Как сообщалось, 24 сентября в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу очередного заседания Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
Первосвятитель сказал несколько слов о миссионерском служении: «Миссия — это само проявление существа Церкви. Церковь не может существовать без миссии. Первое, что сказал апостолам Спаситель: "Идите, научите все народы" (Мф. 28:19). Поэтому миссия не является какой-то прикладной задачей — она тесно связана с Евхаристией, с совершением Литургии, она в самом центре церковной жизни. Поэтому не буду еще раз повторять, что миссионерское служение ни в коем случае не может ограничиваться повесткой дня только одного синодального отдела. Цели свидетельства о Христе, в конечном счете, подчинена деятельность любого церковного учреждения, да и каждого верующего. Действительно, каждый православный человек, каждый член Церкви призывается к миссии, призывается к свидетельству. К сожалению, в нашей Церкви, вообще в Православии, это не очень усвоено мирянами, в отличие от некоторых сектантских групп, как вы знаете, где каждый член считает своим долгом, своей обязанностью осуществлять миссию. Как это реализуется — другой разговор. Иногда за рукава хватают, куда-то предлагают идти, но факт, что для многих сектантских групп миссия является приоритетом в служении каждого их члена.
У нас совсем не так. Даже некоторые архиереи, тем более священники, не относят миссию к первоочередным задачам. Это очевидный факт, тут и доказывать ничего не нужно. Поэтому ещё раз хочу подчеркнуть, что свидетельство о Христе, то есть миссионерская работа, должна включаться в деятельность каждой церковной организации — в деятельность прихода, благочиния, епархии и всей Церкви».
По его словам, «многие священники присутствуют в социальных медиа, и некоторые добились на этом поприще значительных успехов. Миссия в социальных медиа должна умножаться, становиться предметом внимания на всех уровнях церковной жизни ещё и потому, что новые технологии стали орудием в руках разного рода опасных людей, таких как оккультисты, неоязычники, эзотерики, да и просто шарлатаны всех мастей, которые стремятся эксплуатировать в своих целях естественные духовные запросы. И угроза соблазнения людей на этих "агорах", в этих пространствах сейчас чрезвычайно высокая».
Предстоятель сказал об особой важности миссионерской работы: «У меня пока не создалось впечатление, что миссия является приоритетом для наших священников, для наших архиереев. Более того, кажется, что инициативы Патриарха иногда воспринимаются примерно так: "Ну ладно, а нас это вроде как не касается". Нельзя сказать, что необходимость развития церковной миссии тотально отрицается, но, тем не менее, миссионерство не является приоритетом для наших епархиальных архиереев. Это очевидно даже из отчетов — о чем угодно пишут, но не о миссии. А на самом-то деле нужно в первую очередь говорить о том, что сделано в области миссии. Идёт ли обращение людей, создаются ли общины из неофитов, происходит ли привлечение интеллигенции — об этом ни слова! Может, я ошибаюсь, тогда попрошу владыку управляющего делами потом рассказать, что в этой сфере происходит. Настало время, когда миссия должна стать нашей основной пастырской озабоченностью. Чтобы не потерять народ, особенно нашу молодежь, увлекаемую сегодня многими и многими из тех, кто предлагает ей иной религиозный выбор».
О миссии Церкви рассуждает в телефонном интервью «Русской народной линии» многолетний сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино протоиерей Геннадий Беловолов:
Святейший Патриарх Кирилл обозначил важную и актуальную тему – проблему церковной миссии. Церковь существует в свободном мире, где Её голос призван звучать так, чтобы его могли услышать.
Возникает множество вопросов о сущности и формах миссии Церкви. В данном случае Святейший Патриарх Кирилл определил миссию Церкви как свидетельство. Если буквально придерживаться определения, то миссия – это активное распространение Христианства. А свидетельство, скорее, предполагает пассивную форму выражения своей веры.
Говоря о форме миссии, следует признать, что, к сожалению, мы вольно или невольно пребываем в плену протестантских форм миссионерства. Как точно сказал Патриарх, «иногда за рукава хватают». Особенно сектантские формы – хождение в народ, по квартирам, навязчивый разговор о Боге и так далее.
С таким сектантским подходом сталкивались многие жители России. Помню, как в 90-ые годы ко мне в квартиру стучали иеговисты, предлагая «поговорить о Боге». Конечно, я не отказывался, а приглашал их в квартиру, откуда спустя короткое время они сами сбегали. Ибо, когда мы утверждены в вере и являемся носителями православного вероучения, то нам не составит труда обратить «миссию сектантов» на них самих. Наши квартиры могли стать местом уловления заблудших душ сектантов.
Однако мы призваны учитывать свою православную традицию: православная миссия должна иметь православные формы. Кроме призывов необходимо глубокое осмысление и систематизация нашего миссионерского опыта.
Православная миссия не должна быть агрессивной – необходимо оставлять человеку свободу. Формулу православного миссионерства прекрасно сформулировал преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен — и тысячи спасутся вокруг тебя».
Наша миссия должна быть не только словом, но образом нашей жизни. Во-первых, надо быть христианином: молиться, участвовать в Таинствах, читать Евангелие.
Во-вторых, в отличие от сект, наша духовность воплощается в формах – литургических, бытовых, традициях, одежде.
Миссия любого священника начинается с ношения подрясника в общественных местах. Поверьте, ношение подрясника – очень сильное миссионерское средство.
Когда люди видят, что по улице идёт священник, то многие вспоминают о Боге и нет нужды кого-то хватать за рукава – тебя самого схватят. Как только священник идёт в подряснике, всегда найдётся собеседник или вопрошающий.
Конечно, бывают люди подшофе, рассказывают свою исповедь жизни. Но чем богаты, тому и рады.
К сожалению, священники теперь редко носят подрясник вне храма. Даже когда батюшка молчит – подрясник проповедует и миссионерствует. Подрясник делает священника служителем Церкви. Пастырь таким образом свидетельствует: я служу Христу!
Очень важно, когда в общественном месте люди соприкасаются с видимым служителем Церкви, к которому может обратиться или просто вспомнить о Боге. В каком-то смысле служение священника близко к служению Самого Христа. Ведь Христос не каждый день произносил Нагорную проповедь, а просто ходил: люди имели возможность обратиться к Нему. Главное, Христос был доступен для каждого. А когда священник в подряснике в общественном месте – он доступен для каждого человека. Быть среди людей - сильнее проповеди в Интернете. При всей массовости охвата православных священников-блогеров я не слышал, что кто-то обратился ко Христу после сидения в Интернете.
Странно, когда пастыри успех своей миссии связывают с количеством своих подписчиков. Весьма трудно оценивать миссию в Интернете, потому что не видны её результаты. Я думаю, что после чтения священников-блогеров к Таинствам приступает минимальное количество людей.
Как ни странно, мы сильно преувеличиваем плоды миссионерства в Интернете. Апостол Павел говорит: «Итак, вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). От человека к человеку. Свечу можно зажечь только от горящей свечи – её невозможно зажечь от экрана телевизора или компьютера.
У мирян есть свои миссионерские средства. Я давеча вернулся с родного для меня Кавказа, где, к сожалению, заметил активную исламизацию своего родного Пятигорска. Я постоянно наблюдал девушек в хиджабах, а мужчин – с бородой. Более того, я не заметил ни одно молодого кавказца без бороды.
Надо признать, что в этом городе видишь реальное присутствие ислама. А что нам мешает вспомнить о нашем традиционном православном внешнем облике? Мужчине заповедано ношение бороды, а почему мы забыли об этом? Борода – красиво и благообразно. Ношение бороды свидетельствует о том, что человек носит образ Божий, является православным христианином.
Я назову ещё одно сильное миссионерское средство, которое у нас, к сожалению, предано забвению – простая русская косоворотка. Ношение косоворотки свидетельствует о том, что её носитель – русский православный человек. Как известно, косоворотка скроена под крест – крестоворотка. Косой разрез сделан, чтобы не выпадал крест во время работы.
Во-первых, в основе кроя рубахи лежит уважение ко Кресту. Во-вторых, скроена полуряска: верхняя часть совпадает с подрясником. Я в своё время благословлял алтарников носить косоворотки.
Мы так много говорим о Русском мире, а внешне наша русскость никак не выражается. Наши гости из тёплых азиатских республик не видят, что здесь живут русские. А когда мы к ним приезжаем, мгновенно замечаем исламскую культуру и традиции. Так давайте покажем, прежде всего, самим себе, что мы русские, что у нас своя русская православная традиционная одежда и культура. Нужно воплотить в жизнь песню Ярослава Дронова «Я – русский».
Когда одеваешь косоворотку, то свидетельствуешь, что ты – русский.
Наши дорогие православные христианки забыли, что платок нужно носить не только в храме. Апостол Павел говорит, что женщина должна быть с покрытой головой. «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1Кор. 11:5).
Когда ты видишь женщину в платке, то сразу понимаешь, что перед тобой православная воцерковлённая христианка. Платок предаёт женщине духовный религиозный смысл. Как только женщина надевает платок, то мгновенно становится миссионером. Она молчит, но при этом громко и проникновенно проповедует. Русская традиционная одежда - наша православная формы миссии. Мы свидетельствуем о том, что мы русские православные христиане, что мы помним церковные правила. Для нас жизнь – это храм Божий, служение Богу.
Замечу, что платок можно надевать разных цветов. Например, в праздник Рождества Божией Матери – платок голубого цвета, в Светлое Христово Воскресение – платок красного цвета, в Рождество Христово – платок белого цвета.
Внешняя пассивная форма миссии весьма действенна. Если мы будем думать, что многого достигнем, если будем просто ходить, раздавать Библию или в Интернете сидеть, то мы заблуждаемся.
Батюшка – одень подрясник, мужчина – отрасти бороду и носи косоворотку, женщина – надень платок!
Поверьте, это действенный способ миссионерства, даже гастарбайтеры будут нас уважать, понимая, что приехали к нам в гости.
Поздравления с праздниками - прекрасная форма миссии. На праздники меня многие поздравляют, но вы лучше поздравьте соседку, коллегу, которые не ходят в Церковь. Вот это будет миссия! Например, скоро праздник Покрова Божией Матери. Поздравьте коллег и друзей с этим светлым праздником и подарите открытку, иконку или книгу. Подарок – прекрасная форма миссии, ибо всегда трогательно.
Больше дарите!
Апостол пишет: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать"» (Деян. 20:35).
Нужно подумать о том, кому и что мы ещё не подарили: Евангелие, иконки, книги. Поверьте, никто не откажется от подарка – всегда примут и выразят благодарность. Давайте вспомним, когда в последний раз мы делали подарки нашим ближним? Немногие вспомнят. Бытовая миссия ограниченнее, естественнее и глубже миссии в Интернете.
Я не отрицаю проповеди в интернете, ведь я сам пишу, но прекрасно понимаю и знаю, что мои заметки будут читать церковные люди. Я не считаю свою деятельность в этом смысле миссией. Господь даёт интересный опыт жизни, встречи, поездки, посещения – я делюсь ими со своими читателями. У меня и мысли не возникает, что таким образом занимаюсь миссионерством. В ближайшее время расскажу читателям о своей поездке на Кавказ, о посещении Высокогорного монастыря.
Современный человек не любит прямой и открытой миссии. Сейчас все «сами с усами», все всё знают. Человеку очень трудно сообщить то, что он не знает, поэтому нужны опосредованные формы миссии: одежда, образ жизни, подарки. В этом смысле большую роль играют музеи и различные культурно-просветительские мероприятия, где опосредованно достигается цель миссии.
Для меня вдохновляющим примером является наш музей святого праведного отца Иоанна Кронштадтского в Кронштадте. Кронштадт повысил свой статус, став российской достопримечательностью. В последние годы к нам в музей, помимо паломников, приходит много туристов, которые не знают или мало знают о Всероссийском пастыре. Представляете, какая на нас ответственность? Рассказать об отце Иоанне так, чтобы заинтересовать Православием, показать, что Православие – это наше, нужно и современно! Люди к нам сами приходят. Боимся давать рекламу, потому что много паломников, а квартира – маленькая. Поэтому я радуюсь открытию церковных музеев.
В музей может прийти любой человек, который не будет бояться сделать что-то не так и понимает, что его там не обращают в веру, но вместе с тем он получает информацию, которая ему позволит совершить духовный выбор.
Те же самые культурные мероприятия, фестивали и ярмарки – прекрасное миссионерское средство. Через праздник, культуру, песню идёт проповедь Православия. Большая миссионерская нагрузка ложится на наших бардов, авторов-исполнителей. Хорошая православная песня ценнее многих проповедей священников и сидения в Интернете.
Я считаю хорошим миссионером Ярослава Дронова. Его песни запела вся страна. Мне, как и многим, не нравится его псевдоним «Шаман», но, как сказал Господь, судите по плодам. А плоды творчества Ярослава – прекрасные песни, которые напоминают русскому народу о том, что он русский православный народ с великой историей. Нужно быть достойным великой России. Поэтому Ярослава Дронова давно пора наградить церковным орденом.
Проблема миссионерства – творческая проблема. Нужно найти формы миссии, органичные для нашей традиции. Когда приходит сектант, то уже заведомо хочется его выставить за дверь. К счастью, народ не пошёл за сектантами в силу агрессии их проповеди, чуждой традиции. Мы не должны повторять их ошибок, а для проповеди нашим братьям и сестрам, своим же русским, требуются доверие и единение в духе.
Также миссионерскую пользу могут принести художественные фильмы. Все помнят фильм «Остров» с Петром Мамоновым. К сожалению, в последние годы снимают, не пойми что. Недавно я писал уже о подобном фильме «Царь ночи». В этом вопросе не хватает инициативы со стороны Церкви. Кинематограф – сильнейшая форма миссии. Один из западных режиссеров как-то сказал, что если бы апостол Павел жил в наше время, то снимал бы фильмы, а не писал Послания.
Если снять хороший православный фильм, то блогеры останутся без работы.
Экранизация романов наших классиков научает состраданию, любви, жертвенности. Эти фильмы имеют не прямой религиозный дискурс, но они очень нужны. Вера без совести – фанатизм.
Как ни странно, архиереи более всего стеснены в миссии, потому что как официальное лицо не могут позволить себе неформальные жесты и поступки. У нас нет ни одного архиерея-блогера, но не потому что нет талантов, а потому что положение обязывает. Архиерей выполняет административную, Богослужебную функцию, а миссия предполагает некую неформальность, общение живое.
Установка исторических памятников – это колоссальная миссионерская деятельность. Далеко не все наши исторические личности почтены памятниками. Многие наши Государи до сих пор оболганы, поэтому им нужно воздать честь.
В этом смысле я могу отчитаться: в нашем селе Сомино уже установлено два памятника – Петру Алексеевичу и Александру Павловичу.
20. Ответ на 5, Андрей Карпов:
Так же как и с мыслью автора, что это подобно "протестантскому хватанию за рукав" - как раз в интернете за рукав не хватают: не хочешь - можешь в секунду переключиться на что-то другое.
19. Ответ на 16, Потомок подданных Императора Николая II:
Странно, что Вы не упредили такой очевидный ответ. Понятно, что среди приличных людей не станут говорить о диалектике, но я доживший до маразма дед (С) Наблюдатель.
Говоря попросту - совок (П.В. Тихомиров), ещё не вымерший, один из тех, которые не дают выбросить терафим антихриста Ленина-Бланка на помойку, а зиккурат разрушить.
Кстати, неужели этого мало, чтобы сказать о конце христианства и победе язычников-магов?
Которых половина среди здешних авторов. А поклонников оккультного фашизма (или парафашизма - если использовать менее жесткую формулировку) - процентов 80 среди форумчан. Я прошу меня извинить - я погорячился предыдущим своим комментарием. Принял Вашу мысль за нечто иное, неверно понял в спешке... Простите
18. Ответ на 16, Потомок подданных Императора Николая II:
) Да, я знал - Вы диалектик-марксист.
Странно, что Вы не упредили такой очевидный ответ. Понятно, что среди приличных людей не станут говорить о диалектике, но я доживший до маразма дед (С) Наблюдатель.
Говоря попросту - совок (П.В. Тихомиров), ещё не вымерший, один из тех, которые не дают выбросить терафим антихриста Ленина-Бланка на помойку, а зиккурат разрушить.
Кстати, неужели этого мало, чтобы сказать о конце христианства и победе язычников-магов?
Которых половина среди здешних авторов. А поклонников оккультного фашизма (или парафашизма - если использовать менее жесткую формулировку) - процентов 80 среди форумчан. Ну, диалектику я уважаю. И марксизм считаю интересной политэкономической методикой. Как политическая концепция, он, конечно, особенно в вульгарном ленинском исполнении, не тянет. Но в экономической истории марксизм нельзя игнорировать.
17. Ответ на 16, Потомок подданных Императора Николая II:
) Да, я знал - Вы диалектик-марксист.
Странно, что Вы не упредили такой очевидный ответ. Понятно, что среди приличных людей не станут говорить о диалектике, но я доживший до маразма дед (С) Наблюдатель.
Говоря попросту - совок (П.В. Тихомиров), ещё не вымерший, один из тех, которые не дают выбросить терафим антихриста Ленина-Бланка на помойку, а зиккурат разрушить.
Кстати, неужели этого мало, чтобы сказать о конце христианства и победе язычников-магов?
Которых половина среди здешних авторов. А поклонников оккультного фашизма (или парафашизма - если использовать менее жесткую формулировку) - процентов 80 среди форумчан.
Буквально две недели назад мы с моей возлюбленной, супругой Ольгой Тимофеевной, были в Мавзолее Ильича. Я стоял у мощей Вождя мирового пролетариата и молился. Офицер ФСО тихо произнёс: " Мужчина, пройдите, пожалуйста". А затем мы молились на могилах вождей. Я даже, как кандидат исторических наук, проконсультировал группу товарищей... А жена моя - настоящая православная христианка.
16. Ответ на 15, Андрей Карпов:
) Да, я знал - Вы диалектик-марксист.
Странно, что Вы не упредили такой очевидный ответ. Понятно, что среди приличных людей не станут говорить о диалектике, но я доживший до маразма дед (С) Наблюдатель.
Говоря попросту - совок (П.В. Тихомиров), ещё не вымерший, один из тех, которые не дают выбросить терафим антихриста Ленина-Бланка на помойку, а зиккурат разрушить.
Кстати, неужели этого мало, чтобы сказать о конце христианства и победе язычников-магов?
Которых половина среди здешних авторов. А поклонников оккультного фашизма (или парафашизма - если использовать менее жесткую формулировку) - процентов 80 среди форумчан.
15. Ответ на 14, Потомок подданных Императора Николая II:
) Удивительно узкий подход, и всякий раз, когда находите возможность ответить мне.
Я прав в указании причин появления женского священства. Конечно, таких причин много, но указанные мной тоже очень важны. Думаю, отбросив излишнюю ригидность, Вы сами легко это подтвердите.Является ли источником женского священства отказ от обрядовости? Нет, конечно. Это внутренне не связанные вещи. Они связаны через общий корень — отвержение традиции. Непосредственная причина женского священства — это феминизм, стремление к полному равенству (дурно понятому). Эта тенденция оказалась столь сильной, что заставила править вероучительные аксиомы.
Извините моё занудство, но Вы сами говорили, что обрядовость подкрепляет традицию.Обрядовость укрепляет традицию, которая с маленькой буквы. Любая обрядовость укрепляет некую традицию, и любая традиция генерирует некоторую обрядовость. Но нас — так ведь? — интересует Традиция с большой буквы, которая несет истину. Отношения между маленькими традициями и Традицией с большой буквы двойственны. С одной стороны, Традиция существует не в вакууме, а среди людей, которые как-то с ней соотносятся, и возникают формы этих отношений, закрепляющиеся в виде обрядов, которые становятся традиционными. Эти маленькие традиции помогают людям выстраивать свое поведение так, чтобы оставаться внутри Традиции с большой буквы. С другой стороны, время идет, и маленьких традиций становится всё больше и каждая из них получает многовековую историю, и это разрастающееся множество может затенять истинную Традицию. Отсюда возникает желание протестантов отбросить все эти мелкие традиции и вернуть подлинный вид Традиции. Оно, конечно, ошибочно. Во-первых, Традиция проявляется в традициях, и, отбросив последние, нельзя не повредить первую. А во-вторых, свято место пусто не бывает. И любая протестантская деноминация неизбежно формирует свои традиции, которые оказываются более ущербными по сравнению с изначальными. Однако сама проблема, которую пытался решить протестантизм, существует. С каждым следующим поколением кокон из традиций становится толще и разглядеть Традицию становится сложнее. Нужно специальное усилие, переключающее перспективу, которое многие не делают. И тогда им кажется, что традиции и есть Традиция. Стоит лишь их как следует соблюдать и ты будешь в истине. Но это не так. В пределе традиции работают на то, чтобы полностью элиминировать Традицию. Но они необходимы, чтобы не утратить наследуемую истинность. Такой вот парадокс.
14. Ответ на 13, Андрей Карпов:
) Удивительно узкий подход, и всякий раз, когда находите возможность ответить мне.
Я прав в указании причин появления женского священства. Конечно, таких причин много, но указанные мной тоже очень важны. Думаю, отбросив излишнюю ригидность, Вы сами легко это подтвердите.Является ли источником женского священства отказ от обрядовости? Нет, конечно. Это внутренне не связанные вещи. Они связаны через общий корень — отвержение традиции. Непосредственная причина женского священства — это феминизм, стремление к полному равенству (дурно понятому). Эта тенденция оказалась столь сильной, что заставила править вероучительные аксиомы.
Извините моё занудство, но Вы сами говорили, что обрядовость подкрепляет традицию.
13. Ответ на 10, Потомок подданных Императора Николая II:
) Удивительно узкий подход, и всякий раз, когда находите возможность ответить мне.
Я прав в указании причин появления женского священства. Конечно, таких причин много, но указанные мной тоже очень важны. Думаю, отбросив излишнюю ригидность, Вы сами легко это подтвердите.Является ли источником женского священства отказ от обрядовости? Нет, конечно. Это внутренне не связанные вещи. Они связаны через общий корень — отвержение традиции. Непосредственная причина женского священства — это феминизм, стремление к полному равенству (дурно понятому). Эта тенденция оказалась столь сильной, что заставила править вероучительные аксиомы.
12.
И действительно, многие секты живут по-христиански общинно, а мы — свечками и записочками. Если лжехристу удалось образовать общину с большим творческим потенциалом, независимую от государства и полностью самодостаточную, а нашей Церкви и нам, „православным христианам“, это не нужно, то о чем это говорит? Страшно произнести диагноз. Одни пустые мечты о тоталитарных антихристианских коммунизьмах и лжеправославных социализьмах. Одни их названия, конечно, „дадут“ процветание и христианское спасение. А настоящий коммунизм и социализм, это жить в добровольных христианских общинах — и городских и, преимущественно, сельских. В чем припятствие? Нет духовных вождей, исполненных Духа Святого. И тогда на их место заступают виссарионы.
11. Ответ на 8, Игорь Ал:
А у нас?
Семейной взаимомолитвы друг о друге нет.
Производственной взаимомолитвы нет.
Единой ежедневной общенародной объединяющей взаимомолитвы нет... А вот их навязываемое состояние души потребления-разделения — из каждого ящика прет...
Едовой молитвы нет.
Сон под успокаивающую молитву-мелодию памяти Божией отсутствует... Треть жизни...
Отсюда и плоды...
Нет семейной взаимомолитвы — нет семьи, нет молитвы на работе — работа сомнительна, народ без единой молитвы — не народ... Да и человек...... ...
Зато традиции, внедренные в нас несуществующей идеологией героев "соловьёв и коршунов" и насаждаются, и закрепляется современными СМИ... Традиции лжи, обворовывания, одурачивания, гордыни...
Святейший прав! "Поставить вопрос — значит ответить на него"!
Не только проповедями и службами, одёжей и крестами, призывами, лозунгами и моралями... но и о ОЖИВЛЕНИЕМ ПАМЯТИ БОЖИЕЙ В НАРОДЕ В РЕАЛЬНОЙ жизни... Неплохо было бы Священству об этом подумать... И ВОПЛОТИТЬ В ЖИЗНЬ, "пока великая гроза всё не смела в твоей отчизне"... Слишком много оставлено вне Церкви, Бога и Молитвы... 95% крещеных верующих...
Вот это была бы миссия так миссия..! Миссия оживления памяти Божией в быту...
Только... "Словами своими мы заболтаем их"...
А алгоритмы... Разрешимые задачки... Но никому не нужно... Жизнь... Молитва может быть образом жизни, но обычно образ жизни — нечто другое. И если образ жизни — нечто другое, то молитва — лишь обращение человека к Богу, что само по себе важно, ибо без обращения к Богу нет памяти о Боге, а без памяти о Боге не может быть жизни во Христе. Но молитва (если, повторюсь она не стала образом жизни) — ещё не жизнь. У нас часто бывает — помолился человек, и живет по-прежнему. Но поскольку помолился, уже чувствует себя оправданным. Поэтому и совместные молитвы ничего не изменят. Встанут люди перед иконами, помолятся, и пойдут жить как жили. Ключом является вовсе не совместная молитва, а личное покаяние. Христианское благочестие измеряется тем, насколько люди склонны принимать критику, признавать свои ошибки, прощать ошибки других. Даже молитва — она может быть разной: покарай этих нечестивцев, или спаси их, а покарай лучше меня (как просил Павел об иудеях), или как Авраам до последнего просил Бога пощадить содомлян ради возможных праведников. А так и фарисей молился: благодарю Тебя, Боже, что я праведник, а не как этот грешник.