Есть три возможных пути для России – если говорить о внутреннем ее устроении и поощряемых государством принципах взаимоотношений между его гражданами.
Первый путь – высший, христианский, неэгоистический, предполагающий братские отношения между людьми, – для которых заповедь Божья «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39) и слова апостола Павла «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2) – должны стать не чем-то отвлеченным, а руководством к жизни. Идти по такому пути возможно при главенствующем духовном авторитете в стране Православной Церкви, при наличии правящей элиты, во главе с помазанником Божьим, готовой – ради Христа – служить стране и народу, и народа, готового – ради Христа – душу свою положить за веру, царя и Отечество.
Для тех, для кого христианская мотивация непонятна и неубедительна (или неприемлема по религиозным причинам), – имеется второй путь – обезбоженный, социалистический, основанный на справедливости: на представлении о том, что раз все люди равны, то и распределение жизненных благ между членами общества, как и распределение обязанностей, должно быть примерно равным.
Христианская любовь в обществе, выбравшем такой путь, уступает место солидарности, основанной на общности целей. При этом уровень жизни правящей элиты, как правило, несущественно отличается от уровня жизни остального народа. В качестве примера идеального правителя сторонники такого пути указывают обычно на Сталина, после смерти которого, из имущества, остались лишь «сапоги и поношенный китель».
Путь этот тоже – до поры – предполагает «семейный» тип общественного уклада и братские отношения между людьми, однако отдельные члены такого общества, как правило, не способны долго удерживаться на этой позиции, так как не имеют высших духовных оснований для обуздания своих эгоизмов в пользу семьи, народа, государства… Страны, идущие по такому пути, бывают сильны в период внешних, общих для всех испытаний, в остальное же время они неустойчивы. Лишенные высшей мотивации и без принуждения со стороны «специальных органов», их верхи и низы быстро разлагаются и скатываются к третьему пути – тоже безбожному.
Путь этот капиталистический, основанный на «законах джунглей», где более сильные и хитрые члены общества стараются жить за счет слабых. Все это происходит под видом либерализма, культивирования всякого рода «свобод» – когда на месте любви и даже расчетливой солидарности утверждается эгоизм, и когда всякая отдельная личность ставит себя выше семьи, народа, государства (и внутренне или открыто перестает им подчиняться). В обществе начинает преобладать «моральный кодекс» раковой клетки, стремящейся жить за счет здоровой части организма и постепенно приводящей его к гибели. Это, в конце концов, ведёт к упразднению государств, открывая возможность для установления «общественно-политического» устройства «последних времен»…
Подобного рода «хищное» отношение к ближним может также основываться на представлении тех или иных членов такого общества или отдельных общественных групп о своей будто бы «избранности». На мировой арене и внутри отдельных государств активно себя проявляет известный «избранный народ», который с определённого времени перестал видеть свою избранность в служении Богу, заменив его «избранностью» в стяжании благ и всяческих привилегий. Однако нет недостатка и в тех, кто не являясь «избранными» по происхождению, произвольно назначают себя таковыми по собственному убеждению. Этой духовной болезни подвержены как отдельные личности, так и целые народы, избирающие путь эгоистического национализма, – проявляющие тем самым своего рода «квазижидовство» (если перефразировать Соловьева, не философа, любящего порассуждать о «квазихохлах», – видимо, чтобы посеять вражду внутри православного народа и не дать ему восстановиться в прежнем единстве).
Однако те, кто пополняют собою ряды такого рода «болящих», выстраивая свою жизнь на подобных началах и мня себя «избранными» личностями или народами, в конечном итоге становятся «питательным кормом» «избранных по происхождению». Это именно та «приманка, которой, в надежде стать «своими» в мировой «элите», соблазнились наши власть предержащие, затащившие наш народ в «чужую колею», ведущую к пропасти. Из этой «чужой колеи» нам нужно теперь выбираться, постепенно, с Божьей помощью, возвращаясь на путь, спасительный для России.
Сергей Николаевич Сидоренко, писатель, публицист