Негостеприимная третья столица России

По отношению к русским общественникам власти Татарстана до сих пор сохраняют тоталитарные нормы

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русское Собрание 
0
903
Время на чтение 11 минут

Окончание, начало см. здесь.

Главным событием моей поездки в Казань стало празднование Казанской иконы Божией Матери и запланированная на этот же день встреча с общественностью – русской и татарской.

День 4 ноября начался с молебна перед чтимой иконой Казанской Божией Матери в Благовещенском соборе Казанского кремля, который возглавили член Священного Синода митрополит Наро-Фоминский Никандр и митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл и еще сонм архиереев, приехавших почтить образ Богородицы в месте его явления. После молебна владыки возглавили Крестный ход из кремля в Казанский Богородичный монастырь, в недавно воссозданный Казанский собор, разрушенный в годы безбожного лихолетья. Казанский собор построен на месте той самой сгоревшей когда-то церкви, где и была обретена будущим патриархом-мучеником Гермогеном Казанская икона Божией Матери.

Наш малый крестный ход перед началом большого. Перед входом Кремль с Михаилом Щегловым и Алексеем Гольцманом

На Крестный ход собралось множество людей, молитвенное шествие растянулось на сотни метров и завершилось Божественной Литургией, которую возглавили митрополиты Никандр и Кирилл в сослужении нескольких митрополитов и епископов.

Давно я не участвовал в Богослужении, на котором народ стоял, как «селёдки в бочке» – невозможно было не то что земной поклон совершить, но и толком перекреститься. Храм был полон богомольцев, несмотря на прохладную погоду в Казани, часть богомольцев не смогла попасть в храм и оставалась на улице, где была организована трансляция праздничного Богослужения.

Литургия в Казанском соборе Казани. Взгляд изнутри

Как потом выяснилось (сын прислал скан), я даже попал в кадр видеорепортажа телеканала «Союз». Где у них была камера, я не понял.

На кадре телеканала «Союз»

Было много причастников, так что священники причащали народ даже на паперти собора. Как, правда, проверяли – исповедовался человек или нет, непонятно, видимо – какой-то особенный опыт. Неприятно удивило еще исполнение молитвы «Отче наш». Не знаю, как в других храмах Казани, но в тот день молитва пелась, как в консерватории, что совсем не способствовало молитвенному настрою. Зачем это, и кто инициатор концерта во время литургии, не понятно. Быть может, это инициатива певчих, которые хотели показать своё мастерство, забыв при этом, что это не очень уместно во время Божественной Литургии...

У Казанского собора, где была явлена самая известная на Руси икона Божией Матери. За спиной могила митрополита Феофана.

После окончания Литургии мы заехали в часовню в честь Казанской иконы Божией Матери, где был отслужен молебен. Часовня эта сама по себе представляет современную достопримечательность православной Казани. Местный предприниматель и общественный деятель Дмитрий Бердников выкупил во дворе своего дома несколько гаражей, и на месте двух самых ветхих поставил эту часовню быстрой сборки-разборки, а на одном из гаражей разместил объявление о сборе гуманитарной помощи для СВО. Появились и недовольные таким «самоуправством», появились требования часовню снести. Но митрополит Казанский Кирилл благословил сохранить часовню и группе активистов, среди которых был и глава Общества русской культуры Михаил Щеглов, самим найти священника, который будет окормлять часовню.

И они нашли батюшку, да непростого, а самого боевого. О. Андрей Зеньков постоянно ездит в зону Специальной военной операции. Он и приехал в тот праздничный день, чтобы вместе с нами и прихожанами из окрестных домов вознести прошение ко Христу за наших ближних.

Отец Андрей служит молебен в часовне

После молитвы мы сфотографировали на память с прихожанами.

В часовне с прихожанами

Ну а отец Андрей прямо после нашего молебна уехал снова в командировку на СВО. Это была его уже 30-я поездка. Он даже выявил закономерность – каждый раз, когда ему доводилось служить в часовне, так он и отправлялся на СВО. Поэтому стяг со Спасом Нерукотворным, который принёс с собой Михаил Щеглов, в часовне был особенно уместен.

У часовни после молебна

Ну а на следующий день отец Андрей прислал уже другую фотографию и тоже со Спасом Нерукотворным, но уже из зоны боевых действий.

Священник Андрей Зеньков в зоне боевых действий

А во второй половине дня состоялась встреча с казанской общественностью, о которой хочу рассказать подробнее.

Мы давно условились с Михаилом Щегловым, что проведём такую встречу, на которую он пригласил местных представителей «Русской общины», сетевого движения, которое в последнее время получило известность и распространение. В Санкт-Петербурге с местной «Русской общиной» активно взаимодействует епархия, на традиционном Александровском крестном ходе 12 сентября общинники прошли отдельной колонной, что, к сожалению, вызвало нездоровую реакцию некоторых православных священников, о чём доводилось писать.

В Казани отношение к «Русской общине», к сожалению, другое – нездоровое, в чём я и имел возможность убедиться. Собственно, события вокруг моей встречи с общественниками и дали основание для такого заголовка моей статьи о поездке в Казань. А там был почти детектив.

Первоначально Михаил Щеглов направил просьбу о предоставлении зала для встречи в Союз писателей Татарстана, что было вполне логично, поскольку я являюсь членом Союза писателей России. Да и где, как не на площадке Союза писателей Татарстана, встречаться с русской и татарской общественностью для обсуждения актуальных проблем современной жизни нашего Отечества и перспектив развития России. Мне показалось, что всё было решено, обо всё договорились. Особенно порадовала резолюция председателя Союза писателей Татарстана Р.Р. Зайдуллина, который подписал резолюцию, разрешающую проведение встречи с восклицательным знаком. Мы, обрадованные таким отношением, даже пригласили Ркаила Рафаиловича принять участие во встрече и вместе обсудить вопросы межнационального согласия и нашего будущего.

Однако буквально накануне встречи выяснилось, что Союз писателей Татарстана не может предоставить нам площадку для проведения мероприятия «по техническим причинам». Причину организаторы указали совсем смехотворную, а из контекста разговора стало понятно, что поступил звонок из Казанского кремля с требованием запретить наше мероприятие.

Знающий реалии татарской политики, в отличие от меня, Михаил Щеглов ожидал такого развития событий и заранее договорился с другой площадкой для проведения встречи, где, кстати, мы когда-то провели учредительное заседание казанского отделения «Русского Собрания» – зал в гостинице «Волга». Это – тоже центр города, недалеко от кремля. Для надёжности Михаил Юрьевич даже специально съездил в гостиницу и внёс предоплату за аренду зала. Важно отметить, что мероприятие проводилось на коммерческой основе. Однако стоило нам объявить об этом публично, как Щеглову сообщили из администрации гостиницы, что они не могут предоставить нам помещение для встречи, хотя до этого не было ни малейших препятствий. Надо полагать, что и в гостиницу поступил звонок из Казанского кремля с требованием запретить проведение встречи русской общественности.

Руководитель гостиничного комплекса (частного предприятия!) и руководитель Союза писателей Татарстана (общественной организации!), несмотря на потерю коммерческой выгоды, взяли под козырёк и не посмели ослушаться команды из администрации раиса (как теперь именуется глава республики) Татарстана.

Чем же так испугало моё выступление чиновников администрации главы республики? Моя позиция в отношении национальной проблематики и в отношении нашей государственности хорошо известна, и она предельно лояльна российской государственности. Получается, что я представляю какую-то угрозу для татарстанской власти? Получается, интересы российской государственности и интересы татарстанской власти в чём-то существенном не совпадают. Только так я могу объяснить всю эту свистопляску со звонками из администрации с требованием отменить нашу встречу.

Ну а «телефонное право», конечно, живо напомнило советскую практику, которую мы вроде как дружно заклеймили как «советский тоталитаризм». Получается, что в Татарстане эта практика «советского тоталитаризма» снова в чести? Снова как-то проросла эта практика, а нынешние власти республики будто не хотят извлекать уроки из прошлого.

Такая политика обычно сопровождается попытками маргинализации реально существующих организаций, каковыми, например, в Казани являются «Общество русской культуры Татарстана» и отделение «Русского Собрания», которые возглавляет М.Ю. Щеглов. А сегодня такой реальной организацией является также и «Русская община». Власти не хотят выстраивать с ними диалог, а взамен пытаются создать какие-то организации-симулякры, имитирующие общественную активность. Эту практику мы помним по недавнему печальному опыту деятельности В.Суркова, который насоздавал шумные и, казалось, многочисленные организации молодёжи, а они потом благополучно растворились после прекращения финансирования.

Но сейчас-то времена изменились, это ведь нужно понимать. Специальная военная операция требует новых форм работы с обществом. Почему казанские власти продолжают старую дискредитировавшую себя практику работы с общественными организациями? Мне это непонятно. Ведь очевидно, что нужно работать с реальными людьми и живыми организациями, которые порой могут быть ершистыми, но именно они оказывают реальное влияние на общество, а не карманные структуры, которые можно плодить сколько угодно. Такие грустные мысли пришли мне, когда я наблюдал эту эпопею с запретом проведения мероприятия в Казани.

В результате нам с М.Ю. Щегловым пришлось воспользоваться опытом одного из знаменитых людей, связанных с Казанью, – опытом Владимира Ильича Ульянова (Ленина). И мы провели полуподпольную встречу на окраине города, в одном из залов, адрес которого во избежание неприятностей меня попросили не называть. О встрече публично не сообщали, разослали приглашение в мессенджерах и предупредили по телефону только своих. Поэтому собрание было не таким массовым, каким могло быть в Союзе писателей Татарстана. Наверное, этого и добивались старорежимные чиновники из администрации главы республики Татарстан.

Костяк нашего мероприятия составили активисты «Русской общины Татарстана», но приехали и некоторые другие соратники «Общества русской культуры».

Среди участников нашей встречи была известная православная активистка, председатель межрегионального общественного движения «За сохранение духовных и нравственных ценностей России» Наталья Фёдоровна Боровик, чьи обращения и призывы о покаянии русского народа в грехе цареубийства мы публиковали.

Из башкирского города Кумертау специально приехал один из опытных лидеров русского движения республики Башкортостан Виталий Луговой. Ему недавно пришлось столкнуться с открытыми гонениями в связи с его активной общественной позицией. Была совершена провокация, возбуждено уголовное дело, и Виталий провёл длительное время за решёткой, пока не была опровергнута фальсификация. Но разрушили его бизнес, и теперь он горько шутит: «Я простой разнорабочий». А он всего-то только создал секцию, в которой тренировал русских мальчишек навыкам единоборства, готовил будущих защитников Отечества. Вот в таких условиях приходится действовать активистам русского движения до сего дня в национальных регионах...

Также на встречу пришёл один из лидеров кряшен – администратор группы ВКонтакте «Совет старейшин кряшен России» Николай Иванович Токранов, который принял активное участие в нашей дискуссии. Надо отметить, что дискуссия в этой части приобрела острый характер из-за давнего противостояния между православными татарами и кряшенами. Специально для нашей встречи записала обращение одна из руководителей московской общины православных татар Динара Бухарова. И хотя её обращение было выдержано в мирном и конструктивном тоне, раздалась критика в адрес православных татар, что отражает давнее напряжение между кряшенами и православными татарами. Таковы реалии, которые иметь в виду некоторым нашим московским активистам.

Формат встречи был обычным. Я выступил с пространным не то чтобы докладом, скорее сообщением, посвященном важнейшим идеологическим проблемам. Рассказал о своём понимании общественно-политической ситуации в России и мире, об актуальных вопросах патриотического движения. Потом были вопросы – и по проблемам, которые я поднял, и по другим темам, которые обсуждаются на «Русской народной линии» (приятно, что нас читают и обсуждают наши публикации!). Например, о «екатеринбургских останках», об отношении к И.В. Сталину, о проблемах русского языка и топонимики… Словом, обсудили весь спектр тех проблем, которые сегодня волнуют патриотическую общественность.

Потом участники встречи выступили с репликами, в том числе и возражали мне по каким-то вопросам. Помимо вопроса о кряшенах бурную полемику вызвала моя трактовка русского национализма. Не все её разделяют, но я думаю, что это, скорее, понятийное расхождение. Поэтому я понял, что нужна просветительская работа в понимании русского вопроса и межнациональных проблем.

Встреча затянулась, ее планировали первоначально на три часа, но пришлось продлять время и дополнительно оплачивать аренду зала.

Памятное фото организаторов после встречи с общественностью

Словом, невзирая на противодействие чиновников Казанского кремля, встреча с общественностью республики состоялась и была весьма полезной. Печально только, что из-за чиновной глупости местных бюрократов прошла она полуподпольно и скомкано. А ведь в Союзе писателей Татарстана мы могли мирно и конструктивно обсудить межнациональные и межконфессиональные проблемы и противоречия. Ведь нам всё равно жить в одной стране, нам – и великороссам, и татарам, и башкирам – обустраивать вместе единую великую Россию! Поэтому необходимо спорные вопросы обсуждать, а не загонять в подполье, и искать пути решения тех проблем, по которым у нас есть расхождения и противоречия, в том числе среди этнически русских людей.

Хочется надеяться, что «Третья столица», как любят себя именовать власти Казани, будет более гостеприимной к представителям русской общественности. А пока я почувствовал только провинциальность и местечковость у чиновников, что совершенно несовместимо с понятием «столица».

Надеюсь, что мне еще доведётся побывать в Казани, и следующая встреча с русской общественностью (разных национальностей) состоится в иных – мирных и неконфронтационных – условиях.

Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

13.

А. Д. Степанов:
«Ведь нам всё равно жить в одной стране, нам – и великороссам, и татарам, и башкирам – обустраивать вместе единую великую Россию! Поэтому необходимо спорные вопросы обсуждать, а не загонять в подполье, и искать пути решения тех проблем, по которым у нас есть расхождения и противоречия, в том числе среди этнически русских людей.»
//////////////////////

Подполье… А «ну» как взглянуть на случившееся с позиции Промысла Божьего – что если Господу то было НЕУГОДНО – в смысле – «раскрутка» «русского вопроса»? «Вон», как уже ранее отмечалось – выразил же Патриарх Кирилл однажды на встрече с молодежью TV, по сути, отрицательное (?) отношение к идее создания Русской партии? Мол, с ВЕРОЙ не получается, но и Партию «не хотим»; идеологию не желаем, но и что под мировоззрением подразумеваем от «симфонии властей» - как там, по-Высоцкому - ни «гу-гу» (?) - ну, прям «тяни-толкай» какой-то?
А нет ли здесь «тотального» лукавства? Но с чем, оно, в таком случае связано – отчего такая БОЯЗНЬ (?) может проистекать?

12. Ответ на 11, иерей Илья Мотыка:

«Нам, татарам, все равно...» - любил когда-то говаривать знакомый человек – кстати, весьма добросовестный специалист… Интересно, сказал бы он это в отношении «третьей столицы», коих ныне в России - судя по сообщениям СМИ – «пруд пруди»? Литературная первая, вторая… третья и т.д. и т.п.…- как там, в фильме «про Шурика» - «огласите весь список, пожалуйста»?

11.

Всегда считал, что третьей столицей России является Нижний Новгород. Хотя по факту столицами России в отличии от Казани фактически были и Александрова Слобода, Ярославль, Новгород, Владимир и даже Куйбышев.

10.

А. Д.Степанов:
«В результате нам с М.Ю. Щегловым пришлось воспользоваться опытом одного из знаменитых людей, связанных с Казанью, – опытом Владимира Ильича Ульянова (Ленина). И мы провели полуподпольную встречу на окраине города, в одном из залов, адрес которого во избежание неприятностей меня попросили не называть…»
/////////////////
Не то, чтобы прям по сыщику Гоцману с «картиной в масле», но определенные ассоциации может вызвать:
«В. И. Ленин в Разливе в 1917 году» и… «Степанов в Казани в 2024 году», а коли еще учесть год создания известной картины - 1934...? Там, правда, шалаш, а здесь – арендуемый (на коммерческой основе»?) зал… И что бы это в «параллели» могло «означать» - т. ск. «парад планет» в «спирали истории» на очередном витке с перспективой изменения «качества» текущей ситуации?
Похоже, в «некоем» смысле, визит действительно исторический…

9. Ответ на 8, Анатолий Степанов: просто совсем не смешно

Тут и обсуждать особо нечего. Считать, что украинский национализм плохой, а русский будет хороший - просто смешно.

Обсуждать-то как раз очень даже есть что, сегодня не социальные, а национальные проблемы встают в полный рост, вне зависимости от того - нравится это кому-то или нет, видит кто-то это или не видит. И проблемы эти на наших глазах обостряются.
Конечно, есть реальная опасность того, что поддержка "хорошего национализма" может на практике привести к усилению "плохого".... но это как раз может произойти по причине неумения отличать одно от другого. А причиной неумения в частности является и то, что об этом не хотят говорить.
Например, украинский национализм - он ведь очень странный, какой-то кастрированный или обрезанный, учитывая то, что украинцы хотят в объединенную Европу с ее "средним европейцем", а управляют ими совсем даже не украинцы... Если русский национализм будет таким-же - то, конечно, в этом не будет ничего хорошего, мягко говоря.
Но ведь есть и совсем другие примеры, например, национализм Северной Кореи или Кубы, той же Абхазии буквально сегодня... В мире полным ходом идет как полное размывание так уже и прямое уничтожение всех, можно сказать последних, национальных устоев, остаются только отдельные очаги сопротивления...
И при этом Вы говорите, что нечего обсуждать?
Наблюдатель / 18.11.2024, 02:21

8. Калужанину

С калужанином Андреем Сошенко мы давно расходимся в этом вопросе.
Считаю его позицию теоретически ошибочной, практически вредной.
Попытка выдумать хороший (имперский, православный) русский национализм свидетельствует просто о теоретической слабости А.Сошенко.
Тут и обсуждать особо нечего. Считать, что украинский национализм плохой, а русский будет хороший - просто смешно.

7.

Политика центральной власти по отношению к отдельно взятым территориальным республикам должна носить внятный и исчерпывающий характер, но мало того за всем этим должен осуществляться ПОЛНЫЙ динамический контроль. Иначе сепаратистских тенденций избежать не получиться. Русские люди на территории РФ нигде не должны ощущать себя гостями, тем более гостями нежелательными, а Русская культура, язык и традиции на всей территории должны пользоваться уважением. Попытка заигрывания с местным национализмом со стороны центральной власти закладывает мину замедленного действия под саму основу существования объединенного государства. Примеров этому в истории предостаточно, взять хотя бы праздник "Песни" распространенный в республиках Прибалтики перед крушением СССР. Внешне благопристойный, он использовался как накопитель определенных настроений и тенденций в обществе, на определенном этапе появление на этом празднике русского человека стало опасным. Ситуацию проще профилактировать, чем разруливать когда болезнь уже запущенна. Это серьезная тема.

6. Ответ на 4, Калужанин:

В.Н. Осипов говорил: "Русский национализм я воспринимаю как любовь к своему народу, как желание ему блага духовного, нравственного и материального. Всемирная отзывчивость русского народа, отмеченная Достоевским, на мой взгляд, надежная гарантия против шовинизма и ксенофобии. Я считаю, что нужно органически сочетать национализм и имперскость русских. Естественно, в понятие «русские» я включаю белорусов и украинцев. Все это русский народ".
Вот на этом вопросе, кстати, многие читатели отвернулись от РНЛ, покинули сайт, больше никогда на него не вернутся. На вопросе русского национализма. Впрочем, есть и иные не совсем русские понимания вещей главредом РНЛ. Вроде, Русская Народная Линия. А распространяются невежественные, если не сказать, еретические, мысли о понимании русскости.


Здесь я полностью согласен с уважаемым П.В. Тихомировым - утверждение о "еретичности" представления о русскости, как характеристике русского народа, равного другим народам, которые перед Богом обладают в этой жизни такими же правами, соответствует язычеству.

5.

"Из казанского подполья - с любовью" - однако!
Алекс / 17.11.2024, 10:18

4. ещё маленькое продолжение...

В.Н. Осипов говорил: "Русский национализм я воспринимаю как любовь к своему народу, как желание ему блага духовного, нравственного и материального. Всемирная отзывчивость русского народа, отмеченная Достоевским, на мой взгляд, надежная гарантия против шовинизма и ксенофобии. Я считаю, что нужно органически сочетать национализм и имперскость русских. Естественно, в понятие «русские» я включаю белорусов и украинцев. Все это русский народ".
Вот на этом вопросе, кстати, многие читатели отвернулись от РНЛ, покинули сайт, больше никогда на него не вернутся. На вопросе русского национализма. Впрочем, есть и иные не совсем русские понимания вещей главредом РНЛ. Вроде, Русская Народная Линия. А распространяются невежественные, если не сказать, еретические, мысли о понимании русскости.
Калужанин / 16.11.2024, 21:37
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
О вреде исторических реконструкций
Зачем Егор Холмогоров решил сочинить новую историческую мифологию?
14.01.2025
Трампистский глобализм может оказаться опаснее
Об одной важной ошибке Александра Дугина
13.01.2025
Что же такое начётничество?
Объяснение с автором РНЛ
11.01.2025
«Русские общины» и опасность русского национализма
О подоплёке скандала вокруг выступления депутата Олега Матвейчева
09.01.2025
Главное событие 2024 года оказалось незамеченным
Реставраторы уничтожили икону Божией Матери «Державная» – что это значит?
06.01.2025
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Все статьи темы
Русское Собрание
Перед поездкой на Донбасс
В Казани будут молиться за наших воинов
15.01.2025
В поисках образа будущего России
В Москве состоялось очередное заседание Русского Собрания
23.12.2024
Негостеприимная третья столица России
В отношении власти Татарстана к русским общественникам до сих пор сохраняются тоталитарные нормы
15.11.2024
Станет ли Казань центром обсуждения насущных проблем общества, или вновь вклинятся «чиновники-вахтёры»?
Непраздный вопрос в канун дискуссии «Россия и Русский мир: история, современные вызовы и перспективы», назначенной в Казани на 4 ноября 2024 г.
01.11.2024
Анатолий Степанов: Казань – один из важнейших центров русской цивилизации
Беседа с председателем Общества русской культуры Республики Татарстан Михаилом Щегловым в канун праздника Дня народного единства и участия в заседании дискуссионного клуба «Третья столица» Казанского отделения «Русского собрания»
28.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ритуальный погром Русской Культуры
Новый комментарий от Фиалка
16.01.2025 07:59
Русский писатель и «кольцо власти»
Новый комментарий от Сергей из НН
16.01.2025 07:17
«Перелётные люди» Эвелины Азаевой
Новый комментарий от Павел Тихомиров
16.01.2025 03:56
О так называемом подсознании
Новый комментарий от архетипика
15.01.2025 23:19
Как заменить капитализм на солидарный строй
Новый комментарий от учитель
15.01.2025 21:19
Секрет Шафаревича
Новый комментарий от Elenaelena
15.01.2025 21:09