В то время как на передовой СВО наши христолюбивые воины сражаются за Русскую землю, её традиционные ценности и её историю, в глубоком тылу в коридорах киностудий готовится крупная провокация как раз против этих ценностей и истории.
Недавно появилась информация о начале съёмок нового фильма «Царь ночи». Фильм с таким с магическим названием может быть о чём угодно. Но в опубликованных анонсах уточняется: «Действие фильма разворачивается в Петербурге и Кронштадте в начале XX века. Это было время, когда рушилась Империя, и миллионы людей теряли свои жизни. В центре сюжета — фигура Святого Праведного Иоанна Кронштадтского — священника, который верил в ведущую роль Церкви в спасении человека. Он помогал тысячам обездоленных, используя молитву, деньги и личное участие».
Ясно, что ничего не ясно, много тумана и ничего конкретного. Но, как известно, под прикрытием дымовой завесы обычно проводят секретные операции.
У меня неожиданно была возможность узнать об этом фильме непонаслышке, а, так сказать, из первых рук. В феврале этого года ко мне обратились представители «творческой группы» фильма с просьбой разрешить съемки в помещении Мемориальной Квартиры св.Иоанна Кронштадтского. Тогда-то я впервые и услышал это название «Царь ночи».
«Что за "царь ночи"? Кто это? Что означает название?» «Ну вот такое название! Посмотрите, поймёте».
Вначале я подумал, что речь идёт о документальном фильме, в чём мы помогаем и идём навстречу. Но когда я услышал, что квартира нужна как съёмочная площадки для игровой ленты, в которой будет роль святого праведного Иоанна Кронштадтского, я сразу отказал в такой возможности.
«Не могу представить себе ряженого "батюшку" на месте, где жил великий русский Святой. Такого нам Дорогой Батюшка не простит», - сказал я.
Но мои аргументы помощница режиссера не услышала, и она стала активно меня уговаривать. Оказывается, фильм снимает режиссер с мировым именем, подобран звёздный состав актеров («даже Елизавета Боярская снимается!»), ожидаются огромные просмотры.
Актера на роль Иоанна Кронштадтского она отказалась назвать. «Не беспокойтесь. Это не должен быть обязательно верующий человек. Это не проблема найти актера. Может быть, найдется и атеист, для которого не страшно будет сыграть Иоанна Кронштадтского», дескать, это всего лишь только искусство.
Я ответил, что всё это не имеет ровно никакого значения.
Она сказала, что аренда квартиры для съёмок будет оплачена.
Я ещё раз объяснил, что вопрос носит не материальный, а духовный характер. Мемориальная Квартира – это святое место, а не съёмочная площадка. Пусть фильм снимает самый гениальный режиссёр, и в нём снимаются самые гениальные актеры, всё равно это будет игра в святого. Иоанна Кронштадтского сыграть нельзя. Как он будет в фильме молиться, исповедовать, причащать?! Всё это будет понарошку. Как он будет творить чудеса, исцелять и воскрешать, - всё будет игра, а, стало быть, обман.
Я даже рассказал, что мне самому как-то предлагали сыграть в «Преступлении и наказании» священника, исповедующего и причащающего Мармеладова, но я не могу играть роль священника, я могу им только быть. Чем больше она уговаривала, тем более решительно я отказывал. Признаюсь, думал, что на этом наше общение закончено.
Однако через пару дней она снова позвонила мне. Видимо, у нее было твердое задание режиссера решить проблему с несговорчивым батюшкой. Она спросила: «Тогда разрешите нам хотя бы просто посмотреть Музей. Просто посмотреть можно?» - «Конечно, как все посетители вы можете просто прийти на экскурсию». Недели через полторы мне неожиданно сообщили, что творческая группа во главе главным режиссером едет в Музей.
К сожалению (а может быть и к счастью!?), я в этот день не смог быть в Кронштадте и «творческую группу» принимала одна из наших сестер.
Главный режиссер прямо с порога отказался от экскурсии по Музею, дескать, мы и так сами всё знаем. Он заявил, что пришёл сюда посмотреть место для съёмки. «Но ведь этот вопрос вы уже обсудили с директором о.Геннадием, съёмки невозможны…». – «Мне не надо ничего ни с кем обсуждать. Что значит нельзя снимать? – не мог успокоиться режиссер. - Я снимаю там, где хочу и сколько хочу».
Видя назревающий конфликт, сестра набрала меня, но режиссер отказался взять трубку: «Не надо меня ни с кем соединять», - заявил он, дескать ему не требуется никаких ни разрешений, ни благословений… Со мной он отказался разговаривать.
По рассказу сестры, режиссер вёл себя в музее, как будто находился на съемочной площадке Ленфильма, а не в гостях у Всероссийского Батюшки. Было впечатление, что помощница режиссера просто не решилась донести до него наш категорический отказ.
Видно было, что «главный» не привык, когда ему в чем-то отказывают. Он был крайне раздражен и перешел на угрозы, начал выяснять, кто у нас начальник и вышестоящая организация, кому мы подчиняемся. Заявил, что у него большие связи. Он найдет на нас управу, привлечёт каких-то депутатов, сообщит кому надо, и вообще мы ещё пожалеем.
Сцена была, мягко говоря, некрасивой. Хорошо, что в тот момент в музее не было других посетителей.
Уходя, он заявил в дверях, что всё равно будет здесь снимать...
Как объяснить этому «мастеру культуры», что наш начальник и наша «управа» — сам Иоанн Кронштадтский!? И он не простит нам появление в его Квартире какого-то ряженого двойника. Как объяснить главному режиссеру, что сын света не может быть героем фильма «Царь ночи»?
Специально не называю имя режиссера, - Бог ему судья. Тем более, что в Квартире он так больше и не появился.
Тем не менее, на днях впервые появились фотопробы актера в гриме, которые подтвердили самые худшие предчувствия. Это будет карикатура на Всероссийского пастыря.
Нужен ли нам такой Иоанна Кронштадтский? Сейчас, когда многие невоцерковленные люди открывают для себя светлый образ Доброго пастыря, когда св.Иоанн Кронштадтский вновь становится всенародным любимым святым, когда даже для СВО изготовлено особое знамя с изображением Всероссийского Батюшки, когда в его Квартиру стремится множество людей, - готовится экранная подделка под Кронштадтского пастыря. Многие зрители, впервые увидят Дорогого Батюшку в виде ряженого актера и могут принять этот фальшивый образ за чистую монету.
Сейчас часто приходится слышать мысль о том, что в такой важный исторический момент нельзя разделять общество. Под этим предлогом, к примеру, даже запрещают трогать Ленина в мавзолее. Так зачем же тогда трогают светлый образ Кронштадтского пастыря, что очевидно разделит наше общество, как разделил в свое время показ фильма «Последнее искушение» Скорсезе, как разделил наше общество фильм Учителя «Матильда».
Спрашивается, зачем снимаются такие фильмы? Неужели нет других исторических тем? Почему режиссеры и актера вторгаются туда, где они заведомо не могут ничего сказать? У меня создается такое впечатление, что современная культура в силу своей безплодности пытается хайпануть на теме святости и образах святых. Хайп стал знамением нашего времени. Иоанн Кронштадтский понадобился как рекламный бренд, чтобы привлечь внимание к новой пустопорожней ленте.
В последние годы своей жизни Иоанн Кронштадтский сполна испил чашу клеветы от либеральной общественности в свой адрес, но, видимо, эту чашу Всероссийский Пастырь должен испить до дна еще раз и в наши дни.
Прости нас, Дорогой Батюшка, что в год 195-летия со дня рождения тебе преподносится такой гнилой «подарок».
Но для всех любящих Кронштадтского пастыря это будет испытание, которое сделает его образ еще ближе и дороже всем нам.
Протоиерей Геннадий Беловолов, сотрудник Литературно-мемориального музея Ф.М.Достоевского, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино
Впервые опубликовано на странице автора в социальной сети
1.
"Недавно появилась информация о начале съёмок нового фильма «Царь ночи». Фильм с таким с магическим названием может быть о чём угодно. Но в опубликованных анонсах уточняется: «Действие фильма разворачивается в Петербурге и Кронштадте в начале XX века. Это было время, когда рушилась Империя, и миллионы людей теряли свои жизни. В центре сюжета — фигура Святого Праведного Иоанна Кронштадтского — священника, который верил в ведущую роль Церкви в спасении человека. Он помогал тысячам обездоленных, используя молитву, деньги и личное участие»."
//////////////////////
По-разному подают информацию о готовящемся фильме - в инете, например, имеется и такая:
"Съемки историко-приключенческого сериала «Царь ночи» стартовали в середине июля 2024 года в Кронштадте… …Режиссером проекта выступает Дмитрий Месхиев, а генеральным продюсером – протоиерей Дмитрий Рощин…
…Действие разворачивается в Санкт-Петербурге начала XX века. После гибели отца юные брат и сестра Яков и Софья теряют друг друга. Чтобы встретиться вновь, им предстоит пройти через уличные банды, революционное подполье, интриги политической полиции и высшего общества и оказаться в центре заговора, цель которого – уничтожение Российской империи."
Из текста видно, что фильм не о батюшке Иоанне Кронштадском - может быть, он "проходит"-задействован там эпизодом?
Опять же, как указано - генеральный - протоиерей Дмитрий Рощин - это все же РПЦ, надо полагать?
Иль то т.н. "фейк" как и…?