнов), клирик Норильской епархии.
На пенсию отправили ещё не старых архиереев. Епископу Адриану, например, 74 года, т.е., как минимум год ещё мог бы возглавлять епархию (согласно Устава РПЦ, архиерей должен подать прошение о почислении на покой в 75 лет, хотя нередко Св. Синод продлевает время служения, если позволяет здоровье владыки и за ним не водится каких-то «грешков»). Епископу Иакову 64 года, т.е. до «архиерейской пенсии» 11 лет, а владыке Василию и вовсе 46 лет, т.е. служить ещё и служить. Кстати, и митрополиту Пантелеимону ещё 69 лет. Но он болен, поэтому отправили его на пенсию обычным порядком – с выражением благодарности за понесённые труды.
Остальных троих сняли жёстко, без всяких благодарностей, а епископов Иакова и Василия ещё и отправили под архиерейский надзор в монастыри. О причинах увольнения из журналов Св. Синода можно понять только по епископу Адриану (Ульянову). Как следует из журнала заседаний, у епископа произошёл конфликт во Свято-Тихоновским женским монастырём г. Торопца (родина святителя Тихона), открытого в 2005 году, который он решил закрыть и преобразовать в приход, а монастырь – единственный в епархии. Синодалы укорили епископа за «неспособность в течение многих лет наладить монашескую жизнь в единственной епархиальной обители» и отметили «общую низкую активность Преосвященного епископа Адриана в устроении жизни Ржевской епархии».
А вот за что были уволены епископы Иаков и Василий из журналов синодальных заседаний – непонятно. По слухам, бывший Касимовский архиерей Василий (Данилов) имел какие-то финансово-имущественные проблемы с землёй, из-за чего у него произошёл конфликт со светской властью. Поскольку наказание епископу Иакову оказалось аналогичным, можно предположить, что и в его случае были какие-то финансовые проблемы.
В любом случае, по итогам заседания Св. Синода в Церкви появились четыре новые «вдовствующие кафедры» – Касимовская, Ржевская, Козельская. А ещё и Грозненская, поскольку Синод выделил из Махачкалинской епархии Грозненскую (Чечня и Ингушетия), которой пока будет управлять «в нагрузку» архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт (Курьянов), который, впрочем, родом из Грозного (кстати, владыка Феофилакт, в нагрузку, управляет еще и приходами в Туркмении).
А ведь одним из мотивов административной реформы Святейшего Патриарха Кирилла, которая выразилась в разделение крупных епархий на мелкие, объявлялось приближение архиереев к народу.
Впрочем, Синод заместил три пустовавшие до сих пор кафедры. На Кокшетаускую кафедру (Казахстан), которая была вакантной 2 месяца, назначен викарий Донецкой епархии архиепископ Новоазовский Варсонофий (Винниченко).
Видимо, Синод решил, что относительно молодому митрополиту Донецкому Владимиру (Самохину) викарий не нужен, сам справится. На вакантную кафедру Александровской епархии (Владимирская митрополия), которая пустовала 3 месяца, назначен викарий Владимирской епархии епископ Ковровский Стефан (Привалов). Владимирскую митрополию тоже недавно возглавил молодой архиерей, постоянный член Священного Синода, глава финхозуправления Патриархии митрополит Никандр (Пилишин), которому викарий не за надобностью. И только Феодосийскую епархию (Крымская митрополия) возглавит новый архиерей иеромонах Иларион (Карандеев), клирик этой епархии.
Как напоминает в связи с этим «Независимая газета»: «В последние годы отмечается тенденция отправлять на покой архиереев, не достигших пенсионного возраста… В 2020 году на пенсию был отправлен митрополит Иоанн (Рощин). На тот момент ему было 45 лет. В том же 2020-м на покой был определен 64-летний митрополит Игнатий (Пологрудов). В декабре 2023 года ряды пенсионеров пополнил 55-летний митрополит Леонид (Горбачев). Среди не достигших пенсионного возраста епископов на покое значатся Савватий (Перепелкин), Пармен (Щипелев), Никон (Миронов), Нектарий (Фролов), Каллиник (Чернышев), Иероним (Чернышов), Игнатий (Григорьев), архиепископ Ефрем (Просянок). Самая громкая отставка случилась в декабре 2024 года Тогда на пенсию был отправлен 58-летний митрополит Иларион (Алфеев)».
И ещё не всех архиереев вспомнила журналистка НГ, есть ещё те, кто теперь простые монахи или и вовсе миряне, кто лишён архиерейства за преступления и нравственные проступки, например, бывшие епископы Костомукшский Игнатий (Тарасов), Армавирский Игнатий (Бузин), Минусинский Игнатий (Пунин), Череповецкий Флавиан (Митрофанов), сбежавший в Великобританию.
Понятно, что Священный Синод почислил на покой архиереев не по прихоти, а из-за нарушения ими каких-то нравственных норм и правил архиерейской жизни, из-за того, что они дискредитируют Русскую Православную Церковь.
Но число пустующих кафедр становится всё больше. Возможно, в таких условиях Священноначалие решит сократить количество епархий, коль они всё равно пустуют...
Говорят, что чтимый Печорский старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своё время с горечью вздыхал и говорил, что ему жаль Святейшего Патриарха Алексия, которому неоткуда теперь брать архиереев. А это было в те времена, когда архиереев в Русской Церкви было, как минимум в три раза меньше. Что бы сказал старец Святейшему Патриарху Кириллу?!
Редакция Русской народной линии
22. Ответ на 11, Алекс:
Поэтому применительно к кафедре, лишенной своего епископа вследствие его самовольного ухода, низложения по суду, увольнения на покой по старости или болезни, а также перемещения законной церковной властью на другую кафедру, термин "вдовствующая кафедра" не употребляется. Таковая кафедра именуется вакантной, наименование "вакантная кафедра" может быть употреблено также и применительно к вдовствующей кафедре".https://drevo-info.ru/articles/13679774.htmlСомнительные рассуждения. Слово "вакантная" пришло в русский язык в 18-м веке из французского и как правило применялось в 18и19 веках к чиновничьей должности, а не к кафедре. В церковном обиходе это появилось скорее всего в 20-м веке.
Выходит, по меньшей мере до 18 века свободная кафедра никак не называлась, коль не было в русском языке слова "вакантный"? Этого быть не может.
Вдовствующая - это и по-русски звучит лучше, и точнее по смыслу. Увольнение архиерея и даже его перевод на другую кафедру - это вдовство, поскольку архиерей обручался со своей церковью. А если его сняли с кафедры за недостойное поведение, это равносильно тому, что он умер. Ну а переводы с кафедры на кафедру - новшество последних веков, к сожалению в последнее время ставшие практикой. В этом смысле Церковь как институт становится похожа на армию, где постоянная ротация командиров - норма. Но если для армии - это правильно, то Церковь все-таки институт иного рода.
21. Ответ на 10, Владимир Николаев:
Вообще-то конкретно Вас Редакция мало в чем поддерживает.
20. Ответ на 7, Алекс:
Напомню, святость это не человеческое определение. И даже не богочеловеческое. - Это дар Бога.
Знаю много того, что лучше бы и не знать о некоторых наших архиереях. И вместе с тем знаком с несколькими очень достойными владыками.
Не унывайте, дорогой Владимир. И других не смущайте. Проблемы эти всегда были и, наверное будут. И при этом наши всегда побеждали. И теперь победят! Ибо с нами Бог.
КАК ЭТО Я МОГУ КОГО-ТО СМУЩАТЬ ?! КТО Я ТАКОЙ ?! ОБЫКНОВЕННЫЙ ПРОСТОЙ МИРСКОЙ ЧЕЛОВЕК--А НЕ ПАТРИАРХ, НЕ АРХИЕРЕЙ, НЕ СВЯЩЕННИК ! СМУЩАТЬ НИКОГО НЕ МОГУ !
19. Ответ на 7, Алекс:
Напомню, святость это не человеческое определение. И даже не богочеловеческое. - Это дар Бога.
Знаю много того, что лучше бы и не знать о некоторых наших архиереях. И вместе с тем знаком с несколькими очень достойными владыками.
Не унывайте, дорогой Владимир. И других не смущайте. Проблемы эти всегда были и, наверное будут. И при этом наши всегда побеждали. И теперь победят! Ибо с нами Бог.
КТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ДАР БОГА, СВЯТОСТЬ ?! АРХИЕРЕИ И СОБОРЫ ! Я ПОСЫЛАЛ В КОМИССИЮ ПО КАНОНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЫ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОСЛАВИТЬ В ЛИКЕ ОБЩЕРОССИЙСКИХ СВЯТЫХ ПРЕПОДОБНОГО ОТЦА АНТОНИНА (КАПУСТИНА) ОСНОВАТЕЛЯ СВЯТОЙ РУССКОЙ ПАЛЕСТИНЫ. КУРГАНСКАЯ ЕПАРХИЯ, РОДИНА СТАРЦА АНТОНИНА ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ ПАТРИАРХА НАЧАЛА ИЗУЧАТЬ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОСЛАВЛЕНИЯ, НО ТОЛЬКО ПОКА В ЛИКЕ МЕСТНОЧТИМЫХ СВЯТЫХ-- ИЕРУСАЛИМСКИЙ ЭКУМЕНИЧЕСКИЙ ПАТРИАРХАТ, НА ТЕРРИТОРИИ КОТОРОГО ПОГРЕБЕН ВЕЛИКИЙ НАШ И МИРОВОЙ ПОДВИЖНИК ПРОТИВ ПРИЧИСЛЕНИЯ ЕГО К ОБЩЕМИРОВЫМ СВЯТЫМ. СТАРЕЙ АНТОНИН ОЧЕНЬ ХОРОШО ЗНАЛ ГРЕКОВ-МОШЕННИКОВ.
18. Ответ на 3, Сергей из НН:
А откуда у Вас уверенность, будто "сейчас нет святых архиереев" - не знаю.
Впрочем, помня Ваше недавнее высказывание, будто "нету сейчас евангельских пастырей" - скажу вам, что такими речами Вы роняете доверие к своим высказываниям и статьям очень сильно. И это при том, что у Вас хорошие статьи с жизнеописаниями подвижников, которые радостно читать.
У Вас "не евангельские пастыри" - они что, службы не служат? Или с амвона говорят не о Евангелии, а о политике и рыбалке? Вряд ли.
Думаю, что в наше время состав духовенства ничем не хуже, чем в царские века. И как и всегда, искренние люди преобладают среди священнослужителей всех трех степеней.
СЛУЖИТЬ-ТО ОНИ СЛУЖАТ --КАК ТРЕБЫ ИСПОЛНИТЕЛИ, ПО РАСПИСАНИЮ, УЧЕТЧИКИ. НЕ КАК ИОАНН КРОНШТАДСКИЙ ИЛИ СЕРАФИМ ТЯПОЧКИН ИЛИ ТАВРИОН БАТОЗСКИЙ
17. Ответ на 3, Сергей из НН:
А откуда у Вас уверенность, будто "сейчас нет святых архиереев" - не знаю.
Впрочем, помня Ваше недавнее высказывание, будто "нету сейчас евангельских пастырей" - скажу вам, что такими речами Вы роняете доверие к своим высказываниям и статьям очень сильно. И это при том, что у Вас хорошие статьи с жизнеописаниями подвижников, которые радостно читать.
У Вас "не евангельские пастыри" - они что, службы не служат? Или с амвона говорят не о Евангелии, а о политике и рыбалке? Вряд ли.
Думаю, что в наше время состав духовенства ничем не хуже, чем в царские века. И как и всегда, искренние люди преобладают среди священнослужителей всех трех степеней.
Я УВЕРЕН. ЧТО ВЫ И ДАЛЬШЕ БУДЕТЕ ЧИТАТЬ МОИ СТАТЬИ НА "РНЛ" , ЕСЛИ ИХ БУДУТ ПЕЧАТАТЬ -- ДОВЕРЯЕТЕ ЛИ ВЫ ИМ ИЛИ НЕТ ?!
16. Мой коммент в отличие от других
15. Ответ на 6, влдмр:
Да уже какой признак? Явь!!! 19.08.2024 объявлено о начале строительство Ковчега для спасения человечества воссозданного Христом. При Ное тоже сонма чудотворцев не наблюдалось. И ничего- спаслись!
вот и я пишу--что таких мирских "митрополитов" как Алфеев Илларион--ни в коем разе в РПЦ МП БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО ! А их-- больше, чем предостаточно !
14. Ответ на 5, Игорь Ал:
Старцы, святые при жизни очень нужны ! Что вы ! Как не нужен был старец Кирилл (Павлов), и его старцы--собратья Троице-Сергиевой Лавры ?! Вот это святые -- в монахах, в монастыре, более 60 лет ! Если не больше ! Хотя некоторые "старцы" -- да и раньше были такие --упаси Бог! Самый грамотно--элитный профессор МДАиС Осипов назвал их" бедой нашего времени, которой у нас больше, чем предостаточно"!
13. и снова авторам