«Свет фресок Дионисия – миру»

В Москве состоится открытие авторской выставки фотохудожника Юрия Холдина и искусствоведа Екатерины Даниловой «Ферапонтово. Территория духа»

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская школа  Русская цивилизация 
0
101
Время на чтение 4 минуты
Фото: предоставлено организаторами

В среду, 18 сентября, в 18.00, в Культурно-выставочном центре «Башня» в Москве в рамках проекта «Свет фресок Дионисия – миру» состоится открытие авторской выставки фотохудожника Юрия Холдина и искусствоведа Екатерины Даниловой «Ферапонтово. Территория духа», сообщается в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии».

Организаторами выставки выступили Культурно-выставочный центр «Башня» при Храме Святого Равноапостольного Великого Князя Владимира и Фонд «Фрески Руси». В режиме предпоказа экспозиция уже доступна с начала сентября.

Выставка приурочена к 70-тилетнему юбилею Юрия Холдина (15.08.1954-29.07.2007). За последние 9 лет – это самая масштабная выставка известного проекта, на ней представлено более 160-ти работ мастера фотоискусства.

Фрески Ферапонтова монастыря – вершинное явление русского искусства конца XV века. Оно универсально по своему значению для истории всей мировой культуры. Непревзойдённый уровень его исполнения ставит имя Дионисия в один ряд с именами его великих предшественников Феофана Грека и преподобного Андрея Рублёва, равно как и его современников — Микеланджело и Леонардо да Винчи. Единственное, в невероятной полноте сохранившееся творение Дионисия, засвидетельствованное им самим, было создано через два десятилетия после падения татаро-монгольского ига, когда при Иване III вокруг Великого Московского княжества шёл процесс объединения разрозненных русских земель. Времени становления и укрепления Российского государства сопутствовал небывалый подъём национального самосознания. Духовное укрепление Руси, ощущавшей себя наследницей церковно-государственных традиций Византии, сопровождалось в искусстве поисками образов красоты святости, нашедшими наиболее выразительное воплощение, прежде всего, в творчестве Дионисия.

Проект «Свет фресок Дионисия – миру», позволяет увидеть это знаменитое творение великого иконописца глазами фотохудожника Юрия Холдина не в далёкой вологодской глубинке, а в Москве, где сегодня любая находка единичных фрагментов фресок, к созданию которых мог быть причастен Дионисий, считается уже невероятным событием. Каждая новая выставка проекта даёт возможность рассмотреть образы Ферапонтовского собора Рождества Пресвятой Богородицы в ракурсе недостижимом в месте обитания самого оригинала. Опыт столь сокровенного соприкосновения с образами Дионисия бесценен, поскольку такие значительные произведения требуют не туристического знакомства в условиях, ограничивающих возможность приближения к требующему бережного сохранения стенописному шедевру, а более серьёзного внимания к осмыслению наших художественных и духовных корней.

Человека, входящего в поле дионисиевских фресок, более всего впечатляет нематериальность образа общего пространства этого собора — мы словно попадаем в мир тёплого света, спокойствия, чистоты, мягкости линий, акварельной прозрачности красок… Подобного эффекта созерцания светописного Дионисия в выставочном формате добивался и Холдин, который в середине 1990-х оказался в Ферапонтово впервые и, потрясённый в первозданности сохранившимся шедевром, стал думать, как показать людям то, что открылось ему там, в созерцательной тишине — «глаза в глаза».

Знаменательно, что такой проект появился в России в годы церковного возрождения 1990-х-2000-х годов. Время горячего обращения общества к забытой традиции, к разрушенной православной культуре, породило особое подвижничество. Юрий Холдин, как писали после его трагического ухода в 2007 году, вошёл в историю Церкви, в историю искусства как человек необычайного горения духа, долгие годы создававший известный и очень масштабный проект без какой бы то ни было поддержки, своими силами. Уникальный 12-летний труд фотохудожника в среде, привыкшей к понятию «фотофиксация», не знакомой фотографией как высоким искусством, долгие годы не был воспринят и делался вопреки отсутствию понимания — по зову души. Изучив материалы для представления Дионисия широкой публике за целое столетие, Холдин увидел, что не было ни одной профессиональной художественной съёмки ферапонтовских фресок за всё время существования этого памятника. Осознав, что он может особыми приёмами своего искусства показать Дионисия, он не отступал от мысли, что просто обязан дать малодоступному шедевру новую жизнь, понимая, что только язык фотографии (в переводе с греческого «фото графос» – пишу светом) может открыть миру светоносность и созерцательную глубину умозрения иконописцев Святой Руси. Может — как мы видим сегодня, — если будет в другое время и другими пластическими приёмами, работать на таком же уровне профессионализма и духовной ответственности, как и наши великие предшественники,черпавшие силы для творчества в богообщении.

Холдин, исследуя как влияет свет на наше восприятие фресок, пришёл к заключению, что цвет и светоносность образов раскрываются в гармоничном соответствии со световоздушным пространством храма в узком диапазоне светового времени: в полдень солнечного дня. В найденном художественном ключе Холдин решил все 300 композиций Дионисия, чтобы у человека, приходящего на его выставку, равно как и у листающего его альбомы, создавалось впечатление одномоментного погружения в единое световое и цветоколористическое пространство собора. В мир Дионисия нас погружает взгляд, изменяющий вектор движения времени, перемещающий нас из века XXI в век XV. И те, трудно передаваемые словами впечатления, которые происходят от встречи двух миров, нам дарит образ, вызванный к жизни Светом.

В рамках выставки будут проводиться авторские экскурсии. Начало по субботам и воскресеньям в 14.00, в остальные дни по дополнительной договоренности.

Запись на лекции-экскурсии через сайт или по тел.8-910-426-81-45 (можно оставлять sms-заявки на WhatsApp, Telegram, указывая имя, день и количество человек).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Традиционные духовно-нравственные ценности России
Все статьи темы
Русская школа
«Полная отмена домашнего задания нерациональна»
Другое дело, что специалисты должны лучше продумать их структуру
14.09.2024
Нужно вспомнить старую истину «повторение – мать учения»
Киберспорт и онлайн-игры открывают новые возможности для воцерковления молодёжи
12.09.2024
Колпак «Серебряного возраста» и дpyгие методы дрессировки
Необходима государственная идеология для обогащения душ и сердeц людей любовью к нашему Отечеству
10.09.2024
Время дураков
Ментальные возможности, прогресс и светлое будущее
10.09.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация
«Смотрел на эти картинки и думал: "Нельзя Боженьку обижать!"»
Святейший Патриарх Кирилл выступил на X Санкт-Петербургском международном форуме объединенных культур
12.09.2024
«Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас»
О мероприятиях в день 300-летия обретения городом на Неве своего небесного покровителя и защитника
11.09.2024
Креста на вас нет
Как с эмблемы Дня города Москвы исчез главный православный символ…
10.09.2024
Горько о крестьянстве
Русское крестьянство глазами Максима Горького
09.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ложка дёгтя от священника Павла Островского
Новый комментарий от Наблюдатель
17.09.2024 04:35
Соловьев, Белоусов, Зеленский и Курск
Новый комментарий от Агафон
16.09.2024 23:51
Энакен Скайуолкер становится Дартом Вейдером
Новый комментарий от С. Югов
16.09.2024 23:27
«Такова историческая плата за любовь к чужим витринам»
Новый комментарий от С. Югов
16.09.2024 19:49
«Распад семьи – это планетарный процесс»
Новый комментарий от Алекс
16.09.2024 19:03
«Ядерный конфликт действительно никому не нужен»
Новый комментарий от Константин В.
16.09.2024 18:37