Слух о Царе-патриархе
В прежние времена, в допетровской Руси, Соборы в Церкви были довольно частым и обычным явлением в церковно-общественной жизни. Таково каноническое требование Церкви, таков был церковно-государственный строй старой Руси. Государь Петр I изменил эту традицию. Стремясь всё централизовать, поставив на первое место устроение государства и, прежде всего, опасаясь внешнего влияния, император приостановил соборы с 1700 года. Таким образом, Соборов Русской Православной Церкви не было во все время Императорского периода – в течение 217 лет. Во главе Церкви стоял не Патриарх, а Царь и Священный Синод. По указу Государя Николая II в начале 20-го века была организована Предсоборная комиссия из способных архиереев, выдающихся религиозных мирян. Все епархиальные архиереи на местах подготовили проекты о нужных Церкви реформах. В результате накопилась огромная масса солидного материала. Но его напечатали и замолчали.
Митрополит Вениамин (Федченков) в своих воспоминаниях свидетельствует о том, что ходили слухи в Петербурге, будто сам Государь Николай Александрович, якобы уставший от государственного управления, готов постричься в монахи, разойтись с Семьей, передать царство Наследнику, а самому стать Патриархом. Не исключено, что такие слухи появились вслед за многочисленными исследованиями об уходе Государя Александра Павловича Благословенного из мира в странничество под видом Фёдора Кузьмича, ныне прославленного Церковью в чине праведного Феодора Томского.
Митрополит Вениамин (Федченков) упоминает один из мотивов идеи принятия Царём Патриаршего Жезла: «Патриарх (Николай) должен не быть конкурентом заместителю Царя, а помощником, кроме того, личность Царя Николая поднимет значение Патриарха в глазах народа, и его слово будет авторитетным». По мнению Владыки Вениамина, считалось, что могла бы повториться история с первым Царём династии Романовых Михаилом Феодоровичем и его отцом Патриархом Филаретом (Романовым-Юрьевым). Напомним, что в 1619 году из польского плена был освобождён Феодор Никитич, двоюродный брат Государя Феодора Иоанновича, последнего Царя из династии Рюриковичей. Боярин Феодор Никитич в Смутное время, в 1601 году, принял монашество с именем Филарет, а впоследствии был увезён в Речь Посполитую в качестве пленника. По возвращении в Русское царство митрополит Филарет (Романов) был поставлен патриархом Русской Православной Церкви и стал соправителем Государя Михаила Феодоровича, по образцу соправителей Византийской империи.
Ещё более важным мотивом у защитников патриаршества было тайное желание привлечь Царя таким положением: пусть хоть сам он будет Патриархом, лишь бы согласился на восстановление каноническо-патриаршего строя. Но потом, очевидно с проявлением неизлечимого недуга у Наследника Алексея Николаевича, замолкли и эти слухи.
Предпосылки Церковного «собора» в Киеве
По свидетельству участника обоих Соборов митрополита Вениамина (Федченкова), организация Украинского собора в Киеве вслед за Всероссийским Московским собором, на котором избрали Патриарха Московского и Всея Руси Тихона (Беллавина), была делом не церковной потребности, а политической игрой.
Постановления Всероссийского Московского собора были настолько широки, что они отвечали и нуждам Украины (Малороссии, ибо Украина появилась лишь спустя несколько лет). Кроме того, могла быть создана специальная украинская церковная комиссия (или секция), которая вносила бы самые разнообразные, специальные украинские вопросы. И Всероссийский Собор, несомненно, отнесся бы к таким предложениям с серьезностью. Украинские епархии были широко представлены в Москве и епископами, и духовенством, и мирянами. Они могли достойно отстаивать законные и полезные интересы Украины, по мнению Владыки Вениамина.
Но, как это всегда бывает, новые государственные образования, новая власть стараются создать и новую церковную организацию, в своём специфическом духе, чтобы использовать в своих политических целях и духовные учреждения. Украинцы-националисты не стали исключением и пошли по старым протоптанным дорожкам, начиная от царей Давида и Соломона до пана Скоропадского. Но одного хотели «щирые» шовинисты на Украине, констатирует владыка Вениамин, а другое устроил премудрый Господь...
Параллельно политической Центральной раде организовалась из националистических элементов «инициативно-церковная рада». Возглавляя в то время Таврическую Духовную семинарию в сане архимандрита, владыка Вениамин (Федченков) стал свидетелем происходящему в Киеве и оставил точное описание событий и их участников. По мнению Владыки ту раду можно было назвать «агиткой», но никак не церковным органом. Цель «инициативной рады» была не церковная, а исключительно политически-национальная, притом крайне шовинистская, а именно: «Прочь от Москвы!..» И как можно дальше! Для них не существовало истории, не было кровного братства. Не говоря уже о вере, о Церкви. Была только шумная, бешеная вражда против великороссов, «москалив».
Ни одного архиерея в «церковной раде» не оказалось – не нашли ещё такого озорника. Эта «рада» и вызвала к бытию Киевский собор. Начали по закону: спросили разрешения у Патриарха. Он вместе с другими высшими церковными учреждениями разрешил его созыв. А для выработки «наказа» собору и в качестве своего личного представителя, Патриарх Тихон направил митрополита Одесского Платона (Рождественского). Вместе с сей «радой» и специалистами «наказ» разработали. В состав собора входили все епископы десяти малороссийских епархий, включая Таврическую.
На фото: архимандрит Вениамин (Федченков), карандашный рисунок, 1918 год
Вызывает интерес мнение владыки Вениамина об украинцах, как уже, к тому времени, не великодержавном племени. Очевидно, что такого же мнения придерживался генерал граф Фёдор Артурович Келлер, осознав, что малороссы не могут стоять не только во главе всей Руси, но не в силах уже удержать обособленно от инославных и собственный край. Осознав, что ослабело, «осентименталилось» это братское племя. Что инославные соседи всегда будут душить и эксплуатировать их, поляки, немцы будут пановать над ними. И только при помощи здорового трезвого брата-великоросса они сохранят свободу и самостоятельность. Подобным образом и хорваты могут быть сильны лишь с братьями сербами, был уверен Владыка. В малороссах уже тогда была замечена как духовенством, так и воинством, ленивость мысли, медленность чувств: долго им нужно думать, чтобы решить вопрос. Но зато, решив, они могут быть упорны, терпеливы десятилетиями – в этом их великая сила. Дядьки туго, но основательно приходят к здравым мыслям.
Политическая ситуация в Киеве 1917-18
Начался собор в Киеве к Рождеству 1918 года (25 декабря 1917 года по старому стилю). Первая борьба партий всегда бывает по вопросу о председателе. Тогда им был митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), переведённый Государем из Петербурга из-за Распутина, против которого Владыка что-то осмелился говорить. Все знали русскость митрополита Владимира и его здоровый нелицемерный дух. Тогда «рада» решила провести в председатели Подольского епископа Пимена (Пегова), позднее склонившегося к автокефалии, а, в итоге, уклонившегося в обновленчество и не принёсшего покаяния. Родом из Уфы, он ни в какой степени не был малороссом, но практическая смекалка подсказывала ему, что сейчас можно выиграть, и он пошёл на компромисс с «щирой радой», а со временем возглавил «новую церковь» (автокефальную украинскую).
Когда митрополит Владимир (Богоявленский) возвратился в Киев в конце 1917 года в перерыве работы Всероссийского Церковного Собора, то там уже началась разруха церковной жизни под натиском революции, свидетельствует в своих воспоминаниях епископ Камчатский Нестор (Анисимов). Образовался «исполком», и быстро начался развал церковной жизни. Бывший в то время в Киеве епархиальный съезд духовенства и мирян вылился в «Украинский съезд», и было предъявлено требование, чтобы «в автономной Украине была «независимая от Синода» Украинская Церковь». Митрополит Владимир любовно, заботливо предостерегал тогда сторонников этой ненормальной затеи, видя, что разделение Церкви приведет только к торжеству внутренних и внешних врагов. Пастырей и пасомых митрополит Владимир призывал терпеливо относиться к своим великим обязанностям участия в церковном епархиальном управлении, избегая вражды и разделения. Но сам архипастырь претерпел много тяжких обид, оскорблений и огорчений, свидетельствует Владыка Нестор.
В то время как митрополит Владимир (Богоявленский) присутствовал в Москве на Всероссийском Церковном Соборе, киевские «комиссары в рясах» обсуждали вопрос о недопущении своего архипастыря митрополита Владимира в Киев – «цю никчэмну людыну», как они грубо выражались о нём по-украински. Все эти самочинные деяния рады встревожили всё православное киевское население. Собралось многолюдное собрание киевских приходских советов, на котором постановили всеми силами протестовать против самочинной антиканонической попытки создать автокефальную украинскую церковь».
Не известно, во что бы все это вылилось потом, удивляется владыка Вениамин (Федченков), если б не большевики: «Опять чудо - безбожники разгоняют разлагателей единства Церкви, националистов-шовинистов. Почти одновременно с открытием Украинского собора, с севера и востока двигались на Киев большевики под предводительством генерала Григорьева. Целую неделю шла перестрелка между войсками Центральной рады и григорьевцами. Снарядами уже были пробиты стены лаврского собора. Тогда же мученически убит террористами митрополит Киевский Владимир (Богоявленский)».
На фото: митрополит Нестор (Анисимов) с духовными чадами, конец 1950-ых, Николаевская и Кировоградская епархия РПЦ
Митрополит Нестор (Анисимов) имел возможность в Таганской московской тюрьме беседовать с убийцей митрополита Владимира: «Очевидно, мучимый в тот момент угрызением совести, Муравьёв открылся предо мной и в том, что на его душе тягчайший грех убийства старца митрополита Киевского Владимира, что он, могший предотвратить это убийство, даже поощрял прямых убийц. А теперь все эти убийства приводят его в отчаяние, и пред ним постоянно проносятся кровавые тени им загубленных людей. Он мечтал искупить свою вину свержением большевиков, для чего хотел устроить восстание на Волге. Как известно, попытки эти он и предпринял в 1918 году в Симбирске, но был арестован и убит Тухачевским, получившим теперь такую известность.
Из всех преступлений Муравьёва, которыми стяжал он себе страшное наименование «кровавого человека», одним из самых тяжких было убиение митрополита Киевского и Галицкого Высокопреосвященного Владимира, одного из самых выдающихся русских иерархов, первого мученика из среды русских епископов в наше время».
Несколько лет спустя, по свидетельству митрополита Вениамина (Федченкова), всплыли документы, которые совершенно наглядно показывали, что за спиной «щирых» и Директории стояли австрийцы и немцы, добивавшиеся для себя фактического управления лишь под прикрытием «свободной Украины»... Грушевский и иные пошли на соглашение с врагами славянства, как шли весь 20 век и идут ещё и сейчас многие галичане и украинцы в Америке, давно и неисцельно возненавидевшие Москву и «москалей».
Разъехавшись из Киева, члены Московского собора возвратились в Москву и доложили о всех кровавых злодеяниях Патриарху и Всероссийскому Собору. Тогда Собор постановил совершать ежегодную память о всех православных, замученных за веру.
Вторая сессия «собора» в Киеве в 1918 году
Наступил Великий Пост, затем Пасха... Долетели вести, что Украина «освобождена»: большевиков выгнали немцы вместе с хлеборобами, помещиками и крупными землевладельцами. Во главу её поставили гетманом Павла Скоропадского.
Пробравшись окольными путями, через Оршу, Киев, Херсон к себе в Крым, архимандрит Вениамин (Федченков) вскоре получил повестку о прибытии на вторую сессию Киевского собора в июне-июле 1918 года. Увидел тогда Владыка полную подчинённость украинских властей немцам. Украина сделалась их колонией, а крупные «землеробы» были лишь вывеской и скрывали рабство народа перед немцами. Но делать было нечего, сила была на их стороне.
На второй сессии было немало интересного и важного. Собор посетил сам гетман Скоропадский. Высокий, красивый, бритый, с сединой генерал в казацкой черкесске. Встречал его собор, как в былое время царя. Также пели «Спаси, Господи, люди Твоя» и «Победы благоверному гетману Павлу на сопротивныя даруя» и прочая… Только не было прежнего страха и почитания. Казалось, будто идёт игра в царя. Впечатление от гетмана было в общем симпатичное, но не могучее. Даже и генерал Врангель был куда сильнее и величественнее! Со временем стало ясно, что гетман был подставной фигурой, за которой были настоящие хозяева – немцы.
Прежде всего соборяне изгнали «инициативную раду». По этому факту можно было уже заранее предвидеть, что и в политико-социальном отношении Украина в конце концов пойдет вместе с более сильным великороссом, что не будет никакой «самостийной» державы, что в критический исторический час украинцы, как братья, пойдут вместе с другими защищать общую Мать-Родину; тогда можно было уже предсказать, свидетельствует митрополит Вениамин (Федченков), что будущий Гитлер встретит на Украине не хлеб-соль, а вилы и ружья партизан и пушки украинских войск! Так и сбылось. Вера в патриотические устремления малороссов является, от части, причиной, побудившей генерала графа Фёдора Артуровича Келлера (не знавшего поражений в Великой войне) в декабре 1918 года в Киеве добровольно, во избежание братоубийства, подчиниться «братьям» петлюровцам. А они, не раздумывая, предательски, ночью, без суда и следствия, выстрелом в спину, казнили безоружного генерала вместе с адъютантами. Кровь мучеников укрепляет Церковь Христову.
После разгона церковной рады «щирых» ясно уже было видно, что не примет малороссийский народ и церковного отделения от Москвы. Действительно, Собором скоро был разработан проект «об автономии» церковного управления на Украине со своим Синодом, со своими соборами, но при одном Всероссийском Патриархе. Когда голосовался этот вопрос: принять ли решение о «самостийной» (автокефальной, совершенно независимой) Украинской Церкви или же сохранить связь с Патриархом, а через него и со всей Православной Русской Церковью, то чрезвычайное большинство постановило: быть под общим Патриархом, а не отделяться!
По окончании второй сессии участники разъехались по зеленой Украине и Крыму. Неожиданно, в ноябре 1918 года, их вновь призвали на третью сессию в связи со стремительно разворачивавшимися политическими событиями. А именно - неудавшейся, по уже обозначенным объективным и личным причинам (подробнее https://ruskline.ru/analitika/2024/12/20/o_tainom_monashestve_voinamuchenika_feodora_kellera ), попыткой передать власть Верховного Правителя генералу графу Фёдору Артуровичу Келлеру. Тогда же епископ Камчатский Нестор (Анисимов) совершил тайный монашеский постриг над воином графом Феодором Келлером. Принятие Ангельского чина стало великим духовным подвигом Православного военачальника и Верховного Правителя - во избежание братоубийства – и привело вскоре Федора Артуровича Келлера на Голгофу. Тайный монах Николай, граф Феодор Келлер, не допустил кровопролития во Святой обители Божьей – Михайловском Златоверхом монастыре. Там воин Христов граф Келлер пребывал несколько дней в добровольном пленении у Директрии в ожидании своей участи…
Церковный Собор состоялся вновь в Киеве, куда из Харькова ранее и прибыл граф Фёдор Артурович Келлер. Но уже ясно было: не удержаться Скоропадскому - началось отступление правительства. Владыка Вениамин отмечает: «пригласили и белых русских офицеров помогать гетманцам - генерала Долгорукова и известного генерала Келлера, убитого потом при аресте».
«Утром 17/4 декабря, в день мученицы Варвары, на Софийской площади, около памятника Богдану Хмельницкому, появилась петлюровская кавалерия», - пометит дату «воцарения» Директории в воспоминаниях владыка Вениамин. По другим свидетельствам, петлюровские «сечевики» захватили власть в Киеве 15/2 декабря. А, спустя несколько дней, на этой же площади будет убит «братьями» добровольно отдавший им оружие, любимый солдатами, не просто легендарный командир граф Феодор Артурович Келлер, а тайно принявший монашество генерал.
Княгиня Б. и «мистер Р.»
Тогда же церковный голос Украинского Киевского собора прозвучал за разгон «рады» и единство с Московской Патриархией. Что прошло через головы соборян, то пережила и вся Украина. Печальным наследием «щирой рады» остались так называемые самосвяты, имеющие прямую связь с «собором». Когда изгнали «раду», вспоминает владыка Вениамин (Федченков), она решила продолжать своё бешеное неистовство. Отказавшись от делегирования трёх участников, члены «рады» решили создать собственную «незалежну» (независимую) «церковь». Для этого обычно в истории подыскивались два-три, а в крайнем случае один архиерей-предатель, который рукополагал отщепенцам нового епископа. Так явилась новая «украинская церковь», впоследствии слившаяся с обновленчеством.
На фото: Княгиня Мария Владимировна Барятинская, переодетая няней, фото 1919 года из книги «Дневник русской княгини в большевистской тюрьме»
Владыка Вениамин (Федченков) в своих воспоминаниях описывает женщину, княгиню Б. Очевидно, что речь идёт о княгине Марии Владимировне Барятинской, фрейлине императрицы Марии Александровны, известной Крымской благотворительнице. Княгиня в то время председательствовала в Ялтинском отделении Русского Красного Креста. Отсидела несколько месяцев в большевистской тюрьме в Ялте. Владыку Вениамина большевики также продержали в тюрьме в Севастополе несколько дней. Сохранилась фотография, запечатлевшая княгиню Марию Владимировну Барятинскую переодетой няней. Владыка вспоминает, что княгиня Б. пробралась, одевшись простой бабой, через границу и добралась до Патриарха в 1919 году под предлогом разрешения какого-то вопроса о браке. На самом деле её целью, вероятно с согласия генерала Врангеля, было исхлопотать от Патриарха благословение главнокомандующему на дело борьбы с красными и иконочку. Разумеется, всё это должно было быть в строжайшем секрете, лишь для духовного ободрения вождя, а не для публичного оглашения, свидетельствует Владыка Вениамин. Последнее было бы нелояльным по отношению к советской власти и грозило бы патриарху расстрелом. «Княгиня Б. воротилась и сообщила, что патриарх Тихон отказался исполнить просьбу, сославшись на простую опасность, и даже привел ей аналогичный случай, что его о том же просил и адмирал Колчак. Сочувствовал ли он когда в душе своей Колчаку, Деникину и Врангелю? Вероятно, сочувствовал. Всё духовенство тогда было на стороне белой, верующей власти, а не на стороне безбожников».
На фото из книги М.В. Барятинской: Подтекстовка автора. В переднем ряду сидят (слева направо): банковский служащий, Миша Полянский, княгиня М.В. Барятинская, комендант милиции Дерекоя, господин Р. Стоят: ялтинский комиссар, Георгий Дименец, господин О., Маруся (служанка М. Барятинской), банковский служащий, татарск. солдат, маленький шофер, Энсин
Унав, что епископ Таврический Вениамин (Федченков) тесно сотрудничает с Врангелем, Его Святейшество Патриарх Тихон сказал тогда княгине Б.: «Жаль, жаль». Но чего? Задавался тогда вопросом будущий митрополит Вениамин. Не того, что он, вспоминает Владыка, принимал участие в Белом движении, и не того, что он и другие архиереи не исполняли указ Патриарха Тихона 1919 года об аполитичности Церкви. «Об этом не было сказано княгине Б. ни одного намёка», - подчёркивает Владыка. Существовала практическая опасность. «Подавал надежды, – сказал княгине Патриарх, помня об активности Владыки Вениамина на Московском соборе, – а теперь может погибнуть». Похоже, что с гибелью генерала Фёдора Артуровича Келлера, получившего благословение Патриарха на духовный подвиг, Святитель Тихон не верил уже в победу белых, а видел силу красных, ожидал конца Белого движения, жалел, что и владыка Вениамин может быть убит, расстрелян. Слава Богу, опасения Патриарха Тихона не подтвердились. Эти мысли записал митрополит Вениамин в воспоминаниях.
Не исключено, что сопровождал княгиню М.В. Барятинскую в опасном путешествии к Патриарху тот самый «мистер Р., офицер», о ком княгиня пишет в мемуарах: «Позже я нашла другого своего знакомого, мистера Р., офицера, чья мать владела обширными имениями в окрестностях Ялты». «Мистер Р., офицер» - это Василий Васильевич Родионов, супруг племянницы княгини и её полной тёзки княжны Марии Владимировны Барятинской, в замужестве Родионовой. Её мать, княгиня Надежда Александровна Барятинская (рождённая графиня Стенбок-Фермор), – тёща «мистера Р.» - владела обширными поместьями близ Ялты. В октябре 1920 года Василий Васильевич Родионов, как и Владыка Вениамин (Федченков), а также княгиня Мария Владимировна Барятинская, покинут Россию. Жена и дочь Василия Родионова останутся в СССР. Тёща «мистера Р.» - княгиня Надежда Александровна Барятинская - не пожелает уехать из Ялты в Константинополь в ноябре 1920 года и будет расстреляна. В 1923 году Василий Родионов из Константинополя эмигрирует в США. Прозвище «мистер», которое получил царский офицер Василий Родионов в семье Барятинских ещё в России, не обладая титулом, оказалось провиденциальным и реализовалось сполна. Переместится в США и заграничная часть Русской Православной Церкви, включая владыку Вениамина (Федченкова). Промыслом Божиим Владыке суждено будет вернуться в СССР.