Иконы – это проявление любви Божией к человеку

Неделя Торжества Православия

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
Время на чтение 10 минут
Фото: Из личного архива автора

Сегодня, в первый воскресный день Великого поста, Святая Православная Церковь совершает богослужение Торжества Православия. Этот праздник установлен Церковью в память о победе над ересью иконоборчества, которая ознаменовала собой победу над всякими ложными учениями. И евангельское чтение как раз свидетельствует эту истину. В нем говорится о призвании Нафанаила, а перед этим и Филиппа. 

Филипп был из одного города с Андреем и Петром. Мы знаем, что Андрей, брат Петра, именуется Первозванным, а апостол Петр – Первоверховным. Видимо, все они ожидали пришествия Мессии и поэтому, как только узнавали о Христе, сразу передавали друг другу радостное известие о том, что явился Спаситель мира. Так Господь по зернышку собирает Царство Небесное. Помните замечательное, переложенное в стихотворную форму песнопение о самарянке, когда она приходит к своим соотечественникам и говорит: «Придите, явился Христос!» Это известие о пришествии в мир Сына Божия действительно стало «радостию велию». 

И человеку, который стремится к истине, имеет любовь к Богу и к ближним, свойственно делиться радостью с другими, особенно радостью духовной. Поэтому Филипп бежит к Нафанаилу и говорит ему, что они обрели Мессию. Но в Писании сказано, что Спаситель должен родиться в Вифлееме. Поэтому Нафанаил сперва усомнился: …от Назарета может ли что добро быти? (Ин. 1:46) Но, как мы знаем, Господь воспитывался в Назарете, а родился Он в Вифлееме. Правда, об этом знали немногие. И Филипп сказал: …обретохом Иисуса, Сына Иосифова (Ин. 1:45). А ведь Иисус был Сын Божий, а не Иосифа. Да, родился Он от Приснодевы Марии, Матери Божией, но по Отцу Он был Сын Божий. 

Так что знание о Спасителе постигалось не сразу. Как сказал Симеон Богоприимец, се лежит Сей на падение и на восстание многим во Израиле, и в знамение пререкаемо (Лк. 2:34). Этот Младенец – предмет споров и пререканий, ибо человеческий ум не может постигнуть тайну воплощения Сына Божия. Потом на Вселенских Соборах постепенно раскрывалось это непостижимое соединение в Иисусе Христе Сына Божия и Сына Человеческого. Он Сам говорил о Себе: Сын Человеческий. И полнота истины явилась уже после утверждения догматов Православной веры. 

Даже в этом мире мы, постоянно стараясь проникнуть в то, что мы видим и с чем общаемся, все равно доходим когда-то до предела, за которым нам становится непонятно. Вот простой пример: из чего состоит видимый мир? Молекулы, атомы, дальше электроны, позитроны, элементарные частицы… Много всяких наименований. А сами они, в конце концов, из чего состоят? Поля? Что такое поля? Это все слова, а конкретно – что это такое? Наш ум устремляется все дальше и дальше в пространство. А где это «дальше»? А что дальше? Конец. А что за концом?

Оказывается, даже видимый мир как творение невидимого Творца до конца нам непонятен. Тем более Сам Творец. Где уж нам постигнуть полноту Божества, когда даже полнота Его творения – и то оказывается непостижимой для нашего ума. Как говорят, нельзя объять необъятное. Эта истина как раз и свидетельствуется нашей Православной верой. Торжество Православия есть полнота истины, которую может постигнуть человек. Как сказано в тропаре праздника Преображения, Господь показал ученикам славу Свою, «якоже можаху». То есть настолько, насколько они могли ее видеть. И мы ведь видим настолько, насколько можем. Даже наше физическое зрение имеет пределы – что-то мы видим, а дальше не видим. Поэтому вера и именуется именно верой, так как знание наше доходит до какого-то предела, а дальше можно только веровать.

Эту истину возвестил нам Сын Божий. Мы помним беседу с Никодимом. Я сказал вам о земном, и вы не верите; как поверите, если буду говорить вам о небесном? (Ин. 3:12) И это, кстати, тот вопрос, который часто подсознательно возникает у людей, когда они начинают размышлять, как и что. Размышлять-то можно, конечно, но в Евангелии сказано, что Господь отверзе им ум разумети писания (Лк. 24:45). Если Господь не отверзет ум, сам-то много не размыслишь. Но гордыня человеческая запинается на вере. А истина проста. Вся права разумевающым, и права обретающым разум – эти слова звучат в паремии. «Слова Мои ясны для разумного и справедливы для приобретших знание», – говорит Господь (Притч. 8:9). 

Именно эта вера и прославляется в сегодняшнем празднике. И догмат об иконопочитании, который был утвержден на VII Вселенском Соборе, есть символ воплощения Сына Божия. Ибо Невидимый стал видимым и осязаемым. И первым изображением, как мы знаем, был Первообраз Спасителя на убрусе – Спас Нерукотворный. По преданию, Господь умыл лицо, отер его убрусом (полотенцем), и на нем отпечатлелся Его Божественный Лик. А затем было изображение Матери Божией на столпе (Лиддская нерукотворная (на столпе) икона Божией Матери; празднование 25 марта и 9 июля). Потом уже изображения святых. Мы через иконы взираем на самих святых, которые на них изображены, и таким образом мы их видим и осязаем. Иначе мы бы их не увидели, так как они в Царстве Небесном. Так же, как и Господь явил Себя через воплощение. То же самое относится и к иконам, почему и «честь, святому образу воздаваемая, на Первообразная восходит». Так учит Церковь. Именно это есть проявление любви Божией к человеку. 

Когда мы кого-то любим, то желаем иметь его изображение. Сначала фотографий не было, существовали только картины, изображения, портреты. Потом появилась возможность изображать людей на фото, и тогда каждый пожелал иметь изображения своих родителей и вообще предков. Это уважение к образам предков есть свидетельство той же самой истины почитания святых икон. Мы имеем эти изображения, и это естественно. Нет в таком желании чего-то неправильного или непонятного.

К несчастью, враг восстает против икон, а не против фотографий. Больше того, какие только изображения люди не делают! Обклеивают свои стены всевозможными плакатами, рекламами, но это не смущает других. А когда видят икону, сразу вопрос: «Что это такое?» Как и крест. Что только на себя не навешивают! И бритвы, и «нефертити», и пауков, и не поймешь кого еще, и никто внимания не обращает. А когда видят крест на груди, сразу же вопросы. А потому что крест есть знамение Сына Божия, и враг «трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу Его» (стихиры воскресные на утрени, гл. 8-й). 

И тот факт, что именно против икон идет война, как раз и свидетельствует истину догмата их почитания. Смотрите, сколько икон было разрублено, сожжено! Кому они мешали? Почему эти изображения приводили людей в такое бешенство? Все вы знаете про «Зоино стояние», когда одна молодая особа стала танцевать с иконой Святителя Николая и застыла замертво. Ведь это факт недавнего времени. Или есть рассказ о том, как в богоборческие времена в Дивееве пытались вытащить крест из храма, чтобы покощунствовать. Но не могли пронести его, тогда стали обрубать ему перекладину, и когда ударили топором по руке Спасителя, потекла кровь. Еще жив свидетель этого надругательства, который видел этот крест.

Все это свидетельствует о том, что иконы и крест – действительно святыни и «на Первообразная восходят». Таких фактов много. Есть люди, которые, например, не могут терпеть присутствия икон. Они или переставляют их куда-то подальше, или совсем убирают. Иконы вызывают у них раздражение. Когда приходят в гости, то обычно не обращают внимания на стены, обклеенные какими-то вырезками из журналов, плакатами. Это никого не смущает. А когда видят иконы, то часто как-то съеживаются. Не все, конечно, слава Богу. 

И эту истину иконопочитания Господь дал нам для постоянного напоминания о том, что существует мир невидимый, духовный, и что против него идет война. Все очень просто. Когда люди разговаривают между собой, делая какие-то жесты, то они как-то этого не замечают, считают эти жесты само собой разумеющимися. Когда же человек начинает креститься, все поворачиваются и смотрят на него. Пожалуйста, можно это проверить. Вы перекреститесь где-нибудь в автобусе или в электричке, на вас сразу все обратят внимание, будут оборачиваться и на вас смотреть. Вот вам живой пример. Если с заткнутыми ушами ездят, или вставляют кольца в нос, или протыкают всякие члены своего тела и лица иголками с булавками – это мало кого волнует. А если что-то касается святыни, то почему-то сразу все замечают. Это ли не свидетельство истины духовной жизни?

Враг может изнутри озлобить человека, который даже и не видит, но чувствует молитву рядом находящегося. У нас за алтарем погребен монах Иоанн (в миру Афанасий) – алтарник, святой жизни человек. Он носил всегда в кармане четочки и по ним молился. И вот сидит он в электричке, молится про себя, тянет четочки, вид у него действительно смиренный. А напротив него сидел какой-то подвыпивший мужик, который не видел, что у монаха Иоанна четки и что он по ним молится. Но, видимо, почувствовал что-то – сидел-сидел, смотрел на него, потом плюнул и ушел. Не выдержал, понимаете? Его прямо разбирало. Это просто живой пример. 

Или вот еще был случай. Одна наша прихожанка приходит домой, а муж лежит пьяный вдрабадан. Она ушла в другую комнату и стала молча молиться Иисусовой молитвой. Полная тишина. Он орет из-за стенки: «Ты что там шепчешь?» А она ничего не произносит, про себя молится. Кажется, уж яснее некуда. Неужели непонятно?

И наоборот бывает – люди тянутся к вере. Я помню, встретились в нашем храме два человека. Работали они на одном предприятии, сидели в соседних комнатах. Как потом выяснилось, их столы стояли через стенку. Они оба молились, так вот Господь их в нашем храме и соединил. Вот такие удивительные живые примеры Промысла Божия. Видите, что такое молитва! И что такое нечисть, которая есть, и как она молитву чувствует.

Истина нашей веры свидетельствуется жизнью. Ни против кого, ни против чего так не восстают, как против Православной Церкви. Какой только ерундой ни занимаются, чем только ни увлекаются, а когда кто-то идет в церковь, то удивление – чего вдруг? Это как раз свидетельство того, что христианство – это жизнь. Христианство – не рассуждение о чем-то отвлеченном, а вполне конкретные вещи. Ради увлечений и развлечений, часто греховных, и встанут рано, и водой умоются, и не спят, и готовы на все, что угодно. Когда же надо идти в храм, то подняться невозможно. Ну это вы сами знаете. А на молитве глаза закрываются. На проповеди – смотрю – дремлют. Хорошо хоть, что у нас на богослужении принято стоять, лавок нет, поэтому только дремлют, упасть боятся. На лавках бы заснули. А когда начинаешь говорить проповедь, то обязательно враг отвлекает – или мужик в храм в шапке зайдет, или дети заорут, или микрофон начинает трещать. Причем трещать он начинает в определенный момент. 

Многие замечали, что во время телефонного разговора мобильник отключается именно тогда, когда что-нибудь хорошее надо сказать. Просто так часами болтают ни о чем, а по какому-нибудь нормальному делу не дозвонишься, абонент «не в сети», хотя этот абонент недалеко от тебя стоит. Проверено не один раз. Это все свидетельствует о том, что духовный мир реально существует. Вот эту истину нужно помнить.

Поэтому Торжество Православия напоминает нам о том, что нужно быть твердыми в своей вере, чтобы больше уже не поворачиваться. А то начинают еще куда-то смотреть. Иногда слышишь о людях – этого туда понесло, этого сюда. Куда еще идти-то? Сегодня нам как раз напоминалось в апостольском чтении про облежащь нас облак свидетелей. Мы имеем целый сонм свидетелей! О чем еще тут рассуждать? Мы что, умнее Михаила Васильевича Ломоносова, что ли? У нас Московский университет его имя носит. Он-то наизусть Псалтирь знал, а у нас часто ни одной молитвы не знают. А Александр Васильевич Суворов? Я уж не говорю про Александра Невского и множество других: Николай Иванович Пирогов, Дмитрий Иванович Менделеев – все они были верующие. А наши писатели? Федор Михайлович Достоевский, Александр Сергеевич Пушкин, Николай Васильевич Гоголь. Да множество известных людей во всех областях. А сколько было построено прекрасных храмов, монастырей, сколько икон написано! В этих иконах такая глубина! Их даже называют богословием в красках. Господь щедро наделил талантом тех, кто все это сотворил. Какая же красота была в этих душах! 

Я называл только светских людей. А есть еще множество прославленных Церковью в лике святых. В том числе и наш последний царь-мученик Николай II со своей семьей. Это были живые иконы. Какая красота в них! Даже в их фотографиях. И Господь явил Свою славу именно через этих людей, показывая таким образом, что во всяком народе возможна святость, – ведь царская семья была многонациональная. Но по духу она прежде всего православная. 

Вот почему Торжество Православия и празднуется на первой неделе Великого поста. Это дано всем для укрепления веры. Как говорил старец Николай Гурьянов, какие вы счастливые, что вы в истине. И одно из свидетельств истины нашей веры – Великий пост. Действительно, даже и плоть оживает, когда начинаешь поститься. Все сказанное говорит о том, что в Православной вере всему есть место: Церковный Устав помогает заботиться и о душе, и о теле. У нас начинают говорить: зачем в Православной вере так много запретов и трудностей? Но ведь трудность в любом деле дает особую ценность тому, ради чего трудятся.

Даже ребенок, который складывает пирамидки, если их разрушат, расстраивается. А как же тогда труды взрослых? Начали мы пост, уже одна неделя пролетела. Торопитесь, потому что только шесть недель осталось. Из них на следующей неделе во вторник память Сорока мучеников Севастийских – кстати, тоже очень поучительный пример. Затем третья неделя начнется. А там уже Крестопоклонная, а там Благовещение, а там пятая, Стояние Марии Египетской, а потом Похвала Пресвятой Богородицы, значит, потом шестая неделя. Тут уже совсем мало останется: Страстная неделя – и Пасха. Нам нужно стараться не упустить это время. Иначе – сколького мы лишим себя! Придется ведь год ждать. А какие богослужения, какое содержание, какая красота! Поэтому дай, Господи, чтобы нам не ослабевать в вере. Чтобы было у нас на этом пути постоянство, подвиг, а не какие-то рывки.

Священномученик Сергий Мечёв, один из подвижников благочестия, говорил: в миру – герои, а в христианстве – подвижники. Подвижничество – это постоянство в чем-то. Вот как раз постоянство-то и приходит через исполнение уставов Церкви. Необходимо постоянно, каждую субботу вечером быть в церкви. Утром в воскресенье – тоже в церкви. Причащаться Святых Христовых Таин. Когда праздники – тоже быть в церкви. Вот этот постоянный призыв к участию в богослужении и дает нам мирное устроение.

Как говорил один из наших мыслителей, мозг человека – как пылесос, засасывает все. И получается, что голова, как у Страшилы, набита опилками, и настоящих знаний там и нет. Потому что знание – это то, что делается на практике: человек осознает то, что он делает. А делать нужно то, чему учит Церковь, тогда и будем это знать. 

2016 г.

Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Серафим (Кречетов)
Первая ступенька воспитания воли. Неделя сыропустная
Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
01.03.2025
От нас зависит, спастись нам или погибнуть
Неделя мясопустная, о Страшном суде
23.02.2025
Воцерковляйтесь!
Вселенская родительская суббота
22.02.2025
Ценить опыт предыдущих поколений
Проповедь в неделю о блудном сыне
15.02.2025
Исполнять закон со смирением
Проповедь в неделю о мытаре и фарисее
10.02.2025
Все статьи Архимандрит Серафим (Кречетов)
Пастырская проповедь
«Мы видим, потому что Бог видит нас»
Слово в день памяти святой блаженной Матроны
08.03.2025
Иначе богослужение будет театром
Слово в первую субботу Великого поста
08.03.2025
Когда духовная жизнь теряет смысл
Евангелие субботы (Мк, 10 зач., 2, 23—3, 5)
08.03.2025
Как молиться Богу разумно
Слово после чтения Великого канона святого Андрея Критского в четверг
06.03.2025
«Заплаты отдираются, и дыры становятся все больше»
Человек страдает от многочисленных разладов в бытии и пробует залатывать старые дыры новыми заплатками – решать проблемы экологические, гигиенические, диетологические
06.03.2025
Все статьи темы
Великий пост
Торжество православия
Историческая канва и идейное содержание праздника
08.03.2025
Победа обусловлена покаянием
Мы вступили в Великий пост
07.03.2025
Бусинки памяти
Часть 4
07.03.2025
Торжество Православия
23 февраля/9 марта
07.03.2025
«Россия – страна глубоко религиозной традиции»
Именно Церковь сформировала духовные ценности нашего народа
07.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от Константин В.
02.03.2025 21:59
Предательство как оружие
Новый комментарий от Владимир С.М.
02.03.2025 20:36
В плане по колонизации Украины чётко прописано
Новый комментарий от Владимир С.М.
02.03.2025 17:30
Как примириться красным и белым патриотам?
Новый комментарий от Zakatov
02.03.2025 17:10
«Приходит новая эпоха – русской идеи»
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
02.03.2025 10:38
Трахтенберг померла. Нам это зачем?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
02.03.2025 09:27