Окончание, начало см. здесь.
Главным событием моей поездки в Казань стало празднование Казанской иконы Божией Матери и запланированная на этот же день встреча с общественностью – русской и татарской.
День 4 ноября начался с молебна перед чтимой иконой Казанской Божией Матери в Благовещенском соборе Казанского кремля, который возглавили член Священного Синода митрополит Наро-Фоминский Никандр и митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и еще сонм архиереев, приехавших почтить образ Богородицы в месте его явления. После молебна владыки возглавили Крестный ход из кремля в Казанский Богородичный монастырь, в недавно воссозданный Казанский собор, разрушенный в годы безбожного лихолетья. Казанский собор построен на месте той самой сгоревшей когда-то церкви, где и была обретена будущим патриархом-мучеником Гермогеном Казанская икона Божией Матери.
Наш малый крестный ход перед началом большого. Перед входом Кремль с Михаилом Щегловым и Алексеем Гольцманом
На Крестный ход собралось множество людей, молитвенное шествие растянулось на сотни метров и завершилось Божественной Литургией, которую возглавили митрополиты Никандр и Кирилл в сослужении нескольких митрополитов и епископов.
Давно я не участвовал в Богослужении, на котором народ стоял, как «селёдки в бочке» – невозможно было не то что земной поклон совершить, но и толком перекреститься. Храм был полон богомольцев, несмотря на прохладную погоду в Казани, часть богомольцев не смогла попасть в храм и оставалась на улице, где была организована трансляция праздничного Богослужения.
Литургия в Казанском соборе Казани. Взгляд изнутри
Как потом выяснилось (сын прислал скан), я даже попал в кадр видеорепортажа телеканала «Союз». Где у них была камера, я не понял.
На кадре телеканала «Союз»
Было много причастников, так что священники причащали народ даже на паперти собора. Как, правда, проверяли – исповедовался человек или нет, непонятно, видимо – какой-то особенный опыт. Неприятно удивило еще исполнение молитвы «Отче наш». Не знаю, как в других храмах Казани, но в тот день молитва пелась, как в консерватории, что совсем не способствовало молитвенному настрою. Зачем это, и кто инициатор концерта во время литургии, не понятно. Быть может, это инициатива певчих, которые хотели показать своё мастерство, забыв при этом, что это не очень уместно во время Божественной Литургии...
У Казанского собора, где была явлена самая известная на Руси икона Божией Матери
После окончания Литургии мы заехали в часовню в честь Казанской иконы Божией Матери, где был отслужен молебен. Часовня эта сама по себе представляет современную достопримечательность православной Казани. Местный предприниматель и общественный деятель Дмитрий Бердников выкупил во дворе своего дома несколько гаражей, и на месте двух самых ветхих поставил эту часовню быстрой сборки-разборки, а на одном из гаражей разместил объявление о сборе гуманитарной помощи для СВО. Появились и недовольные таким «самоуправством», появились требования часовню снести. Но митрополит Казанский Кирилл благословил сохранить часовню и группе активистов, среди которых был и глава Общества русской культуры Михаил Щеглов, самим найти священника, который будет окормлять часовню.
И они нашли батюшку, да непростого, а самого боевого. О. Андрей Зеньков постоянно ездит в зону Специальной военной операции. Он и приехал в тот праздничный день, чтобы вместе с нами и прихожанами из окрестных домов вознести прошение ко Христу за наших ближних.
Отец Андрей служит молебен в часовне
После молитвы мы сфотографировали на память с прихожанами.
В часовне с прихожанами
Ну а отец Андрей прямо после нашего молебна уехал снова в командировку на СВО. Это была его уже 30-я поездка. Он даже выявил закономерность – каждый раз, когда ему доводилось служить в часовне, так он и отправлялся на СВО. Поэтому стяг со Спасом Нерукотворным, который принёс с собой Михаил Щеглов, в часовне был особенно уместен.
У часовни после молебна
Ну а на следующий день отец Андрей прислал уже другую фотографию и тоже со Спасом Нерукотворным, но уже из зоны боевых действий.
Священник Андрей Зеньков в зоне боевых действий
А во второй половине дня состоялась встреча с казанской общественностью, о которой хочу рассказать подробнее.
Мы давно условились с Михаилом Щегловым, что проведём такую встречу, на которую он пригласил местных представителей «Русской общины», сетевого движения, которое в последнее время получило известность и распространение. В Санкт-Петербурге с местной «Русской общиной» активно взаимодействует епархия, на традиционном Александровском крестном ходе 12 сентября общинники прошли отдельной колонной, что, к сожалению, вызвало нездоровую реакцию некоторых православных священников, о чём доводилось писать.
В Казани отношение к «Русской общине», к сожалению, другое – нездоровое, в чём я и имел возможность убедиться. Собственно, события вокруг моей встречи с общественниками и дали снование для такого заголовка моей статьи о поездке в Казань. А там был почти детектив.
Первоначально Михаил Щеглов направил просьбу о предоставлении зала для встречи в Союз писателей Татарстана, что было вполне логично, поскольку я являюсь членом Союза писателей России. Да и где, как не на площадке Союза писателей Татарстана, встречаться с русской и татарской общественностью для обсуждения актуальных проблем современной жизни нашего Отечества и перспектив развития России. Мне показалось, что всё было решено, обо всё договорились. Особенно порадовала резолюция председателя Союза писателей Татарстана Р.Р. Зайдуллина, который подписал резолюцию, разрешающую проведение встречи с восклицательным знаком. Мы, обрадованные таким отношением, даже пригласили Ркаила Рафаиловича принять участие во встрече и вместе обсудить вопросы межнационального согласия и нашего будущего.
Однако буквально накануне встречи выяснилось, что Союз писателей Татарстана не может предоставить нам площадку для проведения мероприятия «по техническим причинам». Причину организаторы указали совсем смехотворную, а из контекста разговора стало понятно, что поступил звонок из Казанского кремля с требованием запретить наше мероприятие.
Знающий реалии татарской политики, в отличие от меня, Михаил Щеглов ожидал такого развития событий и заранее договорился с другой площадкой для проведения встречи, где, кстати, мы когда-то провели учредительное заседание казанского отделения «Русского Собрания» – зал в гостинице «Волга». Это – тоже центр города, недалеко от кремля. Для надёжности Михаил Юрьевич даже специально съездил в гостиницу и внёс предоплату за аренду зала. Важно отметить, что мероприятие проводилось на коммерческой основе. Однако стоило нам объявить об этом публично, как Щеглову сообщили из администрации гостиницы, что они не могут предоставить нам помещение для встречи, хотя до этого не было ни малейших препятствий. Надо полагать, что и в гостиницу поступил звонок из Казанского кремля с требованием запретить проведение встречи русской общественности.
Руководитель гостиничного комплекса (частного предприятия!) и руководитель Союза писателей Татарстана (общественной организации!), несмотря на потерю коммерческой выгоды, взяли под козырёк и не посмели ослушаться команды из администрации раиса (как теперь именуется глава республики) Татарстана.
Чем же так испугало моё выступление чиновников администрации главы республики? Моя позиция в отношении национальной проблематики и в отношении нашей государственности хорошо известна, и она предельно лояльна российской государственности. Получается, что я представляю какую-то угрозу для татарстанской власти? Получается, интересы российской государственности и интересы татарстанской власти в чём-то существенном не совпадают. Только так я могу объяснить всю эту свистопляску со звонками из администрации с требованием отменить нашу встречу.
Ну а «телефонное право», конечно, живо напомнило советскую практику, которую мы вроде как дружно заклеймили как «советский тоталитаризм». Получается, что в Татарстане эта практика «советского тоталитаризма» снова в чести? Снова как-то проросла эта практика, а нынешние власти республики будто не хотят извлекать уроки из прошлого.
Такая политика обычно сопровождается попытками маргинализации реально существующих организаций, каковыми, например, в Казани являются «Общество русской культуры Татарстана» и отделение «Русского Собрания», которые возглавляет М.Ю. Щеглов. А сегодня такой реальной организацией является также и «Русская община». Власти не хотят выстраивать с ними диалог, а взамен пытаются создать какие-то организации-симулякры, имитирующие общественную активность. Эту практику мы помним по недавнему печальному опыту деятельности В.Суркова, который насоздавал шумные и, казалось, многочисленные организации молодёжи, а они потом благополучно растворились после прекращения финансирования.
Но сейчас-то времена изменились, это ведь нужно понимать. Специальная военная операция требует новых форм работы с обществом. Почему казанские власти продолжают старую дискредитировавшую себя практику работы с общественными организациями? Мне это непонятно. Ведь очевидно, что нужно работать с реальными людьми и живыми организациями, которые порой могут быть ершистыми, но именно они оказывают реальное влияние на общество, а не карманные структуры, которые можно плодить сколько угодно. Такие грустные мысли пришли мне, когда я наблюдал эту эпопею с запретом проведения мероприятия в Казани.
В результате нам с М.Ю. Щегловым пришлось воспользоваться опытом одного из знаменитых людей, связанных с Казанью, – опытом Владимира Ильича Ульянова (Ленина). И мы провели полуподпольную встречу на окраине города, в одном из залов, адрес которого во избежание неприятностей меня попросили не называть. О встрече публично не сообщали, разослали приглашение в мессенджерах и предупредили по телефону только своих. Поэтому собрание было не таким массовым, каким могло быть в Союзе писателей Татарстана. Наверное, этого и добивались старорежимные чиновники из администрации главы республики Татарстан.
Костяк нашего мероприятия составили активисты «Русской общины Татарстана», но приехали и некоторые другие соратники «Общества русской культуры».
Среди участников нашей встречи была известная православная активистка, председатель межрегионального общественного движения «За сохранение духовных и нравственных ценностей России» Наталья Фёдоровна Боровик, чьи обращения и призывы о покаянии русского народа в грехе цареубийства мы публиковали.
Из башкирского города Кумертау специально приехал один из опытных лидеров русского движения республики Башкортостан Виталий Луговой. Ему недавно пришлось столкнуться с открытыми гонениями в связи с его активной общественной позицией. Была совершена провокация, возбуждено уголовное дело, и Виталий провёл длительное время за решёткой, пока не была опровергнута фальсификация. Но разрушили его бизнес, и теперь он горько шутит: «Я простой разнорабочий». А он всего-то только создал секцию, в которой тренировал русских мальчишек навыкам единоборства, готовил будущих защитников Отечества. Вот в таких условиях приходится действовать активистам русского движения до сего дня в национальных регионах...
Также на встречу пришёл один из лидеров кряшен – администратор группы ВКонтакте «Совет старейшин кряшен России» Николай Иванович Токранов, который принял активное участие в нашей дискуссии. Надо отметить, что дискуссия в этой части приобрела острый характер из-за давнего противостояния между православными татарами и кряшенами. Специально для нашей встречи записала обращение одна из руководителей московской общины православных татар Динара Бухарова. И хотя её обращение было выдержано в мирном и конструктивном тоне, раздалась критика в адрес православных татар, что отражает давнее напряжение между кряшенами и православными татарами. Таковы реалии, которые иметь в виду некоторым нашим московским активистам.
Формат встречи был обычным. Я выступил с пространным не то чтобы докладом, скорее сообщением, посвященном важнейшим идеологическим проблемам. Рассказал о своём понимании общественно-политической ситуации в России и мире, об актуальных вопросах патриотического движения. Потом были вопросы – и по проблемам, которые я поднял, и по другим темам, которые обсуждаются на «Русской народной линии» (приятно, что нас читают и обсуждают наши публикации!). Например, о «екатеринбургских останках», об отношении к И.В. Сталину, о проблемах русского языка и топонимики… Словом, обсудили весь спектр тех проблем, которые сегодня волнуют патриотическую общественность.
Потом участники встречи выступили с репликами, в том числе и возражали мне по каким-то вопросам. Помимо вопроса о кряшенах бурную полемику вызвала моя трактовка русского национализма. Не все её разделяют, но я думаю, что это, скорее, понятийное расхождение. Поэтому я понял, что нужна просветительская работа в понимании русского вопроса и межнациональных проблем.
Встреча затянулась, ее планировали первоначально на три часа, но пришлось продлять время и дополнительно оплачивать аренду зала.
Памятное фото после встречи с общественностью
Словом, невзирая на противодействие чиновников Казанского кремля, встреча с общественностью республики состоялась и была весьма полезной. Печально только, что из-за чиновной глупости местных бюрократов прошла она полуподпольно и скомкано. А ведь в Союзе писателей Татарстана мы могли мирно и конструктивно обсудить межнациональные и межконфессиональные проблемы и противоречия. Ведь нам всё равно жить в одной стране, нам – и великороссам, и татарам, и башкирам – обустраивать вместе единую великую Россию! Поэтому необходимо спорные вопросы обсуждать, а не загонять в подполье, и искать пути решения тех проблем, по которым у нас есть расхождения и противоречия, в том числе среди этнически русских людей.
Хочется надеяться, что «Третья столица», как любят себя именовать власти Казани, будет более гостеприимной к представителям русской общественности. А пока я почувствовал только провинциальность и местечковость у чиновников, что совершенно несовместимо с понятием «столица».
Надеюсь, что мне еще доведётся побывать в Казани, и следующая встреча с русской общественностью (разных национальностей) состоится в иных – мирных и неконфронтационных – условиях.
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания, член Союза писателей России