В четверг, 27 февраля, в Москве состоялся XVII Внеочередной съезд Союза писателей России. Съезд стал важнейшим событием не только в литературной, но и в целом в общественной жизни страны. Дискуссии о его итогах продолжаются.
Своими впечатлениями и размышлениями с читателями «Русской народной линии» делится участник Съезда, член Союза писателей России, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Дмитриевич Степанов:
XVII-й съезд Союза писателей России состоялся. Главное решение принято. Впрочем, в писательской среде было заранее известно, чему будет посвящён Внеочередной съезд Союза, что будет избран новый председатель Союза писателей России. И даже было известно, кто именно будет избран. Так что новостью главное событие для писателей не стало.
Поэтому в целом на съезде всё прошло без заминок и неожиданностей, никто не выдвигал альтернативных кандидатов. Бывший министр культуры, а ныне советник Президента России, председатель Российского военно-исторического общества Владимир Ростиславович Мединский был избран почти единогласно новым главой Союза писателей России.
Логика, которой руководствовались делегаты съезда, избирая председателем СПР Владимира Мединского, понятна. Об этом хорошо сказал в своей речи в поддержку Мединского один из мэтров современной русской литературы Александр Андреевич Проханов. Писатель отметил, что сегодня государство возвращается во все сферы жизни общества, в том числе и сферу творчества, и вот дело дошло до литературы.
Думаю, именно так понимали и понимают случившееся не только собравшиеся в минувший четверг в Доме Пашкова делегаты и гости съезда, но и все мыслящие патриоты России: государство возвращается в сферу литературы.
Сам Владимир Мединский в своём слове на Съезде отметил, что государство сегодня выделяет немало средств на поддержку театра и кинематографа, а вот Союз писателей и писательское ремесло оказались заброшенными. Это в значительной степени и привело к маргинализации писательского сообщества – начали создаваться литературные группки и кланы, которые объединялись в основном вокруг премий, на которые продвигали только своих. Поэтому ничего государственного, полезного для государства в этом не было.
Конечно, среди этих разрозненных писательских группок, можно сказать, скалой высился Союз писателей России. Однако, как правило, его представители оказались на обочине, были обойдены вниманием чиновников от литературы, никаких премий не получали. Впрочем, и среди членов Союза нередкими были антигосударственные настроения, унаследованные из «лихих 90-х».
И вот дело сдвинулось с мёртвой точки: государство обратило внимание на писательский цех.
Почему именно сегодня? Думаю, в этом есть своя логика: в условиях противостояния с Западом государству понадобилась идеология. Впрочем, государство не может существовать без идеологии, особенно такое государство-цивилизация как Россия. Но осознание этого к государству пришло только во время СВО.
А идеология – это удел историков и писателей, т.е. людей, которые из пластов исторического прошлого извлекают смыслы и актуализируют их для целей современного развития, которые умеют облекать эти смыслы в образы и слова.
В этом контексте понятно решение Главы государства предложить именно Владимиру Мединскому возглавить Союз писателей России, ведь Мединский в одном лице – историк и писатель. И теперь он возглавляет две организации, которые находятся на передовой информационно-идеологической борьбы: Российское военно-историческое общество и Союз писателей России. В этом смысле кандидатура Мединского является наиболее подходящей, чтобы стать у кормила Союза писателей России.
Второй задачей Съезда, помимо избрания В.Р.Мединского главой СП России, стало фактическое объединение всех писательских организаций в единый Союз. Причём, был учтён опыт двухгодичной давности, когда была предпринята попытка объединения российских писателей и была создана Ассоциация писательских союзов, которую возглавил депутат Государственной Думы Сергей Шаргунов. Но эта Ассоциация фактически так и не заработала, не произошло никакого объединения писательских организаций. Впрочем, о нежизнеспособности создаваемой Ассоциации говорили сразу после создания структуры. Ныне принято решение восстановить единый Союз на базе самой мощной писательской структуры – Союза писателей России, включив в него литераторов из других писательских организаций.
Этот процесс начался уже на съезде, когда в состав правления Союза, состоящего из 50 человек, были избраны известные писатели и деятели литературы, формально не состоящие в составе СП России. И было предложено, таким образом считать их де-юре членами Союза.
Однако, все прекрасно понимают, что предстоит весьма сложная работа по восстановлению единства. Ведь после развала Советского Союза писательское сообщество оказалось, пожалуй, наиболее фрагментированным среди творческих союзов. Причём разделение проходило не только по групповым и клановым интересам, но и по линии идеологии.
Конечно, СВО сильно изменила климат в обществе, самые откровенные и оголтелые либералы-западники среди писателей сбежали из России, многих признали иноагентами и отодвинули от «государственной кормушки». И хотя литературное поле очистилось, но объединиться будет непросто, слишком много сказано в адрес друг друга, подозрительность никуда не исчезла. Остались старые обиды, которые, наверняка, будут давать о себе знать и продолжат оказывать негативное влияние на атмосферу внутри Союза.
На съезде были избраны секретари Союза (5 человек), Правление из 50 человек, Ревизионная комиссия и председатель Высшего творческого совета Союза. При голосовании В.Мединский, как опытный аппаратчик, двигался от простого к сложному. Сначала единогласно переизбрали Владимира Николаевича Крупина главой Высшего творческого совета. Затем в целом без возражений была избрана Ревизионная комиссия во главе с бывшим заместителем министра культуры, директором Института литературного наследия им. Д.С.Лихачева Владимиром Аристарховым. Не вызвал возражения и состав Секретариата из пяти человек: первый секретарь Владимир Мединский, ответственный секретарь (фактический заместитель) Николай Иванов, а также митрополит Тихон (Шевкунов), Никита Михалков и директор крупнейшего книгохранилища страны РГБ (в просторечии «Ленинки») Вадим Дуда.
А вот против Правления из 50 человек уже были голоса против, хотя и голосовался его состав списком. Оно и понятно. В составе Правления не оказалось многих членов бывшего состава Правления, с кем мы привыкли ассоциировать СП России – не нашлось места в Правлении ни Василию Дворцову, ни Геннадию Иванову, ни Сергею Котькало, ни Константину Скворцову, ни даже Станиславу Куняеву. Не говоря уже о руководителя региональных отделений Союза (пожалуй, от регионов только петербуржец Борис Орлов остался в составе Правления). А их места заняли те, кто не только не состоял членом Союза писателей России, но подвергался дружной критике руководством Союза в прежние времена. Например, писатели Захар Прилепин, Сергей Минаев, Алексей Варламов, режиссер Константин Богомолов, главред «Литературной газеты» Максим Замшев, журналистка Маргарита Симоньян, и.о. губернатора Курской области, журналист Александр Хинштейн и другие.
Впрочем, всё это понятно. Во времена Валерия Ганичева, который возглавлял Союз писателей России почти четверть века, в тяжёлые времена, когда государство не только не помогало Союзу, но порой (как было в 90-е годы) пыталось его если не ликвидировать, то максимально утеснить, в целях выживания и самосохранения был поднят статус региональных отделений. Многие их руководители, которые сумели выстроить отношения с региональной властью на местах и жили побогаче, чем центральное руководство, вошли в состав Правления. Был расширен состав секретариата до нескольких десятков, введён институт сопредседателей Союза. При Николае Иванове отношения с государством начали выстраиваться, но структура оставалась прежней.
Теперь же, когда государство возвращается в литературу, стоит другая задача – собрать воедино всех разбежавшихся по разным литобъединениям писателей. Думаю, именно поэтому в состав Правления избраны многие из тех, кто по разным причинам вышел из Союза, отошёл от его деятельности или вовсе и не состоял никогда в составе СП России. Кроме того, литературный процесс изменился, с развитием интернета появились новые формы творчества, например, программа Н.С.Михалкова «Бесогон» или З.Прилепина «Уроки русского» можно с полным правом назвать литературой. Причем, литературой хорошего качества. И число зрителей этих программ или страничек в сети исчисляется миллионами.
Конечно, можно согласиться с тем, что такой резкий отход от прежней практики избрания членов Правления сделан с явным перегибом, что вызвало недовольство, которое я ощущал в разговорах в кулуарах съезда. Будем надеяться, что этот перегиб каким-то образом будет устранён, тем паче, что руководить текущей работой Союза писателей России будет, очевидно, по прежнему Николай Фёдорович Иванов (четверо других секретарей Союза – люди, имеющие много других важных обязанностей). Возможно, сохранится в прежнем виде расширенный состав Секретариата (по крайней мере, на сайте Союза писателей России его состав опубликован в прежнем виде) и через эту структуру будут укрепляться связи с регионами.
Накануне Съезда и после его завершения в сети было немало критики и неприятия принятых решений, кто-то грозится выйти из состава Союза. Но всё-таки пока преобладает настрой на конструктивное сотрудничество с государством, на взаимодействие и дружную работу в интересах Отечества и русской культуры. Об этом говорил Николай Иванов, это звучало в выступлениях других участников Съезда. Да и в кулуарах высказывалась надежда на то, что, наконец, писатели России станут мощным сообществом, как бывало в старину.
Так случилось, что внеочередной съезд Союза писателей России, принявший историческое решение о возвращении писателей под длань государства, был семнадцатым по счёту. Как тут было не провести параллель с 17-м съездом ВКП(б) 1934 года, который был назван потом «съездом победителей»?! Кстати, через полгода после партийного съезда 17 августа – 1 сентября прошёл и Первый съезд Союза писателей СССР. Будем надеяться, что и XVII съезд Союза писателей России войдёт в историю России как съезд победный.
У портретов Валентина Распутина и Владимира Крупина с Валентиной Ефимовской и Владимиром Крупиным