«Накануне инаугурации 47-го президента США Дональда Трампа в мире криптовалют произошло знаковое событие. На рынке криптовалют появились два новых мемкоина. Некоторые наблюдатели назвали это криптофейерверком», – пишет в статье «Криптофейерверк по случаю инаугурации американского президента» д.э.н., профессор, председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова Валентин Юрьевич Катасонов. Статья опубликована на сайте Фонда стратегической культуры.
«Что такое мемкоин? Это криптовалюты, созданные на основе интернет-мемов (остроумных или ироничных фраз, шуток, известных имен и названий). Большинство из них не имеют реальной экономической ценности или практического применения. Мемкоины могут как иметь собственный блокчейн, так и не иметь его. Инвестирование в мемкоины считается высокорискованным, так как их цена может быстро упасть. В СМИ их нередко характеризуют словом “хайп” (информационный ажиотаж, навязчивая и агрессивная реклама).
Для сведения: каждый день в мире рождается по несколько тысяч мемкоинов. Но 99,9% таких криптовалют рождаются и тут же умирают. Единицы мемкоинов могут выйти на орбиту и могут стать полноценными криптовалютами, которые торгуются на криптобиржах. Пожалуй, наиболее известным и успешным является мемкоин под названием Dogecoin. Это проект Илона Маска, запущенный в 2013 году. Он посвящен любимой собаке миллиардера (эксперты считают, что именно Маск положил начало этому жанру крипты, называемому “мемкоин”). Dogecoin существует уже несколько лет, у этой “монеты” даже появилось некоторое обеспечение (у Маска кое-что можно купить с помощью этой “собачьей” крипты)», – сказано в публикации.
«Так какие новые мемкоины появились на рынке в конце второй декады января 2025 года? Мемкоины, названные именами Дональда Трампа (TRUMP Meme) и его жены Мелании (MELANIA Meme).
СМИ сообщили, что криптовалюта TRUMP была запущена перед инаугурацией, в ночь с 17 на 18 января. Спустя сутки появилась криптовалюта MELANIA. Обе криптовалюты стали быстро набирать высоту. 20 января в 17:30 по московскому времени стоимость мемкоина Трампа составила 51 доллар, а Мелании – 8 долларов. “Монет” было выпущено миллионы. Их суммарная стоимость (капитализация) превысила соответственно 10 млрд и 1,6 млрд долларов.
Эксперты уже начали горячие споры по поводу того, сколько продержатся два названных мемкоина. Одни говорят, что несколько дней. Другие прочат этим мемкоинам долгое пребывание на рынке при колебаниях цен в диапазоне 30–80 долларов по “монете” Трампа и в диапазоне 4-15 долларов по “монете” Мелании.
Но большинство экспертов спорят по другому вопросу: кто был инициатором этих двух мемкоинов? А также: Кто главный бенефициар проекта этих криптовалют?
Многие считают, что идею подал Илон Маск, который стал одним из наиболее приближенных к Трампу людей и который является ярым поклонником криптовалют. Команда Трампа не отрицает причастность нового президента к проекту, но она называет проект не коммерческим, а “имиджевым”. Подробности можно прочитать на специальном сайте “ЕДИНСТВЕННЫЙ ОФИЦИАЛЬНЫЙ МЕМ ТРАМП”. Трамп на этом сайте назван крипто-президентом. Всех желающих поддержать Трампа приглашают покупать мемы Трампа.
Юридически криптовалюту запустила CIC Digital LLC (дочерняя компания Trump Organization) и Fight Fight Fight LLC (ее название повторяет слова, которые Трамп произнес в июле, когда пуля задела его ухо: “Борьба! Борьба! Борьба!”). На этих эмитентов пришлось 80% всех мемкоинов TRUMP (200 миллионов “монет”). Они и получили основной доход. В общем, аналитики уже подсчитали, что основная часть “монет”, называемых “Трамп” и “Мелания”, изначально оказалась в кошельках семейства Трампов (не только Дональда Трампа и его жены Мелании, но также детей и прочих родственников). Примечательно, что важную роль в управлении упомянутой выше компании Trump Organization играет сын американского президента Эрик Трамп», – отметил автор.
«Уже накануне инагурации стал разгораться скандал, а 21 января он продолжился. Вот одна из публикаций на данную тему: “Donald and Melania Trump launch a pair of meme coins ahead of inauguration, raising serious ethics concerns” (“Дональд и Мелания Трамп запускают пару мем-монет перед инаугурацией, вызывая серьезные этические опасения”). Суть подобных публикаций такова: не успел Дональд Трамп войти в Белый дом, а уже занялся монетизацией своего президентского статуса. Адав Ноти, исполнительный директор Юридического центра избирательных кампаний, назвал проект криптовалют мемо имени Трампа и Мелании “буквально наживой на президентстве”, подчеркнув, что оно позволяет семье Трампа получать прямые финансовые выгоды в связи с государственной ролью Трампа. Это размывает этические границы и создает противоречивый прецедент.
Венчурный инвестор, бывший глава платформы Coinbase Ник Томаино призвал не слушать тех, кто объявил называет проект $TRUMP имиджевым и политическим. Он обвинил Трампа в хищничестве и предупредил, что многие пострадают: “Трамп должен раздавать людям деньги, а не обогащать себя или свою команду на этом”.
За проектом именных криптовалют четы Трампов наблюдают некоторые политические эксперты. Они называют проект очень рискованным для политического имиджа Трампа. С одной стороны, конечно, Трамп может влиять своими заявлениями и решениями на рыночный курс мемов. Но, с другой стороны, в случае обвала курсов мемом это ударит по политическому имиджу 47-го президента. Иначе говоря, криптовалютные мемы могут стать тем “хвостом”, который будет крутить “собакой”, т. е. американским президентом. Вывод: лучше бы Трамп в эту криптоавантюру не ввязывался. И эта авантюра свидетельствует о том, что Трамп в первую очередь бизнесмен, и лишь во вторую очередь политик», – говорится в статье.
«Трампа не случайно называют криптопрезидентом США. Он первый американский президент, который публично заявил, что будет всячески поддерживать криптовалюты. Судя по всему, такая приверженность Трампа криптовалютам вытекает не из внутренних его убеждений, а по причине того, что победить ему в президентских выборах помогли представители криптобизнеса. Я об этом писал в статье “Трамп и криптовалюты: несбыточные ожидания”. Теперь Трампу надо расплачиваться за указанную помощь. Криптовалютный мир ожидал, что Трамп уже в своей речи на инагурации 20 января публично выразит свою поддержку частным цифровым валютам. Однако этого не произошло, 47-й президент не затронул данную тему. И на это немедленно отреагировала главная криптовалюта – биткойн. Ее курс в конце 20 января опустился ниже планки 100 тысяч долларов за монету – до 99 тысяч долларов (а ведь еще утром того же дня курс был рекордно высоким – 109 тысяч долларов). Правда, некоторые эксперты склонны связывать ослабление биткойна не с разочарованием криптоинвесторов речью Трампа, а тем, что часть инвесторов перекинулась с биткойна на “именные монеты” семейства Трампов.
Некая обида представителей криптобизнеса на Трампа объясняется тем, что средства на проведение инагурации были собраны преимущественно именно этим бизнесом. Среди них – криптокомпании Coinbase, Circle и Ripple. 17 января в Вашингтоне прошел “криптобал” (Crypto Ball) в честь инаугурации Трампа. Командовал мероприятием Дэвид Сакс, которого Трамп уже определил главным советником по искусственному интеллекту и криптовалютам. Дэвида теперь часто называют “царем криптовалют”. Цена билетов на криптобал с доступом в VIP-зону начиналась от одного биткойна, т. е. от 100 тысяч долларов. Пожертвования для проведения самого бала и президентской инагурации были сделаны крупнейшими американскими криптобиржами Coinbase и Kraken, компанией MicroStrategy Майкла Сэйлора, создателями блокчейна Solana, брокерской компанией Robinhood, крупнейшей американской компанией майнинга MARA, компаниями и проектами Mysten Labs, Galaxy Digital, Ondo Finance, Etoro, Uniswap Labs и др.
Впрочем, уже упомянутые предприниматели Илон Маск, Дэвид Сакс и другие приближенные к Трампу криптобизнесмены уже определили 47-му президенту план действий в части, касающейся криптовалют. Этот план предполагает государственное содействие в майнинге криптовалют (обеспечение майнинговых ферм дешевой электроэнергией), налоговые преференции криптоинвесторам (в частности, освобождение от налогов прироста капитала, обусловленного ростом курса криптовалют), создание государственного резерва криптовалют и др.
Программа 47-го президента предполагает включение “красного света” проекту цифрового доллара, который уже несколько лет разрабатывает Федеральная резервная система США. Трамп в ходе своей предвыборной кампании неоднократно называл цифровой доллар проектом “электронного концлагеря”. “Как ваш президент, я никогда не допущу создания цифровой валюты центрального банка. Такая валюта даст федеральному правительству – нашему федеральному правительству – абсолютный контроль над вашими деньгами. Они смогут забрать ваши деньги, а вы даже не заметите, что они пропали”, – сказал он в Нью-Гэмпшире в рамках предвыборного выступления.
Истинную свободу гражданам Америки, согласно его предвыборным заявлениям, могут дать лишь частные криптовалюты. Так нынешний президент начал говорить лишь летом 2024 года, когда у него было заключено окончательное соглашение с представителями криптобизнеса о поддержке его, Трампа, в предвыборной кампании (до этого Трамп был непримиримым противником крипты)», – подчеркнул профессор.
«Правда, большой вопрос: как может Трамп напрямую заставить Федеральный резерв отказаться от проекта цифрового доллара? Ведь ФРС США – независимая от государства, в том числе президента, частная корпорация. Видимо, со стороны Трампа и его криптоокружения будут попытки как-то обуздать американский Центробанк. В частности, хорошо известно, что Илон Маск настроен очень негативно в отношении ФРС США. Напомню, что еще во время первого президентского срока (2017-2021 гг.) Трамп пытался поставить под свой контроль Федеральный резерв. Но не очень-то получилось. Сейчас, судя по всему, Трамп собирается повторить свою попытку. Особенно учитывая то обстоятельство, что ФРС США достаточно решительно выступает против частных криптовалют.
В американских СМИ обсуждается еще один любопытный аспект проблемы криптовалют. Он связан с государственным долгом США, который, как известно, стремительно растет и уже превышает 36 трлн долларов. На одном из предвыборных выступлений в августе он заявил: “Кто знает, может быть, мы погасим наш долг в 35 триллионов долларов, отдадим им небольшой крипто-чек, да?” Тогда это посчитали шуткой. Теперь говорят, что, мол, это не шутка, а “оговорка по Фрейду”. Мол, Трамп действительно хочет “раскочегарить” в Америке майнинг и накопление криптовалют в государственных резервах (прежде всего, биткойна) до таких масштабов, чтобы они были сопоставимы с величиной государственного долга в долларовом выражении. А затем погасить этот долг криптой. “Я думаю, что у криптовалют большое будущее <...> Возможно, с их помощью мы окупим 35 триллионов долларов”, – сказал тогда Трамп, еще кандидат в президенты. Сейчас он уже президент. Крипто-бизнес с надеждой ожидает, что Трамп вернется к этому вопросу. А трезвые политики и экономисты понимают, что ставка на решение государственных вопросов с помощью частных цифровых валют грозит полным крахом официальной американской валюты – доллара. За чем может последовать крах всего американского государства», – заключил Валентин Катасонов.