В среду, 27 ноября, в Государственной Думе прошел «правительственный час» на тему «О повышении роли системы среднего профессионального образования в кадровом обеспечении отраслей производства», сообщает пресс-служба Госдумы.
В обсуждении вопросов, касающихся развития системы среднего профессионального образования, приняли участие профильные министры, а также заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Чернышенко. Каждая фракция задала свои вопросы. Также в дискуссии участвовали представители непарламентских партий, которые приглашены сегодня на пленарное заседание ГД. Кроме того, состоялись выступления председателей профильных комитетов Государственной Думы. В режиме видео-конференц-связи приняли участие представители законодательной и исполнительной власти 89 субъектов Российской Федерации.
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин в ходе «правительственного часа» подчеркнул: «Мы с вами должны делать все для того, чтобы на оборонные предприятия, стройки, заводы, сельхозпредприятия пришли профессиональные, подготовленные кадры».
По его мнению, нужно «наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов, которые приедут и все проблемы решат».
Председатель ГД Вячеслав Володин обозначил ключевые проблемы в сфере профессионального технического образования, решение которых необходимо для преодоления дефицита кадров рабочих специальностей. Среди них коммерциализация СПО, фактическое отсутствие начального профессионального образования, несоответствие учебных программ реальным запросам рынка. От качества подготовки квалифицированных рабочих кадров во многом зависят развитие экономики и технологический суверенитет нашей страны, подчеркнул Вячеслав Володин.
«Человек хочет получить профессию сварщика, токаря. Приходит в СПО, колледж, техникум, отучился 1,5–1,8 года, приобрел эту специальность, но работать по ней не может. Ему надо закончить техникум или колледж, четыре года отучиться. Мы с вами должны делать все для того, чтобы пришли на стройки, заводы, сельхозпредприятия профессиональные, подготовленные кадры, наполнить рынок профессиональными рабочими и не уповать на мигрантов», — сказал он.
По словам Вячеслава Володина, «количество ребят, которые проходят подготовку именно в рамках начального профессионального образования, уменьшилось в пять раз. Нам же надо, чтобы на рынок труда пришло как можно больше профессиональных рабочих. Мы должны идти к решению задач, которые ставит Президент, находить инструментарий, решения по исправлению ситуации».
«ОГЭ, ЕГЭ для тех, кто хочет получить профессию сварщика или крановщика — зачем? Давайте мы решим хотя бы для среднего профессионального образования, начального образования: по итогам аттестата можно зачислять. Вот давайте эти конкретные предложения сегодня обсудим», — также заявил Председатель ГД.
Кроме того, по словам Вячеслава Володина, «главный вопрос сегодня у нас — сделать все для того, чтобы повысить престиж подготовки рабочих в профессии. И основной бич среднего профессионального образования — это платность обучения, которая сегодня свыше 40 % в среднем, а по некоторым регионам она зашкаливает». «Нет достойной материально-технической лабораторной базы. И, безусловно, надо думать о том, кто будет работать в техникумах. Если хотим готовить профессиональные рабочие кадры, нам надо начинать с тех, кто будет передавать эти знания. Нам хотелось бы, чтобы мы в итоге обсуждения сформулировали так перед собой задачи. Да, это компетенция регионов, но мы перед ними задачи такие должны формулировать и искать возможность софинансирования», — добавил он.
Министр труда и социальной защиты Антон Котяков в своем выступлении подчеркнул, что российскую систему образования планируется перестроить под те потребности, которые есть на рынке труда. «Запущена программа переподготовки и повышения квалификации уже имеющихся работников», — отметил министр.
По его словам, также есть возможность проводить переобучение работников, которые хотят перейти на дефицитные профессии — таких в России 150. При этом, чтобы повысить эффективность подготовки и справиться с кадровым дефицитом, заключают трехсторонний договор между соискателем, работодателем и образовательными организациями.
Также министр труда и социальной защиты отметил рост дефицита квалифицированных рабочих кадров на рынке труда. «Всего за несколько лет количество вакансий на одного безработного по квалифицированным рабочим специальностям возросло в 2,5 раза», — сказал Антон Котяков.
Он отметил, что кадровая потребность до 2030 года составляет не менее 2,4 млн человек. При этом число вакансий по операторам машинного оборудования на одного безработного выросло в два раза.
Также он сообщил: «Результаты мониторинга показывают, что в год выпуска уровень трудоустройства выпускников системы среднего профессионального образования составляет 53 %, на второй год после выпуска — 68,5 %. Мы ставим для себя в качестве целевого показателя трудоустройство специалистов на уровне 80–85 %».
Примечательно, что Вячеслав Володин обвинил министра труда в бездействии: «Вы министр. Мы Вас назначали. Берите и предлагайте инструментарий. Мы были на заводе недавно - дефицит огромный. Или Вы опять скажете: "Нам надо открыть двери для мигрантов"?».
«Вот фамилия человека, который привлекает мигрантов на эти профессии, — Котяков. А что Котяков делает для того, чтобы это были фамилии наших граждан?» — заключил Володин.
Комментируя острое обсуждение в Госдуме, известный политолог Сергей Александрович Михеев в эфире программы «Железная логика» на радио «ВестиФМ» отметил, что важно поставить диагноз и хотя бы начать обсуждение: «Какое-то время назад никто не собирался этим заниматься, ничего не хотел обсуждать, потому что "и так всё хорошо". Сейчас обсуждение есть, потому что многие вещи осознали. Ситуация и 10 лет назад не была лучше, чем сейчас. Надо бы всё это делать побыстрее, потому что у нас нет столетий на то, чтобы вальяжно, в комфортных условиях решать все имеющиеся проблемы».
«Что касается конкретного министра и ситуации в целом, то мне трудно определить его ответственность, - признался эксперт. - Проблемы, которые у нас есть, это результат системы, которая функционировала с 1991 года, и это факт. На мой взгляд, был допущен целый ряд системных ошибок в определении концепции развития экономики, и сейчас, когда есть серьезные вызовы, эти ошибки вылезли. Может быть, можно было перекантоваться в ситуации относительного благополучия и спокойствия, а как только вызовы стали очень жёсткие, сразу стало ясно, что надо что-то делать».
«Что касается мигрантов, они проблемы решить не могут, потому что квалификация у них крайне низкая, - констатировал политолог. - Те, которые приезжают, уже здесь приобретают какую-то квалификацию по очень ограниченным профессиям. Когда-то можно было решить за счёт возврата славянского, русского населения из бывшего советского пространства. Сейчас можно вернуть, но возможностей меньше, поэтому единственные пути – это совершенствование системы профтехобразования, создание соответствующих стимулов и рабочих мест. Кто этим должен заниматься? Конечно, министр. Депутаты должны принимать законы, министры должны заниматься своими делами, а ждать, пока само отрегулируется рынком, мы не можем себе позволить».
«По урокам труда тоже много вопросов: часто слышу, что там записывают какие-то конспекты, а нужны практические навыки. УПК – это правильно, я тоже через них проходил, но есть проблема: на базе чего это всё создавать? Раньше они сотрудничали с разными предприятиями, но, если будет решение, то дело пойдет», - считает Сергей Михеев.
Политолог признал наличие проблемы трудоустройства студентов, вместо которых набирают мигрантов:
«Проблема есть: где-то это приобрело характер, похожий на оргпреступность, где-то это "серые" схемы. Когда во главе угла не задача, а получение прибыли, то результата ждать не приходится - не те условия. Бывают более спокойные, комфортные исторические условия, когда можно себе позволить так к этому относиться, а сейчас не те условия, когда можно это доверить каким-то кадровым агентствам или людям, для которых прибыль превыше всего.
Простая вещь по иностранным рабочим: меньше ответственности, ниже зарплата, больше свободы действий с точки зрения увольнения. Можно ли в таком режиме решать важные задачи? Нельзя! Или это будет очень сложно, долго и с большими проблемами. Нам надо, чтобы у нас было такое-то производство, а предприниматели, которые за 30 лет привыкли заниматься совсем другим, говорят: "Вам надо - вы и делайте". А власть говорит: "У нас же рыночная экономика - вы делайте". Тупик, а проблему надо решать, менять концепцию экономики, а иначе по целому ряду вопросов задачи выполнены не будут. Потому что предприниматель, который начал свой бизнес для получения прибыли, пристроился к какому-то способу организации, ему так удобно, и он не будет этим заниматься. Зачем ему добровольно повышать свою степень ответственности, снижать норму прибыли, повышать уровень социальной защиты работников, если он этим не занимался 30 лет и прекрасно живёт?».