Воспитательный курс, который сегодня, наконец-то, внедряют в высших учебных заведениях, где долгое время тема воспитания откровенно игнорировалась, называется «Основы Российской государственности».
Как известно, в советское время главным воспитательным курсом был «Научный коммунизм», а в Российской Империи – «Закон Божий». И вот сегодня – «Основы Российской государственности».
И нельзя сказать, что такой подход, как и само по себе включение воспитательного курса в программу, всеми преподавателями вузов принимается. Далеко не всеми. Часть преподавателей гуманитарных наук в штыки воспринимает курс «Основы Российской государственности», некоторые с традиционной «фигой в кармане».
Это – тревожный сигнал. Над этим нужно уже сегодня крепко задуматься людям во власти. Если преподавание «Основ Российской государственности» превратится в чисто формальную процедуру, во что превратилось на закате Российской Империи преподавание «Закона Божия», которое плодило безбожников или преподавание «Научного коммунизма» в последние годы СССР, которое плодило антикоммунистов и антисоветчиков, нашу цивилизацию ждёт катастрофа.
Само по себе это решение – сделать воспитательным курсом «Основ Российской государственности» (не знаю, кому оно пришло в голову!) – очень правильное и глубокое. И неслучайно одновременно с лёгкой руки Президента, формируется главная историософская концепция о России как о самобытном государстве-цивилизации. Именно о государстве-цивилизации, а не о стране-цивилизации, как предлагали некоторые.
Но иногда звучит всё-таки недоуменный вопрос: Почему именно тема, связанная с государством, стала воспитательным курсом для молодёжи?
На мой взгляд, вполне закономерно, что государство оказывается в центре нашей идеологии. Во- первых, идея об особом значении государства имеет глубочайшее укоренение в нашей истории. И если мы посмотрим на нашу историю под этим углом зрения, то увидим, что история России воистину государствоцентрична.
Возьмём первичный факт нашей самобытной истории, проявление государства-цивилизации – Крещение Руси. Святой равноапостольный князь Владимир вроде бы уже принял решение о том, что он и народ примут православную веру от греков. Как сообщает нам Летопись, в разные земли были разосланы посольства, чтобы изучить тамошние верования – в итоге князя и бояр устроила больше вера Православная. Понятно, что с греками и с Христианством Русь была знакома уже давно, учитывая хотя бы тот факт, что святая бабка равноапостольного князя Владимира княгиня Ольга была уже крещена в Православие. При ней, наверняка, был священник, который совершал богослужения, возле неё были православные люди. Да и купцы-христиане были частыми гостями в Киеве.
Тем не менее, уже приняв решение о крещении, великий князь Владимир совершает, казалось бы, довольно бессмысленное дело – он осаждает греческий город Херсонес. Мы видим, что святой князь Владимир решил силой взять веру. И в этом не было ничего языческого, как считают некоторые. Князь не хотел принять веру как дар, как подарок, он решил взять её силой, на интуитивном уровне понимая христианскую максиму о том, что «Царствие Небесное нудится»: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).
Государственная власть в целом уже в это время выступает локомотивом исторического развития, что мы будем наблюдать и впредь.
Обратимся к эпохе благоверного великого князя Александра Невского. Именно он принимает судьбоносное для страны и народа решение – смириться перед властью Востока, который требовал дани, и противостоять, встать войной против, казалось бы, христианского Запада, но который уже встал на путь ереси и требовал духовного подчинения. И снова локомотивом исторического прогресса выступает государство.
Теперь вспомним эпоху великого князя Василия II Васильевича (Тёмного). Когда тогдашний глава Русской Церкви митрополит Исидор подписал Ферраро-Флорентийскую унию, т.е. предал Православие, именно Великий князь Василий спас чистоту веры, спас Православную Церковь, изгнав его из пределов страны. А Русская Церковь в канун грозных испытаний стала самостоятельной, автокефальной. И вновь русское государство становится локомотивом русской истории.
Его великий сын, собиратель русских земель и фактический основатель Московской державы Великий князь Иван III Васильевич, когда общество ожидало конца времён, поскольку в 1492 году исполнялось 7.000 лет от сотворения мира, смотрел с оптимизмом вперёд и укреплял государство: он принял новый свод законов, принял символы власти павшего под ударами турок Константинополя, разгромил ересь жидовствующих. И вновь государство оказалось локомотивом русской истории.
Пётр Великий, учредив Империю, создав мощное государство, сильные армию и флот, заявил своим подданным в 1721 году, что всё это он делал не для формального укрепления государства, а для того, чтобы «с нами не стало, как с Греческой империей». Первый русский Император Пётр Великий, которого до сих пор объявляют западником, мыслил свою страну как Третий Рим. А Третий Рим, Удерживающий должен быть сильным государством, только так Держава может выполнять функцию Удерживающего.
И в последующие века проявлялась эта государствоцентричность русской истории: и когда Российская Империя приняла вызов победившей антихристианской французской революции и разгромила лидера Революции Наполеона, и когда на наше Отечество шли новые двунадесять языков, фашистские полчища с крестами на самолётах и танках, с надписью на бляхах солдат Вермахта: «С нами Бог». Но именно Красная армия победила это фарисейское сатанинское сборище и сохранила правду Божию на земле.
А во-вторых, в эпоху глобализма государство приобретает особенное значение. Коренная идея глобализации и боевой лозунг глобалистов заключается в отмене национальных государств, которые становятся помехой на пути прогресса, на пути улучшения комфорта жизни людей. Собственно, это переделанная под правила капитализма марксистская идея отмирания государства при коммунизме. Нас, особенно нашу элиту, за последние годы в этом почти убедили: чем меньше государства, тем больше комфорта и удобства для людей. Под эти лозунги отменили национальные государства в Европе, соединив всех европейцев в Евросоюз, купив лояльность граждан разных государств отменой виз, свободой передвижения, ростом благосостояния. Пресловутым «безвизом» купили наших братьев-хохлов. Сегодня европейские народы почти отказались от своих привычных валют, от своей истории, от своей религии, зачастую уже и от своего языка и своей культуры.
Препятствием на этом пути оставалась Россия. Но и нас атаковали внешние и внутренние глобалисты все последние десятилетия. Внедрялись европейские нормы и институты, английский язык стал вторым (а где-то уже и первым) языком общения. Под требования глобализма была перестроена наша система образования. Г.Греф предлагал передать даже выдачу паспортов Сберу, мол, будет удобнее и быстрее. У государства отбирались под сурдинку разговоров о комфорте его важные функции.
Остановил эти процессы ликвидации национальных государств Владимир Путин Вспомним, как в беседе с одним из лидеров глобалистов Клаусом Швабом в разгар пандемии коронавируса он чётко заявил, что национальные государства не отмирают, как учили глобалисты, а, напротив, в условиях стихийных бедствий, таких как эпидемия, они оказываются более эффективными, чем международные структуры. Это был открытый вызов глобализму! Достаточно было взглянуть на лицо слушавшего всё это Шваба, чтобы понять масштаб провала. У них уже было всё готово к ликвидации национальных государств и созданию единого мирового государства во главе понятно с кем … с врагом рода человеческого. Поэтому Путина так ненавидят на Западе. На Западе, всё более превращающемся в сатанинскую цивилизацию.
Поэтому вполне логично и закономерно, главным воспитательным курсом современной России является курс «Основы Российской государственности».
Тем более у нас особая государственность – государственность Третьего Рима, от которого зависит существование человечества. Если будет взят от среды «удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7), т.е. Россия, т.е. Третий Рим (ибо четвертому Риму не быть), история закончится…
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России