Во Владивостоке с 3 по 6 сентября прошёл IX Восточный экономический форум. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев подвёл краткие итоги трёх дней экономического форума, сообщают «Ведомости».
«Нынешний форум, по сути дела, бьет рекорды предыдущих форумов. В этом году в форуме принимают участие более 7 тыс. человек из 75 стран, включая 16 недружественных стран. Для сравнения – в прошлом году было представлено 62 страны. Традиционно на Восточный экономический форум приезжают представители органов власти и бизнеса крупных развитых стран, понимая, что именно здесь можно разобраться, куда же, собственно говоря, будет двигаться Азиатско-Тихоокеанский регион – стратегический регион мира. Одним из важных аспектов форума являются подписанные соглашения. Здесь тоже рекорд: подписано 258 соглашений на общую сумму 5 трлн 395 млрд рублей», – отметил Юрий Трутнев.
В свою очередь, Министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков озвучил ряд подписанных на форуме крупных соглашений, выделив среди них соглашения о создании химического комплекса в Республике Коми; привлечении научных и инженерных команд в рамках ИНТЦ «Русский»; строительстве лесоперерабатывающего комплекса в Сахалинской области.
Юрий Трутнев также отметил важность предстоящего подписания соглашения между Министерством просвещения Российской Федерации и центром военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания «ВОИН». «В рамках соглашения центр "ВОИН" возьмется за разработку методики преподавания, а самое главное – за подготовку преподавателей, которые будут во всех школах России вести начальную военную подготовку. И в общем, таким образом мы будем делать нашу страну сильнее», – подчеркнул вице-премьер.
Важнейшими результатами Восточного экономического форума, по мнению Юрия Трутнева, являются решения Президента России Владимира Путина, которые принимаются на полях ВЭФ, в том числе после встречи с модераторами. В этом году модераторы подвели итоги ключевых сессий по развитию и продвижения туризма, реализации мастер-планов, уменьшения административного давления, повышения провозных способностей логистической системы ДФО и повышение эффективности контейнерной логистики, определения механизмов доступного финансирования приоритетных инфраструктурных и инвестиционных проектов, вопросам развития науки и технологий. «Президент поддержал практически все предложения и дал нам поручение на основе этих приложений подготовить перечень его поручений», – отметил вице-премьер.
Он напомнил, что Президент назвал на пленарном заседании ряд решений, особенно важных для опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока. Среди них – закрепление до 2030 года на уровне 2% ставки по льготным ипотечным кредитам, выдаваемым жителям регионов Дальнего Востока и Арктики; поручение Правительству России и Госдуме ускорить работу над законопроектом по созданию международных территорий опережающего развития; использование инструментов «Дальневосточной концессии» для создания инновационного научно-технологического центра на острове Русский и определение параметров и масштабов сделок в рамках частного государственного партнерства с ВЭБ.РФ. Ещё одно важное решение связано с выделением из утвержденного лимита с 2025 по 2030 год 100 млрд рублей для реализации проектов мастер-планов дальневосточных и арктических городов.
Итоги IX Восточного экономического форума проанализировал в интервью «Русской народной линии» д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сергеевич Сухарев:
Главный итог Форума – обсуждение и корректировка планов по развитию Дальнего Востока. Экономика региона, природный, человеческий и ресурсный потенциал края – главные направления развития. Социальная политика, эффективное использование природной и ресурсной базы как в интересах развития Дальнего Востока, так и всей России, разрешение вопроса демографии и проблемы внутренней миграции.
На мой взгляд, как-то блёкло прозвучали на форуме аспекты внешней миграции – на территорию Дальнего востока рвутся китайцы и иные представители южно-азиатских стран. Миграционный процесс в таком виде не очень выгоден России, ибо в ближайшие 100 лет возникнут риски потери контроля над регионом. А ведь это русская земля – неотъемлемая часть Российского государства!
Внешние мигрантские потоки должны предполагать русификацию, как и капиталы, которые вкладываются или завлекаются в этот регион.
На Форуме удалось подвести итоги по наращению инвестиций, реализации программ, проектов, включая национальных проектов на Дальнем Востоке, а также «сверить часы» в оценках эффективности.
Доклад Президента на Форуме был посвящен социальным и экономическим проблемам Дальнего Востока. Он указал на необходимость привлечения и концентрации ресурсов, на контроль процессов развития региона для поддержки интенсивного развития Дальнего Востока (за последние годы отмечаются неплохие показатели роста, ВРП, реальных доходов). К сожалению, несмотря на рост, всё же наблюдается отток населения с Дальнего Востока. И это не может не настораживать. Не все решены социальные вопросы. В это же время развитие Урала и средней России может быть более привлекательным для определенных групп населения вне зависимости от динамики развития данного региона, а по иным причинам, но весомым – удалённость, исходная плотность населения, возможности реализации, сложившиеся связи и т.д.
Хотя благодаря «дальневосточному гектару» есть яркие примеры, как люди приезжают жить на Дальний Восток. Однако важны не примеры, а масштаб проявления тенденции – освоения региона.
Важно не явление, а масштаб его проявления, как говорили древние.
Конечно, правительственные чиновники отчитываются об успешности Форума, говорят о заключении большого числа контрактов по разным направлениям – энергетические проекты, наукоёмкие проекты, развитие Дальневосточного университета и так далее. Но в свете форума воспоминается бессмертная поговорка: «Гладко было на бумаге – да забыли про овраги, а по ним ходить!».
Нужно всегда это учитывать. Планов громадьё, а контрольная функция, оценка результативности обычно хромает.
Приведу яркий и живой пример. Речь идет о правительственной методике по оценке эффективности научно-технологического развития.
Недавно мне прислали документ, подписанный заместителем министра, для анализа. Я оценил показатели – крайне формальные, а многие вообще не имеют никакого отношения к оценке результативности и эффективности науки и технологического развития. А этот документ распространяется и на развитие Дальнего Востока – методика-то общефедерального уровня! В методике используются затраты на внутренние исследования и разработки, их доля в ВРП, в ВВП. Это свидетельствует о масштабе финансирования, но затраты не могут характеризовать ни эффективность, ни результативность. Такие же выхолощенные показатели по местам – выставляются четыре места, взвешиваются и агрегируются странно назначенными весами. Правительственная методика плохая, хотя и заточена под Росстат. К сожалению, никто не ставит задачу расширить показатели, функционал и возможности самого Росстата по учёту, измерению технологического развития, чтобы правильно оценить научное развитие!
И когда из подобных решений и методик соткана вся ткань государственного управления регионами и страной, то возникают закономерные вопросы: насколько это уместно, эффективно и почему не слушают научных работников? Чиновники быстренько состряпали бумажку и всё! Нет ни критического осмысления использования показателей, ни сомнений, ничего, а критика не нужна. Конечно, формально увеличат затраты до 2% ВВП к 2030 году. Однако 2% - это крайне мало!
Напомню, более десяти лет тому назад обсуждали необходимость повышения до 4% ВВП! Тем более, что 2% затрата в ВВП – не показатель эффективности, а показатель затрат. Затраты не характеризуют эффективность! Всегда важна оценка результатов.
Решили ввести показатель числа патентов – поданных заявок в эту методику. Конечно, патенты отражают некую активность. Можно идентифицировать изменение активности, но обратите внимание: если в одном году было подано 10 патентов, а на следующий год – уже 30, то фиксируют, как трёхкратное улучшение. Но если по этому же направлению в Германии подаётся 3000 патентов, а в следующий год – 6000 тысяч, то трёхкратное увеличение с 10 до 30 патентов – ничего не стоит. Это крайне мало, хотя показывает трёхкратное увеличение. Важно учитывать относительный порядок изменения показателей. Такое ощущение, что в правительстве не понимают азбучных вещей!
И это имеет прямое отношение к Дальнему Востоку. Президент в своём докладе правильно обозначил цели и задачи: наблюдается положительная динамика. Но всё-таки проблема есть – отток населения. Восполнить ресурсы за счёт внешних заимствований из южно-восточной Азии можно, но решит ли миграционный приток проблему развития Дальнего Востока? Другие страны преследуют собственные национальные интересы – вкладываясь в развитие России, они стремятся добиться влияния на Дальний Восток – природно богатый регион, на стратегическую территорию РФ. Но нам нельзя не учитывать сего факта! Мы будем близорукими, если не будем об этом открыто говорить и поднимать острые вопросы в свете миграции. Как бы ни обижались чиновники и наши «партнёры». Ведь желая не обидеть Китай и другие страны, Россия рискует оказаться в роли унтер-офицерской вдовы, которая сама себя высекла. Желание - лишь бы развить регион – а, как и за счет чего? Что будет в стратегическом остатке? Как будто бы не интересует? Но это не так!
Поддерживая общий пафос Форума, задачи и цели Президента России, вынужден поднимать эти острые вопросы, на которые необходимо обратить пристальное внимание!
Президент же не может лично отслеживать ситуацию или взять лопату и копать. Он должен контролировать тех, кто копает, чтобы они не выкопали могилу для себя самих (полбеды), но и для России. Нужно взрыхлить почву и посеять семена – задачи и цели, обозначенные Президентом и контролировать тех, кто копает. Пусть это и метафора, но она, надеюсь, всем понятна. Важно её реализовать!