Есть три возможных пути для России – если говорить о внутреннем ее устроении и поощряемых государством принципах взаимоотношений между его гражданами.
Первый путь – высший, христианский, неэгоистический, предполагающий братские отношения между людьми, – для которых заповедь Божья «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39) и слова апостола Павла «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2) – должны стать не чем-то отвлеченным, а руководством к жизни. Идти по такому пути возможно при главенствующем духовном авторитете в стране Православной Церкви, при наличии правящей элиты, во главе с помазанником Божьим, готовой – ради Христа – служить стране и народу, и народа, готового – ради Христа – душу свою положить за веру, царя и Отечество.
Для тех, для кого христианская мотивация непонятна и неубедительна (или неприемлема по религиозным причинам), – имеется второй путь – обезбоженный, социалистический, основанный на справедливости: на представлении о том, что раз все люди равны, то и распределение жизненных благ между членами общества, как и распределение обязанностей, должно быть примерно равным.
Христианская любовь в обществе, выбравшем такой путь, уступает место солидарности, основанной на общности целей. При этом уровень жизни правящей элиты, как правило, несущественно отличается от уровня жизни остального народа. В качестве примера идеального правителя сторонники такого пути указывают обычно на Сталина, после смерти которого, из имущества, остались лишь «сапоги и поношенный китель».
Путь этот тоже – до поры – предполагает «семейный» тип общественного уклада и братские отношения между людьми, однако отдельные члены такого общества, как правило, не способны долго удерживаться на этой позиции, так как не имеют высших духовных оснований для обуздания своих эгоизмов в пользу семьи, народа, государства… Страны, идущие по такому пути, бывают сильны в период внешних, общих для всех испытаний, в остальное же время они неустойчивы. Лишенные высшей мотивации и без принуждения со стороны «специальных органов», их верхи и низы быстро разлагаются и скатываются к третьему пути – тоже безбожному.
Путь этот капиталистический, основанный на «законах джунглей», где более сильные и хитрые члены общества стараются жить за счет слабых. Все это происходит под видом либерализма, культивирования всякого рода «свобод» – когда на месте любви и даже расчетливой солидарности утверждается эгоизм, и когда всякая отдельная личность ставит себя выше семьи, народа, государства (и внутренне или открыто перестает им подчиняться). В обществе начинает преобладать «моральный кодекс» раковой клетки, стремящейся жить за счет здоровой части организма и постепенно приводящей его к гибели. Это, в конце концов, ведёт к упразднению государств, открывая возможность для установления «общественно-политического» устройства «последних времен»…
Подобного рода «хищное» отношение к ближним может также основываться на представлении тех или иных членов такого общества или отдельных общественных групп о своей будто бы «избранности». На мировой арене и внутри отдельных государств активно себя проявляет известный «избранный народ», который с определённого времени перестал видеть свою избранность в служении Богу, заменив его «избранностью» в стяжании благ и всяческих привилегий. Однако нет недостатка и в тех, кто не являясь «избранными» по происхождению, произвольно назначают себя таковыми по собственному убеждению. Этой духовной болезни подвержены как отдельные личности, так и целые народы, избирающие путь эгоистического национализма, – проявляющие тем самым своего рода «квазижидовство» (если перефразировать Соловьева, не философа, любящего порассуждать о «квазихохлах», – видимо, чтобы посеять вражду внутри православного народа и не дать ему восстановиться в прежнем единстве).
Однако те, кто пополняют собою ряды такого рода «болящих», выстраивая свою жизнь на подобных началах и мня себя «избранными» личностями или народами, в конечном итоге становятся «питательным кормом» «избранных по происхождению». Это именно та «приманка, которой, в надежде стать «своими» в мировой «элите», соблазнились наши власть предержащие, затащившие наш народ в «чужую колею», ведущую к пропасти. Из этой «чужой колеи» нам нужно теперь выбираться, постепенно, с Божьей помощью, возвращаясь на путь, спасительный для России.
Сергей Николаевич Сидоренко, писатель, публицист
8. Ответ на 1, Андрей Садовский:
Заявление без доказательства. Начнём с того, что ненавистники социализма обзывают его религией. Именно обзывают, подразумевая всё то худшее, что может быть в религии как проявлении жизни общества. А уже это признаёт наличие "высшей мотивации" у некоторых особо "ослеплённых" сторонников социализма. Допустим, Вы не разделяете такой подход к социализму (вопреки мнению большинства своих единомышленников), но тогда Вы должны доказать, что не было высшей мотивации, например, у энтузиастов строительства СССР в 30-е годы. А она была, совершенно христианская. Люди совершали трудовые подвиги ради создания справедливого общества, ради счастливой жизни своих близких, которыми были для них все граждане СССР.
7. Ответ на 6, Сергей Сидоренко:
Если так - простите. Видимо мне действительно не достает внимательности найти это в тексте.
Я пишу о православном пути, при котором общество превращается в единый, соборный, "организм" - вот про соборность вообще, крайне интересно. Что это такое? Где можно увидеть?
6. Ответ на 5, Алекс: Почему Вы решили, что я не учитываю первую, главнейшую, заповедь. Я пишу о православном пути, при котором общество превращается в единый, соборный, "организм", в котором "руки" не обижаются на "голову", а "ноги" не завидуют "рукам"...
И даже в таком случае Ваши упования "Первый путь – высший, христианский, неэгоистический, предполагающий братские отношения между людьми, – для которых заповедь Божья «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39) и слова апостола Павла «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2) – должны стать не чем-то отвлеченным, а руководством к жизни" - выглядят не убедительно, т.к. заужают понимание христианского пути, поскольку "возлюби ближнего" в Евангелии это лишь вторая из наибольших заповедей. И, к сожалению, мы это уже проходили - в СССР заповеди строителя коммунизма, это по сути вторая часть заповедей декалога при отсутствии первой - мотивирующей части.
Допустим, Вы без злого умысла ТАК "подредактировали" слова Спасителя, и признАете это ошибкой. Но даже в этом случае это справедливо только если говорить об отношениях между двумя людьми. Если же добавить в эту схему государство, то все начинает работать иначе.
Так, у человека есть три уровня ответственности:
- личный, он же семейный;
- общинный (участие в делах Прихода, ТСЖ, трудового коллектива и т.п.);
- государственный - участие в делах народа (служение обществу сообразно талантам, защита Отечества, защита веры);
И уж если Вы имеете ввиду ту часть христианского пути, которая выходит за рамки отношений двух людей (меня и моего ближнего) - путь гражданина в государстве (т.е. конкретно имеете ввиду именно третий уровень), то без дополнительных пояснений из Писания (а там есть) точно не обойтись.
В качестве иллюстрации: святой равноапостольный князь Владимир - Красно Солнышко, понимая Писание так, как предлагаете Вы, начал отпускать на волю преступников, прощая врагов общества, как личных - и тем подставлял уже не свою щеку, а щёки людей, которых он был обязан защищать. И его тут же поправили.
5. Ответ на 4, Сергей Сидоренко:
И даже в таком случае Ваши упования "Первый путь – высший, христианский, неэгоистический, предполагающий братские отношения между людьми, – для которых заповедь Божья «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39) и слова апостола Павла «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2) – должны стать не чем-то отвлеченным, а руководством к жизни" - выглядят не убедительно, т.к. заужают понимание христианского пути, поскольку "возлюби ближнего" в Евангелии это лишь вторая из наибольших заповедей. И, к сожалению, мы это уже проходили - в СССР заповеди строителя коммунизма, это по сути вторая часть заповедей декалога при отсутствии первой - мотивирующей части.
Допустим, Вы без злого умысла ТАК "подредактировали" слова Спасителя, и признАете это ошибкой. Но даже в этом случае это справедливо только если говорить об отношениях между двумя людьми. Если же добавить в эту схему государство, то все начинает работать иначе.
Так, у человека есть три уровня ответственности:
- личный, он же семейный;
- общинный (участие в делах Прихода, ТСЖ, трудового коллектива и т.п.);
- государственный - участие в делах народа (служение обществу сообразно талантам, защита Отечества, защита веры);
И уж если Вы имеете ввиду ту часть христианского пути, которая выходит за рамки отношений двух людей (меня и моего ближнего) - путь гражданина в государстве (т.е. конкретно имеете ввиду именно третий уровень), то без дополнительных пояснений из Писания (а там есть) точно не обойтись.
В качестве иллюстрации: святой равноапостольный князь Владимир - Красно Солнышко, понимая Писание так, как предлагаете Вы, начал отпускать на волю преступников, прощая врагов общества, как личных - и тем подставлял уже не свою щеку, а щёки людей, которых он был обязан защищать. И его тут же поправили.
4. Невнимательно читаете. Речь идет о "внутреннем устроении" и о "поощряемых государством принципах взаимоотношений между его гражданами"...
Первый путь – высший, христианский, неэгоистический, предполагающий братские отношения между людьми, – для которых заповедь Божья «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39) и слова апостола Павла «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2) – должны стать не чем-то отвлеченным, а руководством к жизни. - ЛИЧНОЙ, а не государственной! «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими».
Идти по такому пути возможно при главенствующем духовном авторитете в стране Православной Церкви... - только не при наличии таких ужасающих Ея повреждений!
Здесь автор выглядит наивным неофитом.
...при наличии правящей элиты, во главе с помазанником Божьим... - и здесь: красивая фраза, смысла которой автор, очевидно, не понимает. Иначе без серьезных оговорок было бы не обойтись.
Если нужны пояснения, см. комм. 7,14,15,17,25,35,38,40,41 на параллельной ветке: https://ruskline.ru/news_rl/2024/10/29/s_ideologiei_ne_tolko_u_cargrada_no_i_u_rossii__poka_dela_nevazhno
3.
Первый путь – высший, христианский, неэгоистический, предполагающий братские отношения между людьми, – для которых заповедь Божья «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39) и слова апостола Павла «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2) – должны стать не чем-то отвлеченным, а руководством к жизни. - ЛИЧНОЙ, а не государственной! «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими».
Идти по такому пути возможно при главенствующем духовном авторитете в стране Православной Церкви... - только не при наличии таких ужасающих Ея повреждений!
Здесь автор выглядит наивным неофитом.
...при наличии правящей элиты, во главе с помазанником Божьим... - и здесь: красивая фраза, смысла которой автор, очевидно, не понимает. Иначе без серьезных оговорок было бы не обойтись.
Если нужны пояснения, см. комм. 7,14,15,17,25,35,38,40,41 на параллельной ветке: https://ruskline.ru/news_rl/2024/10/29/s_ideologiei_ne_tolko_u_cargrada_no_i_u_rossii__poka_dela_nevazhno
2. Старо как мир.
1.