На Казанскую я побывал в Казани. С руководителем местного отделения «Русского Собрания», известным казанским общественным деятелем, председателем Общества русской культуры республики Татарстан Михаилом Юрьевичем Щегловым мы давно планировали встречу на Казанской земле в рамках проекта дискуссионного клуба «Третья столица», который организовал Щеглов с коллегами.
И вот – свершилось! Решили, что уместнее всего встретиться именно на Казанскую, в День народного единства. Праздник этот, хотя и связан с Москвой, а не с Казанью, но икона Казанской Божией Матери все-таки ведёт своё начало из Казани...
Мы с супругой прилетели в Казань накануне Дня народного единства. В аэропорту нас встретили М.Ю. Щеглов и еще один казанец, интересный человек, с которым мы общались первые два дня пребывания в Казани, активист Национально-освободительного движения (НОД) Алексей Гольцман. Его предки переселились из немецких земель в Россию ещё в позапрошлом веке и с тех пор немцы Гольцманы обрусели, а теперь в лице Алексея стали активными поборниками русской национальной государственности. Кстати, в ходе нашей поездки Алексей постоянно пытался и мне пропагандировать идеи НОД, несмотря на мои уверения, что я лично и довольно давно знаю лидера движения, депутата Госдумы Евгения Фёдорова. Не вполне разделяю некоторые идеи НОД. Однако, Алексей, как настоящий русский немец, настойчивый и целеустремлённый, при любом случае переводил разговор на темы НОД и пытался меня завербовать в ряды движения. Это из забавного, что было во время поездки.
Из аэропорта, не заезжая в гостиницу, мы направились в знаковое место Казанской земли, символ русского присутствия в регионе – остров-град Свияжск.
Прибыли в Свияжск
Это уникальное как для русской архитектуры, так и для русской истории, да и для русской духовности, место. Можно просто ходить и любоваться красотами. Мы, конечно, осмотрели достопримечательности Свияжска, хотя после Санкт-Петербурга в Казани была уже настоящая зима.
У Иоанно-Предтеченского собора
В Свияжске сохранилась уникальная старинная Троицкая церковь XVI века, которая помнит самого Иоанна Васильевича Грозного. Ныне она часть Иоанно-Предтеченского монастыря.
У старинной Троицкой церкви 16 века
Но сначала заглянули в гости к главному человеку в Свияжске архитектору, автору более полусотни проектов реставрации и строительства храмов (в том числе храмов и на Афоне) Евгению Васильевичу Игнатьеву. В приятном и полезном общении с ним и его замечательной супругой – архитектором-реставратором, экскурсоводом Мариной Юрьевной Степановой (судя по фамилии, вероятно, моей дальней родственницей) мы провели несколько часов.
По проекту супругов был отреставрирован братский корпус Свято-Успенского мужского монастыря в Свияжске, построены многие жилые дома на острове-граде. Евгений Васильевич является руководителем авторского коллектива, который разработал концепцию возрождения острова-града Свияжск, утверждённую кабинетом министерств республики в 2007 году. Он является членом правления Общества русской культуры РТ. В авторитете и известности Е.В. Игнатьева мы имели случай убедиться даже во время экскурсии, которую он нам проводил, рассказывая о достопримечательностях Свияжска. На выходе из храма к нам подошла незнакомая женщина, которая выразила ему слова благодарности за его труды. Причём, она была не из Казани, а из какого-то другого города.
Отдельная сторона деятельности Евгения Васильевича – работа на Афоне в Пантелеимоновом монастыре, о чём он нам с интересом и увлечением рассказывал. В его рабочем кабинете, похожем больше на келию, висит примечательная и редкая икона – «Собор святых русских государей» (об этом несколько лет назад была публикация на сайте «Православие.Ру»). Этот образ особо почитаем именно в Пантелеимоновом монастыре на Афоне, откуда Евгений Васильевич привёз копию чудной иконы. На иконе изображены 160 представителей двух царствующих династий России – Рюриковичей и Романовых, прославленных Русской Церковью. Среди них два царя – Фёдор Иоаннович (сын Ивана Грозного) и Николай II. Также на иконе 40 великих князей, 101 удельный князь и 17 других представителей рода Романовых, канонизированных Русской Православной Церковью и РПЦЗ.
К сожалению, в России мало известна сия уникальная икона, а ведь это фактически икона святости русской государственности, которую как раз сегодня нужно активно тиражировать. Впрочем, образ на Афоне почитается недавно – с 2013 года по благословению почившего старца – наместника монастыря Иеремии (Алёхина). Прозревая великое будущее России, старец благословил совершать особое молебствие перед этой иконой. Но было бы прекрасно и сегодня особенно важно, если бы перед этим образом русской государственности служил молебны Предстоятель Русской Церкви в Храме Христа Спасителя.
Е.В. Игнатьев показывает нам ту самую царскую икону с Афона
Время за беседой текло так быстро, что на экскурсию по Свияжску мы вышли, когда стало смеркаться…
Экскурсия по вечернему Свияжску
Меня давно интересовала одна история, связанная со Свияжском, которая известна из эмигрантской литературы, что якобы именно в Свияжске в годы гражданской войны был установлен памятник Иуде, грозящему кулаком Небу. Как сообщалось, этот памятник открывал лично Лев Троцкий. Поэтому я не преминул поинтересоваться у нашего именитого экскурсовода – верны ли эти сведения, зная, что в условиях гражданской войны было много пропагандистских вымыслов с обеих сторон. Е.В. Игнатьев подтвердил, что Троцкий был в Свияжске и даже показал два дома, в которых он, предположительно, останавливался и с балкона которых выступал перед красноармейцами.
С балкона этого дома, вероятно, выступал Троцкий
Похожа на правду и история с установкой памятника Иуде. Евгений Васильевич указал и возможное место, где мог стоять памятник, примечательно, что позже на этом месте поставили памятник Ленину, который ныне убран с центральной площади города, носившей до революции имя Соборной.
Там где ныне стоит урна и стоял памятник Иуде, а потом Ленину
Ну а в музее Свияжска охочие до сенсаций сотрудники изготовили восковую фигуру неистового Лейбы Давидовича, проводящего время в думах о судьбе советской республики в обществе молодой секретарши, видимо его любовницы фурии революции Ларисы Рейснер.
Скрин ролика с сайта Свияжского музея.
Михаил Юрьевич Щеглов организовал для нас позднее и еще одну замечательную экскурсию – уже по Казани, которую провёл прекрасный историк и краевед Марк Шишкин. Мы прошли по центру Казани, посмотрели редкие архитектурные достопримечательности. Рекомендую всем нашим читателям, которые будут в Казани, попросить Михаила Юрьевича познакомить вас с Марком, который с большой любовью и знанием всевозможных интереснейших деталей расскажет и покажет мало известные достопримечательности Казани, в том числе связанные со многими великими именами русской науки и культуры. А с Казанью связаны великий певец Фёдор Шаляпин, великий математик Николай Лобачевский, великий химик Александр Бутлеров, великий поэт и государственный деятель Гавриил Державин, выдающийся психиатр Владимир Бехтерев, писатель Максим Горький, поэт, академик Владимир Панаев, ну и, конечно же, Владимир Ленин и другие. Многие известные деятели нашей истории оставили свой след в Казани.
С краеведом М. Шишкиным у Казанского университета
А еще мы побывали в двух уникальных местах Казани. Сначала в Зилантовом Успенском женском монастыре. Здесь когда-то находилась ставка Царя Ивана Васильевича перед штурмом столицы Казанского ханства, а по древнему преданию на этой самой горе, с которой видна как на ладони Казань, жило чудище – змей Зилант, который изображён на гербе Казани, причем еще со времён Екатерины Великой. А после присоединения Казани к Русскому государству на месте обиталища чудища был основан Успенский Зилантов монастырь. В монастыре хранится уникальная икона Божией Матери, где Она представлена как Игумения обители в окружении сонма святых Казанской земли.
В Зилантовом монастыре
А первоначально Зилантов монастырь находился на островке на реке Казанка и был местом упокоения воинов, павших при взятии города в 1552 году, которое совершилось на второй день после праздника Покрова Божией Матери. В память павших воинов была учреждена Покровская родительская суббота, которая выпала одно время из церковного календаря, а теперь снова восстановлена. Затем монастырь был перенесён на Зилантову гору, а на островке был сооружён храм-памятник – воинская усыпальница во имя Всемилостивого Спаса.
Вот туда мы отправились пешком из Зилантова монастыря. В России похожих по архитектуре храмов немного – храм-часовня построена в виде солдатской палатки (некоторые, правда, видят в ней масонскую пирамиду, но у нас много чудиков). Хотя больше известен такой же храм в Севастополе на Северной стороне, где покоятся защитники города после первой героической обороны города (есть, кстати, малоизвестный широкой публике храм в Бахчисарае, где находился военный госпиталь и где умирали от ран защитники Севастополя), но храм в Казани появился раньше.
Сейчас в храме-памятнике, слава Богу, начались реставрационные работы. Михаил Юрьевич Щеглов договорился со строителями – нас пустили на территорию строительной площадки при условии, что мы оденем каски.
У храма-памятника на реке Казанка
Мы зашли в храм, осмотрели и нижнюю часть, где под спудом покоятся останки воинов, бравших штурмом Казань, пропели «Вечную память» всем русским воинам, погребенным в месте сем. Мы со Щегловым поднялись по деревянным лестницам наверх, где осмотрели сохранившиеся росписи святых апостолов.
На лесах в храме-памятнике
Работы и в самом храме-памятнике и на острове идут полным ходом, поэтому есть уверенность, что храм скоро будет восстановлен, и в нём будут совершаться поминовения воинов. Ну а читатели «Русской народной линии» помнят, как Михаил Щеглов с соратниками неоднократно поднимал эту проблему (см. здесь, здесь и здесь). В «лихие 90-ые» пользовавшиеся поддержкой власти тогда татарские националисты пытались уничтожить этот исторический и духовный памятник Руси, и благодаря русским общественникам из Общества русской культуры удалось тогда отстоять храм-памятник. И вот сегодня по решению федеральных властей она восстанавливается и скоро станет, не сомневаюсь, самым посещаемым местом среди паломников и туристов.
Продолжение следует
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания, член Союза писателей России
5. Ответ на 1, Апографъ:
Два сапога - пара и логическое завершение богопротивникам.Именно с сноса памятников В.И. Ленину начался бандеровской путч на Украине. Характерно, что в Татарстане события развиваются тем же сценарием.
4.
3. Ответ на 1, Апографъ:
Два сапога - пара и логическое завершение богопротивникам.
Сколько здесь самосвятов уже было. Что-то вы, истинно православные, когда дерипаски и потанины стали проталкивать отмену коммуняцкой пенсионной системы, подняли истерику, а тут Ленин иуда. Поставьте памятник Абрамовичу - он воплотил вашу мечту о частной собственности.
2. Здесь русский Дух, здесь Русью пахнет...
В детстве я часто проезжал Казань на поезде, когда родители ездили в отпуск. Поезд прибывал уже под вечер, отправлялся, когда уже начинало немного темнеть, и все высыпали из купе в проход, чтобы посмотреть на стены Кремля, за стенами которого так хотелось побывать, и на загадочное строение на реке Казанке, про которое рассказывали самые разные версии. Детское желание сбылось много десятилетий спустя.
В Казань ехали с определенной настороженностью, с неуверенностью, что понравится, поскольку много через голову прошло всякой информации про татарский национализм и прочее... однако, реальность, с которой мы столкнулись за несколько дней, не дала никаких подкреплений имевшемуся скепсису.
Очень понравился Кремль, атмосфера в нем. Рядом с ним, кстати, интересный Национальный музей Республики Татарстан. Чуть дальше, кажется, единственный в стране памятник молодому Ленину, вроде никто сносить не собирается, Потомок может быть спокоен за Казань. Здания университета рассеяны по всему центру...
При посещении Свияжска сразу пришел в голову пушкинский остров Буян. Только уже вернувшись прочитал версию о том, что "А Пушкин, когда добирался до Казани на пароме, увидев Свияжск, воскликнул: «Вот и нашел я тебя, мой остров Буян!»
Хотя, наверное, его лучше посещать летом, зимой как-то на нем было холодновато и не очень уютно, как и на фотографиях Анатолия Дмитриевича. Может дух Льва Давидовича до конца не выветрился...
Но вот где было удивительно тепло, светло и уютно, несмотря ни зиму, так это в Раифском мужском Богородицком монастыре. В нем сразу как-то вспоминалось: "Здесь русский Дух, здесь Русью пахнет...".Чудесное место, которое хочется посетить еще раз и более основательно.
Казанцы любят свой город. Разговаривали с местными и с таксистами, они говорят, что начальство тоже любит город и заботится о нем, потому что никуда не уезжает, дети и внуки их тоже живут и собираются дальше жить здесь. Стало обидно за свой город, в котором многие хотят только урвать с земляков денег, чтобы уехать в Москву или еще куда подальше... сколько теперь таких городов и городков на Руси, увы...
1.
Два сапога - пара и логическое завершение богопротивникам.