Тарханов Григорий Иванович – первый заместитель председателя СБНТ (Союз борьбы за народную трезвость, sbnt.ru), организационная работа и связь с региональными отделениями СБНТ (РО), взаимодействие с общероссийскими общественными организациями, издательская деятельность.
Когда и от кого вы впервые услышали (узнали) о трезвости и трезвом движении?
10 марта 1985 года мой заместитель, а работал я тогда начальником отдела Контейнерного завода, объединения «Абаканвагонмаш», сообщил мне, что он, будучи 8 марта в гостях у родственников, прослушал лекцию какого-то ученого из Новосибирского Академгородка, в которой раскрывается правда о пьянстве. Я, хоть и был в то время пьющим, как-то внутренне осознавал, что с пьянством у нас в стране творится что-то неладное. Потому заинтересовался этой информацией и стал искать лекцию. Вскоре нашел запись лекции Владимира Георгиевича Жданова «Правда и ложь об алкоголе». Прослушав ее ночью с карандашом в руках, делая записи некоторых цифр и фактов, наутро я проснулся трезвенником. Придя на работу, собрал своих сотрудников, покаялся перед ними, что не только сам пил, но и их в какой-то мере к этому подвигал. Довел до них и полученную из лекции информацию. Разошлась она и по заводу, так как я при случае рассказывал ее друзьям и просто сослуживцам. По-разному отнеслись к ней. Кто-то с доверием воспринял ее, а кто-то говорил – «свихнулся» Тарханов на какой-то трезвости. Ну а с выходом антиалкогольного Постановления 85-го года уже руководство поручило мне создать в объединении клуб трезвости. А городской клуб трезвости, возглавляемый Е.Г. Батраковым, к тому времени уже существовал. Естественно, и я вошел в него. Все это послужило началом моего участия в трезвенническом движении.
В 1988 году, вместе с клубом, участвовал в учредительном съезде Союза борьбы за народную трезвость. А в конце 1989 года оставил работу на заводе и перешёл, можно сказать, на профессиональную деятельность на ниве трезвости. Создал и 6 лет возглавлял оздоровительный центр по избавлению от алкоголя и табака, а позже и от других вредных привычек. Работало в центре до 23 преподавателей по методу Шичко, и работали мы по всей Сибири от Братска до Омска. Но в 1996 году власти с помощью налоговой службы задушили наш центр. Об этом, конечно, не интервью давать, а впору книгу писать.
Когда вы познакомились с академиком Федором Григорьевичем Угловым? Расскажите про ваш личный опыт общения с ним.
Впервые увидел я Федора Григорьевича на том самом учредительном съезде. Но общаться с ним или хотя бы близко познакомиться тогда не удалось, останавливались мы в Академгородке в разных местах. Потом, будучи в командировке в Москве, мне довелось быть на лекции Ф.Г. Углова в ДК Горбунова. Там, кстати, меня новосибирский соратник познакомил с В.Г. Ждановым, но с Угловым и тогда познакомиться не удалось.
И только на слете на озере Тургояк в 1990 году, где Федор Григорьевич был с супругой Эмилией Викторовной и сыном, тогда еще подростком, Григорием, слушал его уже вблизи и немного общался лично. Потом была встреча на пятилетнем юбилее клуба трезвости в Первоуральске. А году в 91-м или 92-м, когда Федор Григорьевич останавливался в гостинице в Москве, я был у него в гостях. И тогда мы общались довольно долго, обсуждая планы деятельности трезвеннического движения и перспективы восстановления трезвости в стране.
Потом я не раз встречался с Угловым на съездах в Ленинграде, в том числе и на его 100-летнем юбилее.
Теория психологического программирования была предложена советским физиологом Г.А. Шичко в 80-е годы прошлого века. Расскажите про ваш опыт изучения, преподавания и организации работы по методу Геннадия Шичко (гортоновика). Если были знакомы лично – расскажите подробнее.
О методе Шичко я узнал на одном из съездов СБНТ от Н.В. Январского. Тогда же, после съезда, В.Г. Жданов организовал курс по освоению этого метода, где Николай Владимирович обучил и воодушевил многих соратников использовать метод Шичко в деле отрезвления страны. Мне не удалось быть на тех курсах, но мы несколько раз приглашали в Абакан проводить такие курсы Жданова. Это и повлекло меня тоже освоить метод. При поддержке В.А. Михайлова, одного из первых продолжателей дела Шичко, я начал на практике осваивать метод Шичко. Провел я лишь четыре немногочисленные группы. Были неплохие результаты, но О.В. Ишмаев, соучредитель нашего оздоровительного центра «Витас», работавший ранее со мной на одном заводе, буквально потребовал от меня не вести самому курсы, а использовать те организационные способности, какие были наработаны еще на заводе. Вести курсы найдется кому, заявил он. И, как оказалось, был прав. Как я уже говорил, деятельность нашего центра расширилась значительно и по количеству преподавателей курсов, и по территории деятельности. Конечно, в одиночку я не смог бы этого сделать. К слову сказать, под крышей нашего «Витаса» работали какое-то время выдающиеся деятели трезвеннического движения и талантливые преподаватели по методу Шичко, такие как В.Г. Жданов, Е.М. Малышев, Г.В. Рейш, Г.Н. Лепилина. Сотрудничали мы на договорной основе и с А.А. Байкаловым, и со С.И. Троицкой, и с другими преподавателями. Не могу я здесь не упомянуть и возросших в нашем центре до серьезных высот преподавателей по методу Шичко О.В. Ишмаева, С.А. Арефьева и еще полтора десятка преподавателей, подготовленных нами и работавших по нескольку лет в нашей организации.
Расскажите про ваше знакомство и опыт работы с известным трезвенником – Владимиром Георгиевичем Ждановым (российский общественный деятель, председатель «Союза борьбы за народную трезвость» – СБНТ).
Частично я уже рассказал. После принудительной ликвидации «Витаса» я, в одночасье став безработным, несколько лет был неофициальным организатором курсов В.Г. Жданова и многих других, также вынужденно ставших индивидуальными предпринимателями. Продолжилось мое сотрудничество с Владимиром Георгиевичем и в Союзе борьбы за народную трезвость. На третьем съезде СБНТ я был избран в руководящий орган Союза, а на съезде в 1996 году, проходившем во время слета на Тургояке в городе Миасс, я был избран вторым заместителем председателя СБНТ. Естественно, плотно сотрудничал со Ждановым на всех трезвеннических мероприятиях.
В 1992 году по настоянию Владимира Георгиевича, еще при действующем «Витасе», была создана как орган СБНТ газета «Соратник». Ее редактором короткое время был Е.Г. Батраков, потом несколько лет З.А. Павина. А с созданием Всероссийского православного братства «Трезвение» и его одноименной газеты Зоя Александровна, став ее редактором, не смогла продолжать вести одновременно и «Соратник». Не найдя ей подходящей замены, я, инженер-сварщик по профессии, вынужден был взяться за редакторское дело. В 2001-м году мы создали приложение к «Соратнику» газету «Подспорье» и молодежную газету «Мы молодые», которую позже взяли под свое крыло ребята из «Челябинска трезвого», и редактировала тогда ее какое-то время Катя Столбова, ныне ответственный секретарь СБНТ Е.П. Жирякова. Все это происходило, конечно, при участии, моральной и финансовой поддержке Владимира Георгиевича Жданова. Как тут не сотрудничать?
Расскажите про ваше знакомство и опыт работы с основателем и президентом Международной академии трезвости (МАТр) Александром Николаевичем Маюровым.
Об А.Н. Маюрове, его деятельности я слышал и читал раньше, но познакомился с ним на съезде СБНТ в Ленинграде, приуроченном к 90-летию Ф.Г. Углова, в 1994 году. Тогда Александр Николаевич настойчиво предлагал создать политическую партию трезвости. Народ это предложение не поддержал, а может, и зря. В то время, думаю, можно еще было зарегистрировать такую партию. В 2000-е сделать это уже не удалось никак.
После создания Маюровым в 2002-м году Международной академии трезвости (МАТр) я активно сотрудничал с этой организацией, не раз был на их форумах, публиковал в газете многие материалы МАТр. С Александром Николаевичем у нас были нормальные деловые отношения. К сожалению, были в этих отношениях и периоды охлаждения, и даже конфликты. Однако вклад А.Н. Маюрова в трезвенническое движение огромен и неоценим. Его неожиданный и безвременный уход из жизни стал большой потерей для всего трезвеннического движения. Будем помнить только его большие, добрые и полезные дела. Вечная память р. Б. Александру.
С новым руководством МАТр я стараюсь наладить деловое сотрудничество, что в какой-то мере удается. Но организация пока находится в некоторым раздрае, нет у нее сил вести тот непосильный воз дел, какой удавался А.Н. Маюрову.
Расскажите про ваше знакомство и опыт работы с Валерием Ивановичем Мелехиным – екатеринбургским хирургом-травматологом, лидером партии Сухого закона России.
С В.И. Мелехиным я познакомился на одном из первых слетев на Тургояке, куда он пришел с сыном Ярославом на загривке. Сотрудничали мы с ним, с создаваемой им партией Сухого закона России долгие годы. И сейчас это сотрудничество продолжается.
Расскажите про ваше знакомство и опыт работы с Владимиром Александровичем Дружининым, основателем Благотворительного Фонда Трезвости им. Геннадия Шичко (в настоящее время переименован в РОБО «Трезвое поколение Урала»), оказывающим бесплатную помощь по освобождению от алкоголизма, курения, наркомании.
С В.А. Дружининым мы также знакомы с незапамятных времен, с первых слетев на Тургояке в начале 90-х. Сотрудничаем, но личного знакомства с создаваемыми и часто реорганизовываемыми им центрами по избавлению от зависимостей и реабилитации я не имел. Одно время Владимир Александрович рекомендовал и мне создать подобный центр, но для меня это предложение было не приемлемо, достаточно и других дел в трезвенническом движении, а эту я не считаю основной. В какой-то мере поддерживаем информационно деятельность центров Дружинина, а теперь и его учеников К.Г. Лотенкова и Е.А. Черных.
Расскажите про ваше знакомство и опыт работы с Владимиром Анваровичем Фахреевым, известным лектором-трезвенником.
С Владимиром Анваровичем мы встретились в 2006 году на съезде СБНТ в Анашах, в Удмуртии. Оказавшись совместно на Рождественской службе, что было нелегко сделать в тех условиях, мы познакомились и как православные христиане и трезвенники нашли много общего в наших взглядах. С тех пор поддерживаем близкие, дружеские отношения, но встречаемся крайне редко на каких-нибудь слетах или собраниях. Поддерживаем и деловое сотрудничество, но Владимир не часто обращается за помощью в газету. У него, как одного из самых талантливых и ярких пропагандистов трезвости и руководителей курсов Шичко, и без того много сторонников по всей России, так что в какой-то дополнительной рекламе своей деятельности он не нуждается.
Расскажите про трезвые газеты («Соратник», «Подспорье», «Трезвение»): когда и как они появились, какие были трудности и заботы и какая ситуация сейчас, как подписаться …
Про газеты я в общем-то уже рассказал. Добавлю, выживать им в последние годы стало крайне трудно. Тираж основной из них, «Соратника», снизился с 5,5 тысяч в 2008-м до 1200 экземпляров. «Подспорье» держится пока на 500 экземплярах, а «Трезвение» – около 2 тысяч. Все больше людей, особенно молодежь, переходят на электронные носители информации через интернет. Учитывая это, мы уже лет десять, как наладили рассылку электронных версий газет. Там рассылаю газеты на более 1100 адресов, но тоже далеко не от всех есть подтверждение их получения. Выставляются электронные версии всех газет и на нашем сайте. А расходы на издание и рассылку печатных газет добровольными взносами «подписчиков» далеко не покрываются. Если бы не несколько спонсоров-благотворителей, прежде всего, Жданова В.Г., газеты давно бы уже перестали существовать по финансовой несостоятельности.
Расскажите про организационную работу и связь с региональными отделениями СБНТ, про взаимодействие с общероссийскими общественными организациями.
Связь с региональными отделениями по обязанностям должны осуществлять члены Правления СБНТ, за каждым из которых закреплены Федеральные округа. Но пока это плохо получается и в силу того, что после обновления в сентябре прошлого года состава Правления и новички еще не вошли в роль, и в силу того, что последние годы очень многие отказались пользоваться электронной почтой, и связь с руководителями региональных отделений (РО) зачастую просто невозможно установить. Да и что греха таить, многие соратники из руководителей РО в силу возраста и других причин попросту отошли от активных действий в трезвенническом движении. Конечно, и я участвую в налаживании и поддержании связей с регионами, но с каждым годом сил и времени для этого остается все меньше.
Сотрудничество со священнослужителями Русской Православной Церкви, благословения...
Сотрудничество с РПЦ, как с организацией, в последние годы я не веду. С отдельными священниками, прежде всего, возглавляющими или окормляющими братства трезвости при приходах, поддерживаю отношения. В свое время, в начале 2000-х годов, я был руководителем оргкомитета по возрождению Православного братства трезвения. Приходилось тогда обращаться за благословением на создание братства и к Патриарху, и к другим иерархам Церкви. После создания Всероссийского братства трезвения руководство им перешло к избранному председателю, первоначально В.А. Михайлову, и совету братства, и я постепенно отошел от участия в его деятельности. Хотя газету «Трезвение», печатный орган братства, создавали мы с З.А. Павиной по благословению нашего архиепископа Ионофана. Он же не просто благословлял, но и внимательно знакомился с каждым номером газеты порядка 10 лет. Благо, что сами православные трезвенники на местах выписывают газету, некоторые и до 100 экземпляров на свое братство, подпитывают ее информацией и поддерживают финансово. Тираж «Трезвения» сейчас, как уже говорил, около 2 тысяч экземпляров и почти в два раза превышает тираж «Соратника», хотя в свое время было прямо наоборот.
Сотрудничество с медицинскими учреждениями, психологами.
Какого-то постоянного сотрудничества с медицинскими учреждениями, психологами и другими врачами я лично не веду, за исключением тех немногих врачей, в том числе и наркологов, которые входят в трезвенническое движение.
Сотрудничаете ли вы с общественной организацией «Общее дело»?
Вы знаете, конечно, что В.Г. Жданов очень плодотворно сотрудничал с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), ныне он – митрополит Симферопольский и Крымский. Благодаря высокому авторитету о. Тихона в РПЦ и наличию в его распоряжении православной киностудии, а также богатому информационному багажу по алкогольной проблеме Владимира Георгиевича, удалось создать несколько документальных антиалкогольных фильмов и пару десятков рекламно-агитационных роликов такой же направленности. Но главное, удалось их не только создать, но и добиться в рамках специального проекта «Общее дело» показа их на Первом канале телевидения, что явилось мощнейшим ударом по алкогольному бизнесу. Но этот преступный бизнес не сдался. Благодаря проалкогольному лобби в разных властных структурах и несметным средствам алкомафии, буквально через два месяца проект «Общее дело» был закрыт. Правда, какое-то время региональные и местные телеканалы, под настойчивым давлением наших соратников, демонстрировали эти фильмы и ролики, но никакого сравнения с демонстрацией их на Первом канале это не имело. Но главное, что этот проект послужил толчком к созданию молодыми патриотами нашей страны Общероссийской общественной организации поддержки президентских инициатив в области здоровьесбережения нации «Общее дело». Энтузиасты этого дела не только развернули активную просветительскую и профилактическую деятельность почти во всех регионах России, но и создали одобренное высшими медицинскими и образовательными органами методическое пособие, с помощью которого удается осуществлять эту деятельность в образовательных учреждениях, куда до этого трезвенникам пробиться было практически невозможно. А очень важно, что они создали свою видеостудию и отсняли уже десятки, если не сотни, видеофильмов и даже мультиков для детей, в которых ярко, доходчиво и убедительно раскрывается правда о спаивании и «скуривании» народа и показывается преимущество трезвой здоровой жизни. В последние годы они снимают также видеофильмы на тему различных нравственных аспектов, проводят обучающие вебинары. Сейчас трудно себе представить соратников из любой трезвеннической организации, проводящих лекцию, курс или семинар без использования видеоматериалов «Общего дела».
Требование и одобрение запрета на алкоголь/табак со стороны народа в прошлом веке и сейчас по вашему личному опыту...
В 1986 году, когда по все стране наши соратники собирали подписи за введение в стране сухого закона к 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции, мы в Абакане за короткий срок собрали несколько тысяч подписей. Причем подписывали не только люди вполне благополучные в отношениях с алкоголем, но и весьма серьёзно зависимые от него. Последние даже легче, без лишних убеждений, так как на своей «шкуре» испытали пагубность своего пристрастия к алкоголю. Сейчас я не знаю, проводятся ли кем опросы на тему введения сухого закона. Но вот В.Г. Жданов рассказывал, что когда на одном из центральных каналов телевидения проводился так называемый ринг между трезвенниками и «культуропитейщиками», а в эфире было объявлено голосование о введении сухого закона, то результаты оказались неожиданными не только для организаторов этого шоу, но даже и для самих трезвенников. Во всех регионах страны зрители с подавляющим большинством проголосовали за введение сухого закона, вплоть до 80% в некоторых регионах. Думаю, что и нам надо как-то проводить такие опросы. Это не только позволит выяснить мнение народа, но и заставит многих, кто не испытывал на себе каких-то зримых последствий своего употребления алкоголя, задуматься над проблемой спаивания,
В каких храмах, монастырях чаще всего бываете?
В Абакане сейчас на 170 тысяч жителей 9 действующих православных храмов, из них три с ежедневным богослужением. Мы с супругой, иногда и с внуками стараемся каждое воскресение и по Великим праздникам быть на службе. Чаще всего в храме Святителей Московских, реже в церкви Серафима Саровского, иногда в кафедральном Свято-Преображенском соборе и совсем редко в самом старом в Абакане соборе Николая Чудотворца, пережившем уже не один век, устоявшем и в годы гонения на Церковь. Бывая в Красноярске, посещаем богослужения в храме Благовещенского монастыря.
Во время автомобильных путешествий по стране, на родину жены в Воронежскую область и к старшим детям в Москву, доводилось бывать нам и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, и в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Дважды были в Свято-Никольском монастыре в Верхотурье, где находится второй по величине после храма Христа Спасителя Крестовоздвиженский собор, и в селе Меркушино, где жил, упокоился и был похоронен святой праведный Симеон Верхотурский, а через 50 лет из восшедшего из-под земли гроба были обретены нетленные мощи святого. Сейчас в Меркушино восстановлена Михаило-Архангельская церковь, существовавшая там еще при жизни Симеона, а на месте обретения мощей построена Симеоновскоя церквь, а также находится Свято-Симеоновское подворье Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря. Однажды кратко посетили мы Оптину Пустынь, поклонились мощам преподобных оптинских старцев.
К сожалению, все это было очень давно, в 90-е, начале 2000-х годов. Теперь же, редко бывая в Москве, чаще проездом, удается иногда побывать в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в Сергиевом Посаде.
На этом, думаю, нам пора завершить. И так интервью получилось очень большим. Спасибо Вам за его проведение!
Интервью провел Денис Александрович Шевчук, журналист, писатель, юрист, экономист, лингвист, один из ведущих авторов «ЛитРес»