Принято, что всякое начинание в литературе заявляется манифестом. Однако Совет по прозе Союза писателей России не начинание, а реакция, отклик на вызовы времени. Поэтому о своём заделе мы объявляем не манифестом, а перспективным планом, основанном на внутрипрофессиональном анализе сегодняшнего состояния нашего национального литературного процесса, прежде всего, его сутевой основы – прозы. С определением причин этого неестественного для истории Российской культуры состояния, прогнозами развития и учётом своих возможностей воздействия на литературный процесс.
Стоит напомнить, что Совет по прозе не сразу сложился структурно в виде постоянно действующей лаборатории, достаточно вспомнить, что сорок четыре года назад он заявился как совещание, круглый стол: в середине сентября 1981-го, в Мурманской области проходили Дни российской литературы, в рамках которых и состоялся Совет по прозе Союза писателей РСФСР. С участием Валентина Распутина, Василия Белова, Виктора Астафьева, Сергея Залыгина, Владимира Крупина, а так же Анатолия Кима, Виктора Лихоносова, Владимира Личутина, критиков Владимира Гусева и Владимира Коробова. А в Союзе писателей России Совет по прозе получил статус подразделения только в январе 2014 года. К сожалению, работа его не задалась, поэтому через десять лет (а какие это были для нашей Родины годы: Крым и санкции, Сирия, тупики образования, демографический кризис, пандемия, СВО с возрождением Русского мира) Совет по прозе вынужден заново активизировать деятельность по стимуляции полноценного всероссийского творческого отражения этих событий с введением их в общенациональную память.
В гибридной войне, ведущейся против России в последние десятилетия, особой операцией стало выведение из общественного сознания значимости исторически сложившегося феномена «русский писатель». Вспомните, какое положение ещё в шестидесятые-семидесятые годы занимал в национальной элите писатель, и как неожиданно слажено – и не только у нас, но и в Европе, во всём мире – литераторы сменили имидж, разом из трибуна, голоса народа превратившись в затворника, молчаливого производителя «текстов». Как правило, текстов, ставящих под сомнение нравственные ценности. Тогда же новоявленный литературный рынок – кластер издательств, сетей распространения, СМИ при господдержке агентства по печати – затиражировал по всей стране только глобалистские, либерально-русофобские произведения жёстко очерченного круга авторов, некоторые из коих ныне объявлены иноагентами, другие же «робкие патриоты» бесстыдно срочно меняют окраску. Писатели-патриоты, чьё творчество глубиной проработки вечных и злободневных тем, полнотой их охвата отвечало культурным и нравственным потребностям общества, были изолированы от читателя тиражами в 200-300 экземпляров, полностью заблокированы СМИ.
К этой атаке на литературную элиту России наложилась имеющая более общую, чем области искусства, направленность операция раскола общества по поколенческому принципу (параллельно к расщепам этническим и религиозным). Обрушение культурного уровня объяснимо только тщательным планированием, сложнейшей координацией и просто невероятным материальным обеспечением злой воли. И теперь сорокалетние «молодые» свою неспособность поднять культурное и профессиональное наследие с сопутствующей нравственной анемией оправдывают некими «идейным» либерализмом и «принципиальной» внеполитичностью.
К сожалению, государство, через десятилетия вспомнившее свои обязанности по нравственной защите общества и принявшее программу развития культуры до 2030 года, вряд ли в обозримом будущем сможет отладить взаимодействие идеологической цензуры и художественных советов. Для начала нужен закон о творческих союзах, ибо у самих чиновников нет «методичек» по оценке художественности тех или иных произведений.
Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Гончаров, Толстой, Чехов, Лесков, Леонов, Шолохов, Распутин… Литература созидает общество. Именно литература определяет и утверждает, делая для всех в обществе равно признанными, те нравственные императивы, на которых уже строятся и политические, и экономические, и социальные институты.
Понимая, что проза является осью литературного процесса – процесса национального самосознания, процесса созидания образной народной памяти, ясно осознавая свою ответственность за, прежде всего, качественное состояние современной и будущей прозы, Совет ставит главной своей целью поддержание академического уровня русской прозы, русской литературы. Под «русским» нами принимается цивилизационная идентичность, а не некое этническое определение.
Совет по прозе – академическое сообщество творческих личностей, в котором каждый член имеет несомненную значимость, непререкаемость мировоззрения, неприкосновенность религиозных и политических убеждений. Однако всех нас объединяет любовь к русской литературе, принадлежность к российской цивилизации, приверженность к государственно утверждённым консервативным ценностям, духовно-нравственно все мы граждане Русского мира.
При высоком целеполагании необходимо ставить и решать ряд оперативных задач.
1. В каждом крае России есть имена и произведения, как недавно ушедших, так и ныне работающих, а так же перспективных прозаиков, достойные выведения во всероссийское достояние. Совету по прозе потребуется Бюро критики, призванное не только системно разбивать искусственно созданную стену «безымянности», обезличенности ведущих современных писателей России, но и, в опоре на традиции русской литературы, доказательно осветить направленность движения отечественного литературного процесса в сложнейший мировой период окончания эпохи материализма.
2. Совет ставит ближайшей задачей завязать в единую информационную сеть то колоссальное количество региональных, межрегиональных и всероссийских мероприятий, проводимых местными отделениями Союза писателей России, направленных на утверждение статусности отечественной прозы как основы национального литературного процесса, для чего мы создадим общую интернет-платформу и откроем Издательский Дом.
3. Исходя из понимания, что таланты не производятся на «фабриках звёзд», а открываются в творческих лабораториях, Совет приложит все усилия по налаживанию индивидуального наставничества мастеров над молодыми дарованиями.
Когда поставлена главная цель, согласованы ближайшие задачи, Совет по прозе Союза писателей России, в ходе своего формирования и развития, обязательно будет расширять круг своей деятельности – исходя из своих возможностей.
Василий Владимирович Дворцов, русский писатель, председатель Совета по прозе Союза писателей России
Список состава Совета по прозе Союза писателей России:
Агеев Борис Петрович (Курск);
Байбородин Анатолий Григорьевич (Иркутск);
Бережной Сергей Александрович (Белгород);
Воронина Татьяна Андреевна (Севастополь);
Громов Александр Витальевич (Самара);
Ерофеева Валентина Григорьевна (Москва), критик;
Ефимовская Валентина Валентиновна (СПб), критик;
Зиганшин Камиль Фарухшидович (Уфа);
Зименков Алексей Павлович (МО, Видное);
Калашников Михаил Александрович (Воронеж);
Капаев Иса Союнович (Черкесск);
Кожедуб Алесь (Александр) Константинович (Москва);
Козлов Анатолий Юрьевич (СПб);
Козлов Сергей Сергеевич (Тюмень);
Корниенко Игорь Николаевич (Новосибирск);
Куренёв Алексей Михайлович (Челябинск);
Лугинов Николай Алексеевич (Якутск);
Макарова-Гриценко Светлана Николаевна (Краснодар);
Маслова Марина Ивановна (Курск), критик;
Океанский Вячеслав Петрович (Иваново), критик;
Попова Нина Викторовна (Москва), критик;
Сдобняков Валерий Викторович (Н. Новгород);
Сегень Александр Юрьевич (Москва);
Смолькин (Изборцев) Игорь Александрович (Псков);
Смышляев Александр Александрович (Петропавловск-Камчатский);
Тарковский Михаил Александрович (Красноярск);
Толстиков Николай Александрович (Вологда);
Чубенко Елена Ивановна (Чита);
Филиппов (Леонидов) Александр Леонидович (Уфа).