«47-й президент США Дональд Трамп озабочен деградацией американской экономики. Одним из ярких проявлений этой деградации является гигантский дефицит торгового баланса США. Хронически дефицитным торговый баланс стал с середины 1970-х годов. Превышение импорта товаров над их экспортом покрывалось и до сих пор покрывается продукцией "печатного станка" ФРС США – долларами. Статус американского доллара как мировой валюты лишил Америку стимула к экономическому развитию. Происходила постепенная и всячески камуфлируемая официальным Вашингтоном деиндустриализация Америки при одновременном наращивании внешнего долга США», - пишет в статье «Торговый протекционизм Трампа может обернуться глобальной торговой войной» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры.
«Дональд Трамп, пожалуй, наиболее громко по сравнению со всеми предыдущими президентами признал факт экономической деградации Америки и сделал серию заявлений о том, как он будет спасать страну и проводить ее реиндустриализацию. Одно из ключевых направлений его программы – ликвидация громадного дефицита торгового баланса, который, как он несколько раз заявлял, свидетельствует о том, что Америка "субсидирует" остальной мир. На самом деле, конечно, все с точностью до наоборот: остальной мир субсидирует Америку, «кормит» ее в долг. Получая взамен поставленных товаров "долговые расписки", называемые долларами США», - подчеркнул экономист.
«Приведу некоторые цифры по торговому балансу США. В 2022 году был зафиксировано рекордное значение торгового дефицита – 948,1 млрд долларов при экспорте, равном 3.009,7 млрд долл., импорте – 3.957,8 млрд долл. В 2023 году дефицит уменьшился до 773,4 млрд долл. Только что опубликованы данные по итогам 2024 года: дефицит торгового баланса США увеличился на годовой основе на 17% и достиг 918,4 млрд долл. Месячные значения дефицита торгового баланса в 2024 году нарастали и достигли рекордной величины 98,4 млрд долл. в декабре. Это второй по величине месячный показатель после рекордного значения, зафиксированного в марте 2022 года», - пишет автор статьи.
«Трамп настроен решительно на снижение дефицита торгового баланса, рассчитывая, что поначалу он будет этого добиваться путем сокращения импорта, а позднее начнется и наращивание экспорта. Сокращение импорта будет обеспечиваться с помощью таможенных пошлин. Подход к использованию таможенного протекционизма у Трампа дифференцированный. Прежде всего, с учетом состояния баланса двухсторонней торговли. Кроме того, введение таможенных пошлин или угроза их введения могут быть использованы Вашингтоном в качестве универсального средства давления на торгового партнера. Т. е. могут преследовать цель вынудить торгового партнера принять те или иные действия, не относящиеся к торговле», - добавил он.
«С точки зрения состояния баланса двусторонней торговли главной целью таможенного протекционизма Вашингтона является, конечно, Китай. Рассмотрим статистику дефицита торгового баланса США по итогам 2023 года в разрезе торговых партнеров. Из общего дефицита, равного 773,4 млрд долл., основная часть пришлась на торговлю с Китаем – 279,1 млрд долл., или 36%. Для справки приведу следующие за Китаем страны по их вкладу в создание торгового дефицита США (млрд долл.): Мексика – 152,5; Вьетнам – 104,6; Германия – 82,6; Япония – 71,5; Ирландия – 65,5; Канада – 64,2; Южная Корея – 51,1; Тайвань – 47,8. Именно названные страны являются главными целями анонсированной Трампом политики торгового протекционизма. На первом месте в этом списке стоит Китай», - говорится в статье.
«Уже есть данные о балансе торговли США и Китая по итогам 2024 года. Экспорт США в Китай составил 163,6 млрд долл., импорт из Китая – 524,7 млрд долл., сальдо (дефицит) – 361,1 млрд долл. За год отрицательное сальдо американо-китайской торговли для США увеличилось на 83 млрд долл., или на 29,4%. На Китай в 2024 году пришлось почти 2/5 (39,3%) общего торгового дефицита США! Уверен, что у Трампа на столе лежат эти статистические данные, которые наверняка еще больше его убеждают, что главной целью протекционистской политики Белого дома должен стать Китай. За десять лет до этого, в 2014 году, дефицит торговли США с Китаем равнялся 345 млрд долл. Трамп еще в январе 2017 года, начав свой первый президентский срок, объявил о том, что начинает наводить порядок в американо-китайской торговле. Но никаких зримых успехов достигнуто не было. Даже несмотря на то, что он тогда обложил таможенными пошлинами в нарушение правил Всемирной торговой организации (ВТО) примерно пятую часть импорта китайских товаров. Пока мы видим "бег на месте"», - подчеркивается в публикации.
«Интересно посмотреть на торговлю двух стран со стороны Китая. США для Поднебесной еще с прошлого века являются главным торговым партнером по величине товарооборота и экспорта. В 1995 году экспорт Китая в США равнялся 45,7 млрд долл., что составило 20% всего китайского экспорта. В начале нынешнего столетия значимость американского рынка для китайских экспортеров еще более выросла. Так, в 2002 году на США пришлось 25,8% всего китайского экспорта. В последующие годы она несколько снизилась – примерно до 20%, и на этом уровне держалась до 2018 года. После этого доля США стала опускаться – видимо, под действием начавшихся протекционистских акций Вашингтона. В 2024 году эта доля составила 14,6%. Китайские экспортеры старались уйти от сильной зависимости от американского рынка, понимая, что антикитайский протекционизм может усилиться. Особенно в случае возвращения Трампа в Белый дом. В последние годы опережающими темпами рос экспорт Китая во Вьетнам, ряд европейских стран, Россию. Впрочем, в прошлом году ускоренно рос китайский экспорт и в США. Что, видимо, было обусловлено ожиданиями возвращения Трампа в Белый дом. Китайские экспортеры стремились успеть протолкнуть максимальное количество своих товаров на американский рынок до повышения пошлин. Кстати, и американские импортеры также спешили, понимая, что скоро время дешевых китайских товаров может закончиться, поэтому надо успеть сделать их запасы», - сказано в статье.
2В прошлом году общая экспортная экспансия Китая была очень энергичной. По итогам 2024 года был зафиксирован рекордный профицит торгового баланса Поднебесной – почти один триллион (точная цифра – 992 млрд долл.). На торговлю с США пришлось 36,4% общего профицита внешней торговли Поднебесной. Наверное, больше такого счастья Поднебесной не видать», - заметил Катасонов.
«Считается, что с 2018 года США стали вести торговую войну против Китая. И что в период президентства Джо Байден была приостановка войны. Это не совсем так. Во-первых, администрация Джо Байдена не отменяла принятых при Трампе пошлин против китайских товаров. Во-вторых, добавила кое-что и своего. В мае 2024 года она объявила о поэтапном повышении пошлин на импорт ряда китайских товаров в течение трёх лет (на электромобили, солнечные батареи, сталь, алюминий, компьютерные чипы). Кое-что успели ввести до ухода Байдена из Белого дома. Правда, многие восприняли решение Байдена как акцию в рамках предвыборной президентской кампании», - продолжил он.
«Трамп ещё до своего вселения в Белый дом грозил введением импортных пошлин на все товары и для всех стран без исключения. В том числе даже на товары из Европы. В начале февраля он объявил о введении импортных пошлин на товары из Канады, Мексики и Китая. Для мексиканских и канадских товаров размер пошлины составит 25%, а китайских товаров — 10%. 10 февраля Трамп ввёл пошлины в размере 25% на импорт стали и алюминия из всех стран, включая европейские», - пишет аналитик.
«Что касается Мексики и Канады, то анонсированные против них пошлины преследуют не только цели наведения порядка в двусторонней торговле; она также являются инструментом давления на соседей. Трамп намекал, что может отменить эти пошлины, если Канада и особенно Мексика наведут порядок на границе с США и перекроют потоки нелегальных мигрантов и наркотиков. Впрочем, пошлины в отношении товаров из Мексики и Канады также преследуют цель сдерживания их товарного экспорта в США. Отмечу, что не Китай занимает первое место среди иностранных поставщиков товаров на американский рынок. В 2023 году на первом месте по экспорту в США была Мексика – 475,2 млрд долл. Китайский экспорт в США был на втором месте, он равнялся 426,9 млрд долл. А третье место было за Канадой – 418,6 млрд долл. Четвертое место с большим отставанием от названной "тройки" занимала Япония – 147,2 млрд долл.», - подчеркнул он.
«Буквально на следующий день после анонсирования своего указа о пошлинах Трамп заявил, что введение пошлин против товаров из Канады и Мексики приостанавливается на месяц. Наблюдатели объясняют такую приостановку тем, что Вашингтон ведет переговоры с соседними государствами и дальнейшая судьба пошлин зависит от исхода переговоров. А также от того, насколько эффективно будут действовать соседи в плане перекрытия трансграничных потоков нелегальных мигрантов и наркотиков. Но в любом случае трудно рассчитывать, что Вашингтон вообще отменит пошлины для Мексики и Канады. Может лишь уменьшить ставку», - заметил эксперт.
По его словам, в отношении товаров из Китая приостановки действия указа по пошлинам не было. Более того, Трамп 14 февраля сообщил журналистам в Белом доме: «Я ввёл очень существенные пошлины против Китая на 600 млрд долларов. Ни один другой президент не вводил столько». Как всегда, Трамп маленько приукрасил свою роль в истории. Он не мог ввести пошлин на такую сумму. Ведь только что сообщили, что по итогам 2024 года китайский экспорт в США составил 524,7 млрд долл. А рекордная величина китайского экспорта в США была в 2022 году – 563 млрд долл. Но такие «неточности» в заявлениях Трампа не главное. Главное – что столь беспрецедентная акция антикитайского протекционизма скоро уже вернется «бумерангом» в Америку. «Во-первых, ожидается рост цен на внутреннем рынке в результате удорожания китайских товаров или их замены другими, более дорогими товарами американского производства. Во-вторых, снизится международная конкурентоспособность тех товаров американского производства, которые используют комплектующие китайского происхождения. В-третьих, неизбежны встречные протекционистские акции со стороны Китая», - подчеркнул экономист.
«Пекин не заставил себя ждать. Он уже ввел ответные пошлины на импортируемые из США уголь, сжиженный природный газ, нефть, сельхозтехнику и некоторые автомобили. Кроме того, Китай обещал ограничить экспорт вольфрама в США (на КНР приходится более 80 процентов мировых поставок вольфрама; до сих пор более четверти американского импорта вольфрама осуществлялось из Китая)», - говорится в статье.
«Кстати, грань между традиционными протекционистскими мерами и экономическими санкциями достаточно условная. Еще в период первого президентства Трамп применял уже некоторые санкции против Поднебесной. Так, в августе 2019 года Министерство финансов США обвинило Китай в валютных манипуляциях (занижении курса юаня)», - пишет эксперт.
По его словам, на этом основании Китай был исключен из списка участников государственных закупок США (правда, в следующем году Поднебесная была исключена из списка «валютных манипуляторов»). Также в свой первый срок пребывания в Белом доме Трамп подписал указ, запрещающий китайским инвесторам участвовать в капитале американских компаний ряда отраслей, имеющих стратегическое значение. Одновременно были введены запреты для американских инвесторов приобретать акции китайских компаний, связанных с вооруженными силами Поднебесной. Кстати, пишет Катасонов, антикитайские санкции вводились и при президенте Джо Байдене. Например, санкции против китайской полупроводниковой промышленности. Были вторичные санкции против китайских компаний, нарушавших антироссийские санкции. В прошлом году была серия «ответок» Пекина. «Так, в мае 2024 года Китай принял решение ввести санкции против 12 военно-промышленных компаний США и 10 их топ-менеджеров за продажу оружия Тайваню и в качестве ответной меры на санкции Вашингтона против китайских предприятий, сотрудничающих в Россией в обход антироссийских санкций», - говорится в статье.
«Большинство экспертов сходятся во мнении, что торговая война Америки против Китая, начатая Трампом в 2018 году, в этом году возобновится в гораздо более острой форме. Кстати, в своих протекционистских "ответках" Вашингтону Пекин не одинок. Премьер-министр Канады Джастин Трюдо объявил о введении 25%-ной пошлины на товары США стоимостью 155 миллиардов долларов. Также не заставила себя ждать и Мексика. 2 февраля 2025 года президент Мексики Клаудия Шейнбаум в ответ на указ Трампа о пошлинах поручила министру экономики Марсело Эбрарду задействовать "тарифные и нетарифные меры" для защиты интересов страны. Большинство экспертов сходятся во мнении, что указ Трампа о введении импортных пошлин может спровоцировать глобальную торговую войну. А как показывает мировой опыт, в отличие от обычных войн в торговых войнах победителей не бывает. Америка победителем точно не будет», - заключил Валентин Катасонов.