А.В. Суворов на смерть Г.А. Потемкина: «Великий человек и человек великий»
«Суворова никто не пересуворит». Г.А. Потёмкин.
В этом году торжественно отмечается 285-летие со дня рождения великого политического, государственного и военного деятеля России, светлейшего князя Григория Александровича Потемкина. Сайт «Русская народная линия» посвятил этому историческому событию особенное внимание. Ведь о Потемкине как о великом деятеле не только екатерининской эпохи, но всей последующей истории России, в отличие от постоянной хвалы в адрес Суворова, стали писать только недавно, в последние 10-15 лет.
Автор замечательных книг о Потемкине Вячеслав Лопатин четко подметил: «Увы, в начале ХХ века не нашлось в Российской Империи таких людей, как Суворов, Потёмкин, Румянцев, Ушаков, которые были одновременно прорывными новаторами и почвенниками, охранителями». Действительно, могли бы такие великие охранители России, как Потемкин и Суворов, будь они живы, допустить, чтобы великая Царская Россия к 1917 году пала к ногам предателей и отпетых врагов. Конечно, нет.
Все они, звезды екатерининского времени, были люди дела и чести, по-разному складывались у них отношения друг с другом, каждый был со своим характером, талантом. Подчас было трудно общаться им между собой, но друг друга уважали. Раньше много писали об отношениях Г.А. Потёмкина и А.В. Суворова, вплоть до того, что они были заклятыми врагами. Но это – чистая неправда!
«Потёмкин, еще не выбравшись из меланхолии, полностью доверял опыту Суворова; светлейший подарил генерал-аншефу богатый шлафрок со своего плеча, и пирог с трюфелями резал пополам, говоря адъютантам: "Отвезите в Кинбурн Суворову... не все мне!" В переписке с Императрицей, именуя начальников по фамилиям, он выделял Суворова писанием его имени с отчеством (что стала делать и Екатерина, ему подражая)».
В. Пикуль. «Фаворит»
Непобедимого Суворова и современники, и последующие исследователи считали всегда человеком чести, строжайших принципов и правил. А Григория Александровича Потёмкина, наоборот, – бесталанным, ленивым сибаритом. Да, каждый из них был со своим характером, каждый хотел играть главную роль в военных операциях русско-турецких войн.
«Потёмкин был ошеломлен известием, что генералы без его ведома начали отводить войска. Он переслал Суворову еще один ордер – секретнейший: делай, как хочешь и как умеешь, руки тебе развязываю, а твое решение станет моим решением. Этот ордер вполне устраивал Александра Васильевича, давая ему власть главнокомандования... Осмотрев крепость в поисках ее слабейших мест, Суворов честно рапортовал в ставку Потёмкина: "КРЕПОСТЬ БЕЗ СЛАБЫХ МЕСТ».
В. Пикуль. «Фаворит».
«Имя странного Потёмкина будет отмечено в рукой истории, ему обязаны мы Черным морем», – так оценивал великого Г.А. Потемкина великий А.С. Пушкин.
Когда не стало Григория Александровича, Александр Васильевич печально произнес:
«...великий человек и человек великий: велик умом, велик и ростом, не подходил на того французского посла в Лондоне, о котором канцлер Бэкон сказал, что чердак обыкновенно худо мебелируют». А.В. Суворов
Суворов не был тем старичком, которых изображают на лубочных картинках. Он был честолюбивым человеком, хитрым и знал себе цену. Отношения между двумя выдающимися людьми были неровные, но они умели ценить друг друга. Как Потёмкину нужен был Суворов, так и Суворову нужен был Потёмкин, иногда они подшучивали друг над другом:
«Суворова никто не пересуворит». Г.А. Потёмкин
Потёмкин, конечно, уступал в полководческом таланте Суворову, но он был блестящим организатором и хозяйственником.
Светлейший князь Таврический постоянно напрашивался на обед к Суворову. Наконец, Потёмкин был зван к Суворову вместе со своей свитой на обед. Хоть и Григорий Александрович устраивал роскошные обеды для аристократов, но сам предпочитал кислую капусту, щи, клюкву, изыски не слишком жаловал. Но Александр Васильевич был наслышан о гурмане Потёмкине. Суворов, не долго думая, позвал метрдотеля Матоне, который служил у князя, и велел ему приготовить роскошный пир. При этом сказал: «Денег не жалеть».
А для себя Суворов велел своему верному повару Мишке приготовить два постных блюда.
В назначенный час появился великолепный князь Тавриды со всей свитой. Увидев накрытый стол, был очень впечатлен. Потёмкин и его приближенные ели и пили, нахваливая Суворова за щедрость. А сам Александр Васильевич ни к чему не притронулся: ел только два своих постных блюда.
На следующий день Матоне принес счет на оплату. Сумма переваливала за тысячу рублей. Суворов, не долго думая, написал на счете:
«Я ничего не ел». А.В. Суворов
и велел отнести его к Потёмкину.
Григорий Александрович тотчас оплатил вчерашний банкет, не обижаясь на Суворова, сказал:
«Дорого стоит мне Суворов». Г.А. Потёмкин
Правда про этот обед или выдумка? Но это как раз показывает, что два великих человека были умны и очень уважительно относились друг к другу.
Царство им Небесное!
Составил Владимир Николаев
2.
1. Спасибо сайту РНЛ за публикацию !